ПРОКУРОРСКИЙ «ДЕНДРАРИЙ»

Газета "Flash!"

После газетных публикаций на прокурорскую тематику, со всех уголков региона ко мне стали поступать читательские звонки. Одни читатели с удивлением сообщали, что все опубликованные истории «списаны» с их личного опыта и благодарили за правду. Другие с негодованием рассказывали о прокурорских отписках, обманах, подлогах и спрашивали – что им делать? Нашлись и такие, кто приехал ко мне домой и привез на показ прокурорские письмена из сериала «Хрень для источника власти» за подписью «героев» «Необыкновенного путешествия». Отвечая на всеобщий читательский вопрос «Что делать?», если прокуроры стали «шалить», сообщаю.

В каждом конкретном юридическом случае обязательно необходима консультация специалиста. Только квалифицированный юрист или адвокат способен правильно оценить сложившуюся правовую ситуацию и определить характер и направление необходимых юридических действий. Мне же, как обыкновенному городскому простолюдину, лишь позволено на страницах прессы поделиться личным горьким опытом. Возможно, кому-то он и пригодится. Но начать рассказ мне хотелось бы с одной примечательной и полезной детали.

Когда я вступаю с государственными чиновниками в деловую переписку, то их ответы проходят в моей творческой лаборатории своеобразный «карантин». Если документ по качеству был удовлетворительный, то я красным карандашом ставил на нем отметку «5» и отправлял в архив для отличников. Если документ по качеству был халтурный, то я черным карандашом ставил на нем отметку «2» и отправлял в архив для двоечников. При этом каждый неудовлетворительный ответ получал обязательное кодовое имя. Это имя подбиралось в соответствии с отклонениями документа от требований законодательных норм, и должно было быть ярким, веселым и надолго запоминающимся. Так обстояло дело со всеми неудовлетворительными ответами чиновников, в том числе и прокурорскими. А теперь о практической части исследования.

Когда и.о. прокурора города Усть-Каменогорска Асхат Аринов «подрезал» казахстанскую законность «Сибирским валенком», а прокурор города Ерсаин Шыныбаев «подрубил» ее «Липовой фанерой», я почувствовал себя «Витязем на распутье». Оба прокурора не выполнили свой служебный долг и не стали исполнять основную прокурорскую функцию – устранять нарушение конституционной законности. Оба применили «грязные» методы работы и «погнали» нерассмотренное дело в архив. Как быть в таких антиправовых «джунглях» рядовому усть-каменогорцу без юридического образования? Что ему делать, если в стране не работают законы, правовые потребности народа удовлетворяются избирательно, а прокурорские «финты» обжалованию не подлежат? В каком направлении двигаться дальше?

В подобных «глухих» ситуациях мне всегда виделись реальными следующие варианты действий.

1.Обратиться за советом к специалисту.

2.Вступить с системой в бесполезную переписку до «победного конца», забыв о том, что «плетью обуха не перешибешь».

3.Отказаться от дальнейших действий. Забыть о проблеме. Поберечь нервы. Здоровье всегда дороже любых проблем.

4.Договориться со «слугами профессора Мориарти».

5.Пойти на крайние меры.

6.Совершить путешествие по «филиалу профессора Мориарти» и опубликовать его результаты в СМИ.

Как видно из перечня – выбор на любой случай и вкус. Лично меня всегда привлекал последний вариант. Наверное, сказывалась юношеская страсть к путешествиям. Он давал прекрасную возможность познавать правовую среду обитания казахстанцев в реальных условиях, а также коллекционировать методы работы государственных чиновников и читать их мысли. Но для того, чтобы пройти прокурорский маршрут «Усть-Каменогорск – Астана» мне пришлось поменять тактику правовых отношений. Личные интересы я убрал на «камчатку», а на первый план поставил общенациональную проблему защиты прав и законных интересов человека в Республике Казахстан. Новую тактику я даже назвал охотой на «оборотней» в погонах. Теперь, двигаясь в потоке отписочной «карусели», я уже не пытался обжаловать прокурорские «писули», а молча собирал документальные доказательства беззакония. Отписки, обманы, подлоги, саботажи, «западни», «фиги» и т.п. А когда бумажная «карусель» сделала полный виток, у меня собралась целая коллекция беззакония. Ее основу составили десять официальных писем, отправителем которых явилась прокуратура Республики Казахстан. Письма подписали ключевые прокуроры города, области и страны, назначенные на должности Генеральным Прокурором Республики Казахстан – Асхат Аринов, Ерсаин Шыныбаев, Нурлан Бижанов, А.Дюсембеков и Багбан Таимбетов.

По содержанию все письма походили друг на друга, как матрешки, изготовленные по одинаковому шаблону. В преамбуле сообщалось «Ваше обращение прокуратурой рассмотрено». В заключительной части – «В случае несогласия с принятым решением Вы вправе…». А между ними – сплошная юридическая чушь и тупое неуважение прокуратуры к самой себе, людям и законам государства. Если из писем убрать реквизитные данные, то они вполне бы сошли за послания какого-то неизвестного науке племени, которое поклоняется трем божкам – обману, чепухе и еде. Именно из-за этих трех идолов каждый прокурорский ответ, а точнее псевдоответ, получил свое собственное кодовое имя: «Сибирский валенок», «Липовая фанера», «Бамбук», «Баобаб», «Дубовый пень», «Саксаул», «Пробковое дерево», «Чурбак» и т.п. А вся «древесная» коллекция образовала прокурорский «дендрарий». Десять фиктивных ответов из прокуратуры за одно путешествие – это слишком много даже для прокуратур Мадагаскара или Анголы и вполне достаточно для определенных выводов. Тем не менее, ради законности, я решился еще на один контрольный эксперимент.

Цитирую документ, зарегистрированный в прокуратуре ВКО под №ЖТ-Л-15000-13-01831 от 11.04.2013 г. «Прокурору ВКО Б.Таимбетову. Лично. Заявление о совершении заместителем прокурора ВКО Н.Бижановым коррупционного правонарушения по статье 12 Закона РК «О борьбе с коррупцией». Прошу Вас привлечь к ответственности своего заместителя Н.Бижанова за дезинформацию и неоднократное нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических лиц, который дважды в своих ответах исх. №2-15070-13-01152 от 24.01.2013 г.; исх. №2-15070-13-02750 от 22.02.2013 г. сообщил, что будто бы председатели кооперативов собственников квартир не могут привлекаться к ответственности по статье 84 часть 1 КоАП РК, так как они не являются субъектами правонарушения, предусмотренного данной статьей. (В действительности в моей коллекции беззакония за личной подписью Бижанова имеется пять «древесных» произведений – «Саксаул», «Чурбак» и три «Дубовых пня». В третий раз Бижанов распространил дезинформацию в своем ответе исх. №2-15010-13-01667 от 31.01.2013 г., А.Л.). Данные «Разъяснения» Н.Бижанова являются недостоверными, дезинформирующими и опровергаются ответами Восточно-Казахстанского областного суда и Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Доказательства прилагаются. Ранее, как Вам известно, Н. Бижанов совершил два нарушения установленного законом порядка при рассмотрении моего обращения от 06.09.2012 г. Проигнорировал поставленные в нем вопросы и тем самым задержал запрашиваемую информацию на шестьдесят календарных дней, но к ответственности Вами за это не привлекался. На основании изложенного прошу Вас сообщить:

1.По какой причине прокурор Н.Бижанов меня дезинформировал? По незнанию закона или с умыслом?

2.Какие меры воздействия Вы приняли к Н.Бижанову за дезинформацию и нарушения установленного законом порядка служебных действий?

Ответ на данное обращение прощу направить на указанный выше адрес. Приложение на 5 листах. 11 апреля 2013 года. Подпись А.Л.». Ответ на данное обращение не приходил три месяца. Поэтому его пришлось затребовать письменно. И вот что выяснилось.

Реакция Б.Таимбетова на нарушения законности осталась неизменной. Сигнал о коррупционном правонарушении прокурор без рассмотрения скинул в архив, нарушение Конституции не устранил, а от заявителя отделался… ксерокопией старого «Пробкового дерева». Того самого, из которого главный хранитель законности смастерил «конек» для прокурорской «крыши». Этот документ и его разбор были опубликованы в предыдущей главе. Как пояснил исполнитель «Пробкового дерева» прокурор Серикбаев, он просто подшил обращение в предыдущее делопроизводство, снял со старого ответа копию и одним «бревнышком» убил «двух зайцев». Укладывая прокурорские «бревнышки» в архив, я задумался. Что случилось с прокуратурой Республики? Почему она для собственного народа превратилась в «дендрарий»? В фабрику по производству «Саксаулов», «Бамбуков», «Дубовых пней» и «Пробок»? Почему прокуроры не уважают свой народ, казахстанскую законность, и не хотят им служить? Почему главная правовая ось страны сделалась осью беззакония с тринадцатизначной маркировкой? С позиций причинной связи, прародителем всего «дендраризма» в стране являются политические принципы организации государственного и общественного устройства. При нынешнем устройстве интересы прокуроров и общества ничем не связаны между собой. Оба образования живут, как обитатели разных планет. Поэтому у прокуроров в головах «совсем другие мысли». Поэтому они реально служат только тем, кто ими управляет и контролирует, от кого зависят их личные интересы и благополучие. Для остального населения страны действует избирательный байский принцип «Кому хочу, тому и дам!»

С законодательных позиций прокурорский «дендрарий» однозначно доказывает, что в стране не работают законы, подписанные Президентом государства Н.А. Назарбаевым. Конституция, Административный Кодекс, Законы «О прокуратуре», «О порядке рассмотрения обращений юридических и физических лиц», «О борьбе с коррупцией». И действительно, за каждым прокурорским «бревном», «пеньком» или «чурбаком» стоят:

– явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

– нарушение установленного законом порядка служебных действий;

– передача недостоверной и неполной информации.

То есть, целый «букет» коррупционных правонарушений, создающих уникальные условия для расцвета коррупции в Республике Казахстан. Да еще с признаками возможного должностного злоупотребления. Но, несмотря на это, прокурорских «дендраристов» никто за «бревнышки» не карает. Никто не предупреждает их о неполном служебном соответствии, не понижает в должности, не увольняет со службы. И даже их «фэйсы» не вывешиваются в общественных местах на огромных стендах. А зря. Польза от таких наглядных стендов большая. Если, например, на площади Республики установить позорный стенд для псевдопрокуроров, псевдоакимов и псевдопредседателей КСК, то общественные отношения обязательно улучшатся. И преступность пойдет на убыль, и дома принарядятся, и помойки с берегов и улиц исчезнут. И людям станет приятней жить и дышать. Но для такого поворота необходимы люди с правильным юридическим мышлением (а где их взять?), новые принципы государственного и общественного устройства, новая политика, новые времена.

А до тех времен казахстанскую законность придется искать в «джунглях» прокурорского беззакония с собачкой или фонариком, спотыкаться о «Саксаулы» и «Баобабы», хаять «байско-менталитетное болото» и вспоминать крылатое изречение одного усть-каменогорского адвоката: «Закон о борьбе с коррупцией отдали в руки коррупционеров. Поэтому он и не работает».

Александр ЛЕБЕДЕВ

(Продолжение следует)