Как – то мы уже писали, уважаемый читатель, о коррупционных замашках подопечных нынешнего акима Семея Айбека Каримова (статья «Коррупционный бум в Семее»). В этом материале были приведены факты все более нарастающего характера этого явления среди чиновников семейского акимата. Чего стоит только представление от прокуратуры сразу на 17 государственных служащих высокого ранга! Такому росту, как полагают многие, способствует то обстоятельство, что данные факты, в основном, происходят в сфере расходования бюджетных средств, а значит, казалось бы, должны находится под неусыпным контролем местного филиала партии «Нур Отан», как партии власти. Но этого не происходит. Почему?
Возможно потому, что главным нарушителем, судя по результатам прокурорской проверки, является сам аким Айбек Каримов, который, к тому же, занимает здесь пост председателя филиала этой партии. В связи с чем весьма показательно еще и то, что первое, что он сделал в качестве акима и председателя партийного филиала – это фактическая ликвидация местного ОСБК (Общественный Совет по борьбе с коррупцией при партии «Нур Отан»). Сделал он это посредством удаления оттуда наиболее принципиальных и настойчивых членов, превратив этим данный орган партийно-общественного контроля в сугубо марионеточный. То есть тем самым, как полагают, «развязав» себе (и своим подчиненным) руки.
Чтобы не быть голословным, уважаемый читатель, приведу результаты и выводы проведенной совсем недавно прокурорской проверки деятельности акимата Семея, которые, мне кажется, красноречиво говорят, как часто местные чиновники во главе с акимом Айбеком Каримовым, путают свой карман с бюджетным.
«По фактам причинения материального ущерба интересам государства в сфере расходования бюджетных средств органами уголовного преследования возбуждено 15 уголовных дел на сумму 198,6 млн.тенге.
Статистические данные свидетельствуют о значительном ежегодном росте количества преступлений в сфере расходования бюджетных средств г. Семей и суммы причиняемого ими ущерба.
И что интересно, неэффективное использование бюджетных средств допускается не только структурными подразделениями, но в большей мере, самим аппаратом акима города.
Как известно, перечень расходов бюджета города областного значения определен ст. 56 Бюджетного кодекса и их круг ограничен реализацией государственных функций местных исполнительных органов в конкретных сферах регулируемых отношений.
Однако в нарушение данных требований, значительная часть бюджетных средств незаконно расходуется на цели, не относящиеся к реализации государственных функций.
К примеру: за период 2011-2013 годы на содержание загородной резиденции акима города (далее – резиденция) израсходовано 59, 5 млн. тенге, тогда как данные расходы не предусмотрены бюджетным законодательством.
– Также аппаратом акима допускаются факты искусственного завышения цен при планировании государственных закупок товаров. Это хорошо прослеживается на примере деятельности г-на Фаткулина К.З.
– Несмотря на то, что предельная цена на розничную реализацию бензина АИ – 92, утвержденная приказом Агенства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 6 апреля 2012 года №64 – ОД, составила 112 тенге за литр, руководителем отдела финансово-хозяйственой работы Фаткулиным К.З. 17.04.2012 года заключен договор за №162 с ИП Ахметовым З.З., по которому поставлено 50,858 тыс. литров по цене 121 тенге за литр, в результате чего государству нанесен ущерб в размере 457,7 тыс. тенге.
Тем не менее, дополнительным соглашением №2 от 03.01.2013 года указанный договор с ИП Ахметовым 3.3. продлен Фаткулиным еще на 1 квартал 2013 года и по нему закуплено 9,4 тыс. литров бензина по цене 121 тенге, чем причинен ущерб государству на сумму 103,4 тыс. тенге.
При утверждении 08.01.2013 года плана государственных закупок на 2013 год, было предусмотрено выделение бюджетных средств на закупку бензина АИ -92 по цене 126 тенге за литр при объеме закупок 44,394 тыс. литров, то есть только по этой позиции в план излишне заложено 710, 304 тыс. тенге.
По договору за №83 от 27.02.2013 года с ИП Ахметовым З.З. руководитель отдела финансово-хозяйственной работы Фаткулин К.З. закупил 49, 721 тыс. литров бензина АИ -92 по цене 118 тенге, причинив ущерб государству в размере 397,8 тыс. тенге.
Таким образом, только при закупках бензина данной марки в 2012-2013 годах государству нанесен ущерб в размере 958,868 тыс. тенге».
И хотя, по словам источника, Фаткулин, почти сразу же возместил украденное, надеясь, видимо, уйти от уголовной ответственности (на условный срок), то это едва ли получится. Совершенный им поступок является довольно серьезным и квалифицируется, по словам юриста, ч.3 статьи 176 УК РК – как растрата вверенного имущества в крупных размерах и предусматривает санкцию до 10 лет лишения свободы. Впрочем, редакция постарается проследить за эпопеей данного товарища и сообщить вам, чем это закончилось, уважаемый читатель.
Не все благополучно с деньгами и ГКП «Теплокоммунэнерго». Как показала проверка, «Порядка 72% всех резервных средств бюджета города ежегодно расходуется на нужды ГКП «Теплокоммунэнерго» и в основном на погашение задолженностей.
Только на погашение задолженностей теплоснабжающей организации из резерва выделено 410 млн. тенге.
В целом, на нужды ГКП « Теплокоммунэнерго» (далее Предприятие) из резерва государственного бюджета за проверяемый период потрачено 1,7 млрд. тенге. Помимо резерва, 1,2 млрд. тенге выделено из бюджета для обеспечения бесперебойного теплоснабжения. Несмотря на это на 11.11 2013 года предприятие имеет просроченную задолженность по заработной плате, образовавшуюся с июля месяца по настоящее время в размере 160,9 млн. тенге.
Результаты проверки свидетельствуют, что значительная часть долгов Предприятия создается искусственно.
Основную часть всех расходов предприятия (34,6%) составляет закупка угля.
Общий объем поставленного Предприятию угля в 2011 году составил 422, 477 тыс. тонн на сумму 952,678 млн. тенге, в 2012 году 384,091 тыс. тонн на сумму 948,687 млн. тенге, по состоянию на 31 октября 2013 года 207,126 тыс. тонн на сумму 600, 398 млн. тенге.
Вместо того, чтобы своевременно заактировать факт поставки породы и потребовать ее замены на уголь, Предприятие 21.09.2012 года заключило договор о государственных закупках №121 с ИП Хазиповым Р.С. на вывоз и организацию захоронения породы на общую сумму 22,7 млн. тенге, то есть сумма ущерба государству в результате поставки породы, ее вывоза и захоронения составила 60,5 млн. тенге.
В целом, на реконструкцию и модернизацию ТЭЦ -1 и обеспечение нужд ГКП «Теплокоммунэнерго» расходуется более 30% всего бюджета города, в том числе средств, выделенных из республиканского и областного бюджетов. Общий объем затрат государственного бюджета составит 24,4 млрд. тенге.
Проверкой Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, проведенной в ноябре 2012 года, выявлены невыполненные, но принятые и оплаченные Отделом строительства работы по «Модернизации существующих мощностей котельных ТЭЦ, сохранившихся в схеме центрального теплоснабжения, реконструкция тепловых сетей в городе Семей. Расширение и реконструкция ТЭЦ-1» за июнь – сентябрь месяц на сумму 95, 1 млн. тенге.
В ходе настоящей проверки установлено, что Отделом строительства г. Семей приняты по актам и оплачены фактически невыполненные работы общим объемом 6 млн. тенге.
По проекту и расчетам Предприятия запуск данных котлов должен был обеспечить выработку в январе-апреле месяцах 2013 года 34, 56 млн. кВт собственной электрической энергии, что позволило бы не закупать ее у ТОО «Шыгысэнерготрейд» и обеспечить теплом левобережную часть города.
Между тем, с момента завершения этих работ и до настоящего времени котлы не работают на проектную мощность.
В результате, вместо планируемых 34,56 млн. кВт электрической энергии было выработано 3,9 млн. кВт, а оставшаяся часть на сумму 314, 206 млн. тенге приобретена у ТОО «Шыгысэнерготрейд».
Выявлены факты незаконного использования денежных средств резерва местного исполнительного органа, значительная часть которого выделяется на цели, не предусмотренные бюджетным законодательством.
Постановлением акимата г. Семей за №413 от 19.03.2013 ГУ «Аппарат акима г. Семей» из резерва местного исполнительного органа города на неотложные затраты выделены денежные средства в сумме 1,7 млн. тенге.
Выделение денежных средств здесь противоречит требованиям Бюджетного кодекса и указанных Правил.
Денежные средства необоснованно перечисляются из бюджета под видом погашения обязательств по решениям судов.
Так, постановлением акимата города за №1081 от 27.08.2012 года для исполнения решения суда в пользу ТОО «Многоотраслевое эксплуатационное предприятие г. Семей» из резерва местных исполнительных органов выделено 3,4 млн. тенге.
Аналогично на основании постановления №616 от 18.04.2013 года в пользу ТОО «Многоотраслевое эксплуатационное предприятие г. Семей» перечислено 2,3 млн. тенге, на основании постановления №1064 от 01.08.2013 года – 2 млн. тенге.
В частности, данные суммы задолженности являются потерями электроэнергии на линиях передач, содержание и охрана которых является обязанностью самого «ТОО Многоотраслевое эксплуатационное предприятие г. Семей», то есть возмещение потерь за счет государственного учреждения являлось необоснованным.
Однако, ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства и автомобильных дорог г. Семей» и акимат города данные решения не обжаловал, выплатив ТОО «Многоотраслевое эксплуатационное предприятие г Семей» 7,7 млн. тенге за счет средств бюджета.
Более того, в нарушение ст. 20 п. 1 Бюджетного кодекса, по постановлению акимата города за №1484 от 26.12.2011 года средства чрезвычайного резерва в размере 14 млн. тенге израсходованы на погашение задолженности ГКП «Теплокоммунэнерго» перед ТОО «Шыгысэнерготрейд», при отсутствии чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера».
Как Вы, наверное, уже догадались, уважаемый читатель, это лишь часть того, что смогла «накопать» прокуратура и перечислять все просто нет смысла. Вышеописанное, думаю, вполне раскрывает секрет непотопляемости таких акимов, как Айбек Каримов. Он – в принадлежности к партии «Нур Отан», членство в которой, видимо, используется ими, как надежное прикрытие их, скажем так, не совсем праведных дел. То есть, получается, что став членом партии «Нур Отан», можно делать все, что хочешь, будучи уверенным в своей безнаказанности. Вот почему местные (акиматовские) нуротановцы, так легко превратили бюджет города Семей, по сути, в свою частную лавочку, откуда они могут взять любую сумму, причем на безвозвратной основе и без особых ограничений.
Болатбек ТЕМЕРБАЕВ
член Союза журналистов Казахстана