КРУТОЙ МАРШРУТ

Газета "Flash!"

Как проходят государственные закупки в управлении пассажирского автотранспорта


Сначала немного официальных данных. Прокуратурой ВКО за 10 месяцев 2013 года проведено 100 проверок соблюдения законодательства о государственных закупках. Выявлено 446 нарушений законодательства. Анализ проверок показал, что в сфере государственных закупок совершается более половины всех коррупционных правонарушений. Наиболее коррумпированными отраслями в сфере госзакупок являются строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, образование и здравоохранение.

Таков печальный вывод областной прокуратуры. Конечно, хорошо, что надзирающий за законностью орган занялся этой проблемой и озвучил ее. Но, положа руку на сердце, разве можем мы сказать, что та же прокуратура ведет беспощадную борьбу против коррупции и за чистоту и прозрачность государственных закупок? Ведь по итогам этих же проверок рассмотрено 85 представлений об устранении нарушений законности, удовлетворено же 17 протестов. Возбуждено 14 уголовных дел, к дисциплинарной ответственности привлечено 134 чиновника, к административной – 2, в бюджет возмещено 71 млн. тенге.

После такого отчета впору сказать ставшую уже крылатой фразу: «А где посадки?». На слуху пока только одна «посадка» – бывшего начальника управления строительства ВКО Думана Сулейменова. Суд №2 Усть-Каменогорска приговорил его к 5 годам лишения свободы за причинение бюджету ущерба на 62 млн. тенге. Да и то, похоже, экс-начальника сделали «козлом отпущения», судя по тому, что творится в строительстве уже после него, да и до него.

Посмотрим, к примеру, как прошел конкурс по госзакупкам в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог области. Рассказывает директор ТОО «Востоклайн» Серик Ахметов:

– С 2003 года мы работаем на маршруте «Семей – Павлодар». Дважды, в 2003 и 2008 годах мы побеждали в конкурсах на право работы на этом маршруте. Тогда конкурсы на межобластные маршруты проводило министерство транспорта и коммуникаций. С 2012 года эти конкурсы проводятся на местах.

И вот в этом году управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО объявляет конкурс на маршрут «Семей – Павлодар». При этом почему-то разбили его на два лота с разным временем отправления. 6 июня на эти лоты были подана наша заявка и ПК «Автоэкспресс». Через неделю рабочая группа под председательством начальника отдела пассажирского транспорта управления М. Есмуканова провела обследование производственной базы и подвижного состава.

По нашему предприятию было сделано замечание, что на одном из автобусов имеются трещины на лобовом стекле, а также поручни, установленные без согласования. И на этом основании нам было заявлено, что допустить к конкурсу ТОО «Востоклайн» невозможно!

У ПК «Автоэкспресс» также нашли трещину на лобовом стекле автобуса. И больше никаких замечаний ни к подвижному составу, ни к производственной базе у членов комиссии не было.

А ведь мы предъявили комиссии неопровержимые доказательства. У «Автоэкспресса» нет собственной базы, а указанные в конкурсной заявке арендованные у ТОО «Таксопарк» не соответствуют требованиям. Большие междугородние автобусы просто не могут заехать в эти боксы. Они не пройдут в ворота по габаритам! Мы принесли фотографии. Ремонтный цех предназначен только для ремонта легковых автомобилей и микроавтобусов. Более того – автобусы у «Автоэкспресса» малой вместимости. На таких дальних маршрутах в автобусе должны быть мягкие откидные сиденья с откидными спинками, а также багажные отделения. Ничего этого у «Автоэкспресса» нет!

Но на наши доводы и факты никто не обратил внимания. М.Есмуканов продолжал настаивать, что все в порядке, у «Автоэкспресса» все соответствует техническим требованиям! Интересно, что рабочая группа нашу производственную базу и автобусы исследовала, чуть ли не под микроскопом, а на явные несоответствия у «Автоэкспресса» просто закрыли глаза! Что это, если не лоббирование интересов одного участника конкурса, и предвзятое отношение к другому?

Посмотрим, как на этот вопрос ответила транспортная прокуратура, куда директор ТОО «Востоклайн» С. Ахметов обратился с заявлением в августе этого года.

Помощник ВК транспортного прокурора А. Бейсенгазин выявил очень много нарушений в ходе проведения этого конкурса. Так, поданная в конкурсной заявке информация о наличии у ПК «Автоэкспресс» подвижного состава, не соответствует действительности. На двух автобусах обнаружены трещины на лобовых стеклах со стороны водителя.

По производственной базе выявлены интересные факты. В комиссию ПК «Автоэкспресс» подали документы об аренде базы у ТОО «Таксомоторный парк» по адресу: г. Семей, ул. Засядько, 89, и ул. Гастелло, 21 б. Однако, таксопарк владеет только базой по ул. Засядько. А у базы по ул. Гастелло совсем другой владелец – она принадлежит физическом улицу! Снова недостоверные сведения! Однако конкурсная комиссия не только признает их, но и ставит участнику дополнительные баллы, что повлияло на итоги конкурса! «При таких обстоятельствах конкурсная комиссия должна была отказать в рассмотрении заявки ПК «Автоэкспресс» – приходит к выводу транспортная прокуратура.

Подтверждает проверка прокуратуры и тот факт, что база ТОО «Таксомоторный парк» не приспособлена для въезда большегабаритных автобусов и предназначена для обслуживания легковых автомобилей и микроавтобусов».

Еще одно грубейшее нарушение. Конкурсную заявку должен формировать и представлять участник конкурса. Естественно, сами участники должны нумеровать и шнуровать страницы. Секретарь конкурсной комиссии должен лишь принимать заявку. Если какие-то документы отсутствуют, то заявка не принимается. Далее цитируем прокурорский документ: «Однако, конкурсные заявки в нарушение Правил, формируются непосредственно самим секретарем конкурсной комиссии Чернецовой Л.В., где на последних листах ею производится отметка о шнуровании и нумерации приложенных к заявке документов. Данное обстоятельство указывает на субъективный подход конкурсной комиссии к формированию заявок, вмешательство комиссии в процесс подготовки к конкурсу участниками и создает условия для предварительной осведомленности третьих лиц о представленных тем или иным участником конкурсных предложениях».

Директор ТОО «Востоклайн» Серик Ахметов высказывает свою версию столь предвзятого отношения конкурсной комиссии к возглавляемой им организации.

– Возможно, так происходит потому, что «Автоэкспресс» пользуется автобусом, принадлежащим дочери одного из членов комиссии?

Но прокуратура не усмотрела в этом факте ничего «крамольного». Тем не менее, выявлен целый «букет» нарушений. «Указанными должностными лицами действительно были нарушены Правила перевозок и багажа автомобильным транспортом в части организации и проведения конкурсов» – вот вывод прокуратуры в отношении конкурсной комиссии.

И что же? Справедливость восторжествовала и «указанные должностные лица» понесли наказание? Читаем далее: «В соответствии с п.2 Нормативного постановления Верховного Суда РК №18 от 13.12. 2001 г. «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, связанных с коррупцией», коррупционными преступлениями признаются преступления, предусмотренные в п. 5 примечаниях к ст. 307 УК РК, в случаях получения лицами, их совершившими, имущественных благ и преимуществ. Необходим обязательный факт получения должностным лицом благ и преимуществ». А в данном случае, считает прокуратура, были только нарушения правил проведения конкурса. Можно конкурс отменить и признать все сделки недействительными, но уголовное дело прокуратура возбуждать не будет. Не получала конкурсная комиссия благ и преимуществ, а посему «не виноватые они»!

Выходит, что данная норма – это чуть ли не индульгенция разномастным коррупционерам. Прямого факта взятки или подкупа не было – и все, не придерешься. Да, конкурс провели с нарушением, да, лоббировали определенную фирму. Ну и что? Ошиблись, каемся. Не ошибется тот, кто не работает. Для себя – то ничего не выгадали! Никаких благ не получили. Так чего же вы на нас напраслину возводите? Вот так транспортная прокуратура начала за здравие, а кончила за упокой.

Между тем, как говорит С. Ахметов, на маршрутах из Семея в Зайсан и Аксуат, которые также обслуживает «Автоэкспресс» также были заявлены автобусы малой вместимости, хотя расстояние от пункта отправления до пункта прибытия 510 и 430 км. А на маршруте в Усть-Каменогорск было разыграно 2 отправления, а реально автобусы отходят 5 раз в день. Так в чем же все-таки причина столь благосклонного отношения к этому перевозчику?

И еще одна деталь. Начальники управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог в последнее время меняются как перчатки, и работают в этой должности не более года. Почему такая кадровая чехарда? Нарушения по конкурсу на маршрут «Семей – Павлодар» были выявлены бытность Максута Исахова. Однако это никак не повлияло на его дальнейшую карьеру. Недавно Максут Пернебаевич стал заместителем акима Усть-Каменогорска, по сути, главным экономистом города. И теперь даже выступает с собственными экономическими теориями.

Денис Данилевский