Малышка Кира иногда играет в странную игру – если ей на глаза попадается предмет, напоминающий небольшую трубочку, она живо хватает его, прикладывает к основанию шеи и глубоко дышит. Непонятная забава?! Но только для тех, кто не знает, что случилось с Кирой, и что пережила ее семья.
Весной этого года девочка выпала из окна пятого этажа…
Подвижная и улыбчивая Кира с мамой и прабабушкой встретили нас в родной Шемонаихе. Поднимаемся по лестнице.
– Злополучный пятый этаж? – спрашиваю.
– Да, тоже пятый, только тот был в Алматы.
Лера, мама Киры, так и не смогла рассказать, что тогда произошло, – хлынули слезы. На помощь, как и не единожды в этой истории, пришла прабабушка Татьяна Федоровна. Моложавая энергичная женщина, с трудом верится, что уже имеет такое почтенное «звание».
В один из апрельских дней мама с дочкой ждали папу-военнослужащего к обеду. Лера хлопотала на кухне, малышка играла рядом на диванчике. Теплый денек, открытое окошко… противомоскитная сетка не стала преградой.
Через секунду жуткий крик на лестнице напугал соседей. Землетрясение? В Алматы чаще всего боятся именно этого.
– Я бежала и думала, она сидит там внизу и плачет, – собравшись духом, смогла вымолвить Лера. – Ни на секунду не возникла мысль, что может случиться непоправимое!
Обычно под этим окном сосед парковал свой автомобиль. На тот момент джипа, к счастью, не было. Но была кучка песка, собранная его колесами.
– Как будто специально для нее горочка, – продолжает прабабушка. – А рядом бетонные ступени.
На счастье Киры, и к своему ужасу (такое увидеть!) из двора собирался выезжать молодой человек, его машина и увезла девочку. А еще в тот момент мимо проходила соседка-педиатр, которая сразу позвонила в больницу. Так что врач-реаниматолог буквально выбежал им навстречу.
Кира пробыла без сознания 3 дня. Обследование показало, что (о, чудо!) внутренние органы не пострадали. На голове была гематома и небольшая трещина черепа. Еще перелом ноги, но без смещения. Девочке даже не накладывали гипс. Кира пролежала в больнице всего 18 дней. 19 мая ее выписали. Ей исполнился 1 год и 7 месяцев.
SOS – помогите Кире!
Предвижу реакцию многих: «Куда родители смотрели?!». Но поверьте, они сами казнят себя так, как никто другой не в силах. А зная о дальнейших событиях и обо всем, что им довелось пережить потом, любой оставит подобные мысли при себе.
Вернувшись из больницы, Кира стала прежней – игривой, разговорчивой. Она помнила все, даже свое падение. Только малышка все время подкашливала, лечение и ингаляции не помогли. И уже через 9 дней она снова оказалась в больнице.
Состояние было тяжелым, девочка задыхалась. Врачи поставили диагноз – посттравматический стеноз (сужение просвета гортани). И сказали, что вылечить не могут. Можно только принять меры к тому, чтобы ребенок не задохнулся – горлышко могло закрыться в любой момент. (Это потом выяснится, что диагноз ошибочный).
В больнице Алматы провели 1,5 месяца. Все это время семья искала выход, отправляли запросы на операцию по квоте, писали, звонили… А малышке становилось все хуже. Татьяна Федоровна забрала своих внучку и правнучку из Алматы и привезла в Усть-Каменогорск, чтобы быть рядом. Лечились в перинатальном центре. Кира долго лежала в реанимации, дыхание поддерживали искусственно. Сама она дышать уже не могла. Потребовалось оперативное вмешательство, и 12 июля Кира стала учиться дышать через трахеотомическую трубку, которую вывели наружу.
– Потом мы купили портативный аппарат для вентиляции легких. Нужно было постоянно прочищать трубочку, убирать скапливающуюся жидкость, – вспоминает Татьяна Федоровна. – Это было что-то страшное, она закатывается, синеет. Так мучилась! Это происходило несколько раз в день.
Два месяца жили с трубкой и не расставались с аппаратом. Кира научилась понимать, когда его нужно включать. Сама ложилась и подавала знаки – пора. Между тем, ответа по квоте все не было. А ждать уже было нельзя. И тогда стали стучаться во все двери – больницы разных стран, и взывать к сердцам добрых людей.
– Мы были потрясены, как много вокруг неравнодушных, – говорит Татьяна Федоровна. – Мы так всем благодарны! Пусть 200 тенге, была и сумма в 4 доллара, но ты понимаешь, что не одинок в этом мире. КХ «Камышинское» выделило 50 тысяч тенге. Собирали родственники, друзья, знакомые. Всем – огромное спасибо!
Наконец, нашлись специалисты, которые обещали помочь Кире. Это был госпиталь в Индии. А на операцию требовалось 16 тысяч долларов.
И тогда прабабушка написала письмо в «Казцинк».
– Я не знаю, что там за люди работают, какие это люди! – не может сдержать эмоций Татьяна Федоровна. – Они нам так помогли, вернули ребенка к жизни! Мы никакого отношения к компании не имеем, мы живем даже не в Усть-Каменогорске…
Вы представляете, мне позвонили и сказали, что нам выделили все деньги, необходимые на операцию. Все 16 тысяч долларов! Я была в шоке. Я такой отзывчивости не ожидала. Какое им большое спасибо, какие там люди!
Из «Казцинка» позвонили в конце лета. А уже 19 сентября девочке сделали операцию. Это был День рождения Киры. В этот день малышка отметила свое двухлетие и свое второе рождение.
Все закончилось хорошо. Кире убрали из горлышка нарост, который, как выяснилось, увеличивался и мешал дышать. Как рассказывает прабабушка, врачи проводили диагностику и повредили гортань внутри.
– Они видимо очень торопились, ведь ребенок упал с 5 этажа, – говорит Татьяна Федоровна.
Кира заново училась не только говорить, а даже дышать. Теперь девочка обходится без всяческих трубочек и аппаратов. Только внизу на шее остался маленький шрам.
– Кира заговорила через 2 дня. Вдруг, так неожиданно закричала мне: «баба!» – продолжает она. – 27 сентября мы уже улетели домой. Все позади.
Не дай Бог никому такое пережить. Я не знала, что есть такие добрые люди. Так нам помогли!
А врачи провели полное обследование, проверили зрение Киры, нервную систему, и сказали: все у нее хорошо.
SOS – Кира помогает!
На этом можно было бы и закончить рассказ, пожелав Кирочке и ее родным здоровья и счастья.
Но в этой истории есть люди, о которых еще не сказано. Да и сама история получила продолжение…
Дело в том, что немалую роль в счастливом исходе дела сыграли многие. Врачи, друзья и родственники. Совершенно посторонние люди. Была незнакомая пара в Усть-Каменогорске, которая увидев Киру в больнице, просто принесли деньги, какую-то сумму собрали рабочие Артемьевского рудника. Всех назвать не получится. Но особо хочется сказать о двух женщинах, которые занимаются благими делами по велению души. Лариса Андреева, предприниматель из Павлодара, помогает многим детям, организовывает сбор средств, размещает нужную и полезную информацию, поддерживает словом и делом. На ее страничке в «Одноклассниках» – сотни имен детей, которым нужна помощь. Таким же образом она помогла Кире. А когда после лечения девочки осталось 6 тысяч долларов (поскольку диагноз был ошибочным, операция обошлась дешевле), она обратилась в «Казцинк», и компания перевела эти деньги на счет другого нуждающегося в лечении мальчика – Тимофея Веревкина. Он теперь тоже лечится в Индии. А интернет-сообщество, где шел сбор средств для Киры, теперь из «SOS – помогите Кире!» перешло в статус «SOS – Кира помогает!». И там идет сбор средств еще для одного мальчика, которому тоже требуется серьезное лечение.
Еще в этой истории была Анна Вербина – москвичка, которая работает с казахстанскими детьми, помогает попасть в индийский госпиталь, работает с ними там и как переводчик.
На мой взгляд, в этой истории две морали. Добрых людей вокруг, несмотря ни на что – очень много. И вторая – если у тебя нет денег, то можно помогать как-то иначе.
А поэтому не стоит оглядываться по сторонам – доброта внутри каждого из нас.
Наталья Луганская