НАД СОГРОЙ БЕЗОБЛАЧНОЕ НЕБО?

Газета "Flash!"

К поездке на общественные слушания на тему мероприятий по охране окружающей среды АО «УК ТМК», меня толкнуло любопытство. Во-первых, моя нога не ступала на землю посёлка Новая Согра уже более тридцати лет (!) и, естественно, захотелось, пользуясь служебным случаем, всколыхнуть в себе воспоминания о молодости. Во-вторых, уж больно скудно поступают какие-либо новости из этого района, подчёркивая его изолированность от городской суеты, придавая ему некий ореол загадочности и таинственности, во всяком случае, для моего воображения. Наконец, сейчас все, кому не лень в нашем городе, безрезультатно пытаются найти неуловимого виновника экологических проблем горожан. Ищут, правда, как-то однобоко, не выходя за пределы магического треугольника: ТЭЦ – УМЗ – Казцинк, и совершенно игнорируя другие версии причин. Призовых наград за поимку экологического супостата, правда, никто из природоохранных ведомств не обещает (а могли бы), но азартом по выведению на «чистую воду» загрязнителей окружающей среды, заразили. Конечно, я, в силу своей природной недоверчивости ко всему, не был столь наивен перед поездкой, чтобы верить в абсолютную непогрешимость, в святую непорочность любого нашего промышленного гиганта, впрочем, как и в одиночную вину кого-то из них. Истина в этом вопросе, видимо находится где-то посередине. Вот и на титано-магниевый комбинат я ехал не в поисках какой-либо экологической сенсации, а из чистого любопытства – послушать очередной монолог о непричастности к происходящему экологическому терроризму, уже в Согринском прочтении.


Приехав в посёлок и направляясь к Дому культуры, по центральной улице микрорайона, символично названой именем Менделеева, я искренне порадовался за жителей района. Всё опрятно, чисто, даже около мини-рынка, расположенного на улице. Нигде не видно зданий с облупившимися фасадами, разбитого донельзя асфальта во дворах, произвольно заросших пустырей. Правда, на месте бывшего стационара 5-ой горбольницы располагается гигантский торговый дом «Валентина». Но комбинат строит совершенно новую больницу, которая уже близка к своему открытию. Закралась мысль: может оно и к лучшему – иметь на своей территории металлургического гиганта? Вот у нас на Аблакетке, даже не гиганта, а так, середняка, в виде прекратившего свое существование «Агропромстроя», не стало, и посёлок накрыло пеплом упадка, от которого он уже двадцать лет не может отряхнуться. А вот и Дом культуры, где должны состояться слушания. Как молодо он выглядит по сравнению со своими городскими коллегами по предназначению, брошенными в своё время на растерзание частникам. Вот что значит иметь могучего хозяина.

Наконец подходит время слушаний по животрепещущей экологической теме. В этом месте хочется воскликнуть по-пушкински – «Уж время начинать, а представителя городской власти, всё нет!». А по Закону без него слушания не имеют силы. Ждём-с. Наконец, не подъезжает, а только звонит необходимый для слушания фигурант из акимата: «Начинайте без меня, я позже подъеду». Что поделаешь, таков стиль нашего чиновничества. А впрочем, может он прав? Всё уже давно обговорено, согласовано и подписано с властью, чего порожняк гонять? Всё же представитель акимата подъехал минут за десять до окончания слушаний. Не проронив ни слова, забрал папку с протоколом и изволил отъехать обратно, затратив на мероприятие несколько литров государственного бензина.

Ко времени его прибытия слушания подошли к концу. Андрей Пестряков, и.о. заместителя начальника отдела охраны труда, природоохранной среды и ЧС АО «УКТМК» бодро, за полчаса, отчитался о проделанной работе. Из отчёта следовало, что выделенные деньги на природоохранную деятельность успешно освоены, или близки к освоению. Нарушений по экологии не зафиксировано ни одним экологическим ведомством, аудиторская проверка подтвердила соблюдение экологических стандартов, все запланированные мероприятия по очистке и захоронению отходов производства, в том числе радиоактивных и ионоизлучающих – выполнены. Опаснейший враг людей – хлор, улавливается на 97%, что даже выше принятых норм. А остальные три процента, которые не улавливаются! Насколько они безопасны? Из школьного курса истории мы знаем про газ иприт, а на деле это и есть хлор. Его назвали так по имени реки Ипр, возле которой и прошла эта первая в мире газовая атака в апреле 1915 года, в ходе которой за 2 часа погибло до 20 тысяч солдат! А те, кто подзабыл историю, знают про хлор из новостей о событиях в Сирии. Там, в августе этого года, химическая атака не такого уж и большого количества отравляющих веществ, основным из которых стал хлор, привела к массовой гибели сотен человек. А давайте вспомним о том, что в Усть-Каменогорске работал мясокомбинат, разваленный в пору перестройки. Так вот, это вроде бы невинное предприятие, относилось к числу стратегически важных объектов повышенной опасности! А почему? Да потому, что в процессе охлаждения и заморозки мяса применяется аммиак. И при разложении аммиака выделяется хлор. На случай внезапной утечки хлора на мясокомбинате и в прилегающих районах были разработаны особые меры безопасности и действий персонала и населения при чрезвычайной ситуации. Так сколько этого хлора применялось на мясокомбинате, и сколько его применяется на ТМК!

А теперь о лукавстве средних цифр. Ведь эти три процента хлора выбрасываются не каждый день понемножку. Может быть массовый залповый выброс, да еще усиленный неблагоприятными метеоусловиями, а потом полгода – тишина. А в среднем выйдет эти самые 3%! Вот в чем опасность. Но об этих важнейших вопросах я так ничего и не услышал. Все тип-топ, и на этом точка.

Дальше продолжилось в том же духе. Доля выбросов предприятия составила ничтожные 2% от общегородских, а по замерам Гидромета территория, прилегающая к «УКТМК», является самой чистой из всех других районов города, где находятся посты этого природоохранного ведомства! Полный ажур! Озоновая жемчужина Усть-Каменогорска! Пора нам всем перебираться в Согру, пока квартиры, после такого сенсационного известия, не подорожали и не сравнялись по стоимости с Алматы, Астаной, а то и похлеще – с Москвой!

Прений по отчёту не последовало. Откуда им взяться, если ни одного представителя тех самых природоохранных ведомств не было! Ни от государственных, ни от общественных. Не было и ставших уже знаменитыми, позиционирующими себя борцами за экологию, директора ТОО «Центр экологической безопасности» Геннадия Корешкова и председателя Совета общественности при акиме ВКО Владимира Лопаткина. Про представителя городской власти сказано выше. Без поддержки квалифицированных экологических специалистов, не так активны были и журналисты, в количестве аж двух человек, не совсем владеющие полнотой познаний о технологиях химических процессов на комбинате. Правда, одно дополнение к отчёту было (без него нельзя). Оно прозвучало из уст двух женщин далеко пенсионного возраста, представлявших собою всю общественность района, и касалось дополнительного полива саженцев, проходящих в отчёте по графе охраны флоры и фауны. На этом слушания благополучно завершились.

Интуиция, которая подсказывала мне, что «из Согры, как и с Дона, выдачи не будет», в который раз не подвела. Это не «Казцинк», который можно посещать каждый месяц, заходить на его территорию, смотреть, трогать, спрашивать у рабочих о нюансах технологии, а потом сопоставлять и анализировать информацию. «УК ТМК, по – видимому, работать в таком открытом режиме не готов. Но пока вся полнота информации о разных там карналлитовых хлоратах и электролизерных шламах не будет доведена в доступном для понимания виде до населения, несмотря на все парадные отчёты о стерильности комбината, они не будут иметь полноценной общественной значимости.

Сергей Михеев.


От редакции. Что касается самой программы мероприятий по охране окружающей среды АО «УК ТМК» на следующий год, то она довольно скромная. Основное место в ней занимает строительство 9-ой карты полигона по захоронению отходов. Действующий полигон уже переполнен, а его расширение затянулось из-за земельных споров с фирмами, афилиированными с депутатом Мажилиса Николаем Кузьминым. Тот участок, на котором УК ТМК планировал вести разработку карьера суглинков, оказался в собственности этих структур. Об этом наша газета уже подробно писала. Сейчас, наконец, земельный вопрос разрешился. Поэтому в апреле 2014 года начнется разработка Ново-Согринского карьера суглинков. Суглинки необходимы для строительства карты полигона, которое также начнется в апреле, а закончится в сентябре следующего года, и захоронения отходов. Вот эти две крупные работы и занимают основное место в плане и львиную долю финансирования – 62,5 млн. тенге из 71,7 млн. тенге, запланированных на природоохранные мероприятия. Каких-то мер по снижению главной опасности, связанной с применением хлора, в плане нет.