Министерством труда и социальной защиты населения с участием заместителя премьер-министра РК Ербола Орынбаева совместно с акиматом ВКО был проведён форум «Антикризисное регулирование — «Дорожная карта занятости — 2020». Целью форума стало проведение широкого разъяснения возможностей «Дорожной карты занятости — 2020» среди населения и активизация местных властей по реализации данной программы.
В последние годы различные программы «Дорожной карты» стали преподноситься населению как панацея и средство спасения от катаклизмов мировой рыночной экономики. Люди стали реагировать на появление очередной «Дорожной карты» примерно так – раз появляется новая «карта», это неспроста, жди очередного «кризисного циклона». Вот и в новую программу включены различные меры антикризисного реагирования на случай ухудшения и без того не блестящей ситуации в мировой экономике.
Что же мы видим принципиально нового и эффективного, что приведет «к созданию основы новой социально ориентированной экономики, основанной на инновациях, ускоренном развитии всех отраслей науки и техники», как помпезно презентуется данная программа? Да абсолютно ничего нового. Те же три основных направления: 1 – обеспечение занятости через развитие инфраструктуры и ЖКХ,; 2 – через развитие сельского предпринимательства; 3 – через обучение и переселение. Вот три кита, на которых и держится эта «новейшая программа». Но, может быть, внутри этих классических направлений всех антикризисных программ заложено что-то действительно прорывное?
Читаем про обеспечение занятости через развитие инфраструктуры и ЖКХ: «Этот механизм был применён в рамках «Дорожной карты 2009-2010 годов и направлен на создание временных рабочих мест, в случае массового высвобождения работников реального сектора. В рамках этого направления предусматривается обеспечение занятости граждан на работах, связанных с ремонтом объектов ЖКХ, соцкультбыта, инженерно-транспортной инфраструктуры, решающим проблемы аварийных объектов, благоустройства населённых пунктов». То есть те самые – асфальт, бордюры, клумбы. На эти цели предполагается выделить свыше 57 млрд. тенге, что позволит создать более 20 тысяч временных рабочих мест. Эти места, конечно, помогут временно подкормиться, но где же здесь «социально ориентированная экономика, основанная на науке, технике и инновациях»?
Второе магистральное направление через развитие сельского хозяйства. Читаем: «Оно предполагает: поддержку частной предпринимательской инициативы на селе; будет осуществляться точечная поддержка сельчан по созданию и развитию своего дела; будет продолжен опыт по микрокредитованию, сумма которого увеличится до 5 млн. тенге на одно личное хозяйство, взамен прежних 3 млн. тенге.
На реализацию данного направления предусмотрено по республике до 26 млрд. тенге, с созданием более 11 тысяч рабочих мест». Вся новизна в увеличившейся сумме кредита.
Наконец, направление, связанное с переобучением: «Теперь к обучению безработных будут привлекаться только те образовательные учреждения, в которых практикуется принцип дуального обучения (красиво звучит!). Это когда работодатель сам предоставляет базу для практики, принимает непосредственное участие в обучении своего будущего работника (Простым языком – теорию дают в колледжах, практику на родном предприятии. Кто не понял, что такое дуальное обучение – спросите у выпускников советских профтехучилищ).
В программе предусматривается увеличение срока трудового договора на социальные временные рабочие места с 1 года до полутора и молодёжную практику до года вместо полугода». Вот и вся наука.
В итоге всех приведённых выше мероприятий Дорожной карты, её разработчики и популяризаторы рассчитывают привлечь к её реализации до 124 тысяч человек, с выделением в текущем году на эти цели до 110 млрд. тенге (750 млн. долларов). Они утверждают, что «это будет способствовать устойчивому росту доходов, повышению благосостояния жителей, снижению количества непродуктивно самозанятых лиц, и обеспечит подготовку квалифицированных кадров, что создаст в целом благоприятные условия жизни для граждан страны». (Картина маслом!)
Далее аким ВКО Бердыбек Сапарбаев отчитался по проведению региональной программы «Дорожная карта занятости». Его отчёт пестрел многочисленными цифровыми выкладками и дышал победной поступью «Дорожной карты» по просторам ВКО. Вот некоторые выдержки: «В рамках Дорожной карты 2009-2010 годов в ВКО реализовано 1695 проектов на сумму свыше 30 млрд. тенге, создано 11 тысяч социальных рабочих мест, через которые прошли до 45 тысяч человек. В 2011-2012 годах было освоено по программе ещё 7,4 млрд. тенге, как результат 5,7 тысячи человек получили работу, а значит и уверенность в завтрашнем дне». Громадные цифры, но возникает вопрос – а где же эти счастливчики и счастливая жизнь?
Затем заместителя премьер-министра свозили в Кокпектинский район, где ознакомили его с реальными достижениями и объектами по программе «Дорожная карта занятости». Вот некоторые из представленных достижений, способных вывести район на путь «социально ориентированной экономики, основанной на инновациях и достижениях науки и техники».
Развитие пчеловодства в селе Самарское. Кредитное товарищество «Тобыл Несие». Цель проекта – развитие пчеловодства. Общая стоимость проекта – 3 млн. тенге. Численность работающих – 2 человека. Заработная плата – 30 000 тенге. В наличии имеется автомобиль для перевозки ульев, зимовальный подвал и весь необходимый инвентарь. Планы: увеличить количество ульев, принять на работу ещё двух человек, дооснастив их инвентарём.
Мебельный цех в с. Самарское. Стоимость проекта – 9 млн. тенге. Рабочих – 4 человека. Зарплата – 35 000 тенге.
Мини – пекарня с. Преображенка. Стоимость проекта – 2.4 млн. тенге. Рабочих – 2 человека. Зарплата – 35 000 тенге. Производительность – 80 булок в смену.
Пимокатный цех с. Преображенка. Стоимость проекта – 1 млн. тенге. Рабочих – 2 человека. Зарплата – 30 000 тенге. Закуплены шерсть и болванки для валенок.
КРАТКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Как известно, любые кризисные явления можно обратить на пользу. Отказаться от тупиковых направлений и перейти на новые рельсы развития. Как показывает наша практика, у нас по-прежнему мало что делается в этом направлении. Из года в год принимаются схожие проторенные сценарии, по которым размазываются миллиарды народных средств, практически без всяких шансов на дальнейшее устойчивое развитие в ногу со временем. Вот опять предлагают закатать миллиарды в асфальт, фасады и прочие малоэффективные проекты. Временные рабочие места – эта стратегия форс-мажора, а не планомерный выход экономики на новые уровни развития. Надо заняться масштабной реконструкцией отраслей, а не поддерживать их в реанимационном состоянии. К примеру, как можно вывести на устойчивое развитие строительную индустрию, возводя по 3-4 дома в год? Обратный пример – Венесуэла, схожая по потенциалу страна, но со стратегией своего лидера Уго Чавеса – масштабным возведением доступного жилья для населения по советскому образу. Выполнение одной этой программы потянет развитие всей экономики, а не реализация, как у нас, сотен мелких разнонаправленных проектов, типа пимокатного цеха на двух рабочих. В аграрном секторе давно раздаются призывы решительного возврата к крупным крестьянским хозяйствам, концентрирующим у себя достаточные материальные ресурсы для устойчивого развития. Только такие хозяйства и могут обеспечить продовольственную независимость страны, развить сельскую инфраструктуру, дать постоянные, а не временно-сезонные рабочие места на селе. Но, выдавая микрокредиты, то есть, опять размазывая средства, власти дают мелким фермерам иллюзию на успех, который в большинстве случаев недостижим, ни с 3 млн. кредита, ни с 5 млн.
Нет масштабных проектов, следовательно, не будет достойного профессионального обучения, это очевидно.
Таким образом, можно считать, что рассуждения о том, что дорожная карта, в том виде, в котором она реализуется, сможет вывести страну на новые рубежи экономического развития, не более чем миф. Конечно, полумеры, заложенные в её программе, помогут некоторому количеству людей удерживаться на плаву минимальных потребностей, но кардинальные проблемы кризисных явлений в нашей экономике ей решить не под силу.
Сергей МИХЕЕВ