СВЕЖО ПРЕДАНИЕ, НО ВЕРИТСЯ С ТРУДОМ

Газета "Flash!"

Власти в очередной раз преподнесли жителям Усть-Каменогорска информационный взрыв, заявив, что жители экологически неблагоприятных районов города, находящихся по соседству с крупными промышленными предприятиями-загрязнителями, будут переселены в более чистые районы. «Предстоит выделить средства из бюджета, — рассказала пресс-секретарь акима Усть-Каменогорска Лариса Поломошнова. — И самое главное — решить, какие районы нужно в первую очередь включить в программу. Ориентировочно со следующего года мы начнем эту масштабную программу» — такое сообщение было распространено недавно в Интернете.

Странно, что такое важное заявление делается на уровне всего лишь пресс-секретаря. Правда, особой бурной реакции в городе оно не вызвало. И понятно почему – люди уже не верят подобным обещаниям.

Город в газовой пелене

Вопрос о переселении горожан в районы с более благополучной экологией поднимался еще в генеральном плане города 1969 года. Именно в этом документе была заложена концепция развития Усть-Каменогорска в левобережной части. Назвать Левый берег Иртыша совсем экологически стерильным будет неправильно. И в эту часть города добираются выбросы в дни неблагоприятных метеоусловий. Но если сравнить обстановку на Левом берегу с тем, что творится в такие дни в остальных районах города, особенно в промышленном Ульбинском районе, разница обнаружится существенная. Для этого достаточно взобраться на окружающие левобережный район сопки и посмотреть на город. Картина откроется страшная (см. на фото). Если вообще откроется. Бывают дни, когда на правом берегу Иртыша ничего не видно. Плотная пелена газа скрывает все. Она простирается на многие десятки километров. Когда видишь эту жуткую реальность, задумываешься – а как же мы вообще здесь живем? Как выдерживают наши легкие, почки, сердце? Какая участь уготована нашим детям? Как их еще слабенький, растущий организм справляется с такой колоссальной нагрузкой?

Эта стройка на левобережье замерла почти год назад

Стоит сравнить наше самочувствие на отдыхе где-нибудь на берегу Бухтарминского водохранилища, или хотя бы в отдаленных от города дачных массивах. Больные берут с собой пакеты лекарств и забывают о них. Конечно, жить надо как можно дальше от промышленной зоны. Лучше всего если город будет развиваться даже не в левобережном массиве, а где-нибудь за Чечеком или за Самсоновкой. Земли полно. Обеспеченная часть горожан уже сама начала решать этот вопрос, возводя или покупая жилье в пригородных селах, или на худой конец, в 23 микрорайоне. Дома в Тарханке, на 22 км, в Украинке, Герасимовке, Самсоновке расходятся влет. Но это обеспеченная часть. А что делать малообеспеченным жителям, которых в городе явное большинство?

Реальностью переселение стало с началом строительства на Левом берегу микрорайона КШТ в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века. Правда, это было не совсем организованное переселение. Народ получал квартиры в новых домах не по признаку места проживания, а в зависимости от места работы. Поэтому жители самых загрязненных районов (Стройплощадка, ул. Бажова, Квартал, Защита) так и остались на своем месте. Лишь небольшая часть жителей этих районов переехала в микрорайон КШТ. Но в целом район развивался очень бурно.

Политическое решение по переселению пришло после аварии на бериллиевом производстве УМЗ 12 сентября 1990 года. Авария буквально всколыхнула жителей города, и уже через несколько дней на площади Ленина состоялся самый грандиозный митинг в истории Усть-Каменогорска. Народу собралось тысяч 20, не меньше. И все потребовали записать в резолюцию требование о переселении горожан. На волне эйфории был принят еще один пункт резолюции – о выносе промышленных предприятий за черту города. Тогда мало кто понимал, что это требование практически невыполнимое. Но все равно записали. И хотя митинговое движение пошло на убыль и уже в ноябре 1990 года на второй митинг собралось куда меньше народа – около 1000 человек, тем не менее, требования жителей Усть-Каменогорска дошли до самого Кремля. 5 августа 1991 года вышло специальное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР. Высшие органы власти Советского Союза выделяли огромные средства для масштабной программы переселения горожан из загрязненных районов. Выделялись деньги, стройматериалы, людские ресурсы. Предусматривалось даже организовать в городе движение троллейбусов, как экологически чистый вид транспорта.

Но уже 19 августа в Москве произошли события, вошедшие в историю под названием «путч» и «ГКЧП», а в декабре 1991 года прекратил существование Советский Союз.

В эпоху независимого Казахстана вопрос о переселении был вновь поднят уже в 2008 году, во время визита в Усть-Каменогорск Президента Н.Назарбаева. Не очень торопятся чиновники выполнять это поручение главы государства. Прошло уже 5 лет, а воз и ныне там.

Сначала власти взялись пересчитать – а сколько же всего жителей требуется переселить. Взяли для подсчета только те дома, которые расположены в санитарно-защитной зоне предприятий – загрязнителей. Получилось почти 2000 семей из 744 домов. Затем сделали новый подсчет, поскольку после принятия нового генплана города границы санитарно-защитных зон изменились. Теперь нуждающихся в переселении оказалось куда больше: 5306 семей из 117 многоквартирных и полутора тысяч одноэтажных домов.

И на этом подсчете все и остановилось. Официально программа переселения нигде не принята – ни на местном уровне, ни на республиканском. Странно. Есть поручения высшего руководителя страны, а конкретной программы нет. О переселении много говорят, делаются громкие заявления, но дело так и не двигается.

Так, в сентябре прошлого года в Усть-Каменогорске состоялось выездное заседание Комитета Мажилиса по социально – культурному развитию. Депутаты во главе с председателем Комитета Даригой Назарбаевой поднялись на холмы левобережной части и полюбовались пока еще практически пустующим местом под строительство 19-го микрорайона. Вот там аким Восточно-Казахстанской области Бердыбек Сапарбаев и заявил, что «новый строящийся 19-й жилой микрорайон в Усть-Каменогорске заселят люди из экологически неблагополучных районов города, а также оралманы. Всего около 40 тысяч жителей».

Вросший в землю экскаватор

Сказал, и дело с концом. Громкое заявление растиражировали СМИ, оно прозвучало по «Хабару». Наверное, у многих возникло ощущение, что вопрос вот-вот решится. Ведь сам аким области об этом сказал! В реальности же на сегодняшний день есть только проект строительства трех девятиэтажек на 360 квартир. Проект прошел госэкспертизу, но денег на возведение домов нет.

Вроде бы озабоченность проблемой переселения демонстрирует даже природоохранный прокурор ВКО. «Мы как раз собираемся проводить проверку по санитарно-защитным зонам предприятий. Проблемных нюансов много. Дело в том, что за последние десять лет санитарные правила менялись трижды. В документах есть противоречия, упущения. Пока мы разбираемся, люди, живущие в пределах санитарно-защитных зон, продолжают страдать. Надо ускорить процесс переселения. Мы запросили данные по заболеваемости населения Усть-Каменогорска, а также отдельно по населению, проживающему в этих зонах. Пока вразумительного ответа в управлении здравоохранения нам не дали», – сказал на одном из многочисленных заседаний, посвященных экологии, специализированный природоохранный прокурор ВКО Бакытжан Изгуттинов.

Единственный официальный документ, в котором упомянуто о переселении – это «Программа развития территории г. Усть-Каменогорска на 2011 – 2015 годы», принятая в 2010 году. Любопытно поизучать эту весьма обстоятельную программу, где расписано даже, сколько процентов горожан к 2015 году будут владеть английским языком (таковых, как планируют городские власти, будет целых 5%).

Вот что там записано: «Реализация задачи на первом этапе позволит в соответствующие годы ввести 98,6 тыс.кв. метров жилья для переселения жителей города из санитарно-защитной зоны промышленных предприятий, что позволит улучшить жилищные условия 988 человек, в том числе: в 2011 году – 165 человек, в 2012 году – 495 человек, в 2013 году – 328 человек». Здесь же приведена таблица, из которой следует, что в 2011 – 2012 годах нужно было ввести по 2,8 тыс. кв. м. жилья для переселенцев, а в 2013 – уже 93 тыс. кв. м.

Читаем далее. «При реализации второго этапа будет введено 186 тыс.кв. метров жилья для переселения жителей города из санитарно-защитной зоны промышленных предприятий». Из таблицы следует, что в 2014 и 2015 годах следует вводить по 93 тыс. кв. м. жилья. Стоит ли задавать вопрос – выполнена ли эта цель по состоянию на 1 августа 2013 года? Так о каком же масштабном переселении говорят и аким области, и аким города устами своего пресс-секретаря, если не выполняются поставленные самими же властями задачи?

А весь секрет в одной фразе, которая есть в упомянутой программе развития территории. И звучит эта фраза так: «Источник финансирования не определен». За счет каких средств тогда собираются строить жилье для переселения? Из какого бюджета будут выделяться финансы: республиканского, областного, городского?

Самые простые подсчеты показывают, что при стоимости строительства в 1000 долларов за квадратный метр, на возведение 284 тыс. кв. м. жилья, необходимого для переселенцев согласно расчетам, сделанным в программе развития территории Усть-Каменогорска, требуется 284 млн. долларов, или 42,6 млрд. тенге. Это два годовых бюджета областного центра, и почти третья часть годового бюджета области! Где взять такие деньги? Они, конечно, есть. Но ведь в стране строится Астана, началась подготовка к всемирной выставке «ЭКСПО – 2017» в Астане, не за горами и зимняя Универсиада – 2017 в Алматы, да и на проведение Олимпийских игр Казахстан уже замахивается. Где тут найти средства для переселения в каком-то Усть-Каменогорске? К тому же высокие руководители страны все время говорят о надвигающейся или уже надвинувшейся второй волне кризиса. И бюджет республиканский уже сократили на целых полтриллиона тенге. И деньги власть лихорадочно ищет. Правда, поиск ведется только в одном направлении – в карманах простого народа. Вот и возраст пенсионный женщинам повысили. А теперь налоги на автомобили собираются сразу в несколько раз увеличить. С денежками как всегда туго.

На жилье по госпрограмме деньги еще находятся. Наверное, потому, что средства эти возвратные. Когда дом построят, новоселы затем покупают квартиры. А переселение из экологически грязных районов предполагает, что жилье должно предоставляться бесплатно.

Вот какой пласт проблем скрывается за бодрыми заявлениями местных акимов! Посмотрим теперь, как вообще идет жилищное строительство в Усть-Каменогорске. Недавно аким усть-Каменогорска Темирбек Касымжанов провел выездное совещание как раз в том самом 19-м микрорайоне, где предполагается строить жилье для переселенцев. И с удивлением выяснил, что запланировано в этом году построить 22 жилых дома, а реально к концу года в лучшем случае будет введено в строй 8-11 домов!

– Некоторые дома были заложены без учета присутствия или хотя бы близости коммуникационных сетей. Сегодня выясняется, что для полной сдачи того или иного дома необходимо… ни много ни мало – строительство инженерных сетей! Строительство не копеечное и требует определенного времени. Парадокс? – приводит пресс-служба слова градоначальника. Интересно, что такое пикантное обстоятельство, как отсутствие инженерных коммуникаций, выяснилось только сейчас, а не стадии проектирования дома и начала строительства. Хотя в той же программе развития территории города указано следующее: «Территория левого берега – не развита инженерно-транспортная инфраструктура (требуется проектирование и строительство инженерных сетей, водозаборов, электроподстанций, высоковольтных линий электропередач). Не в полной мере обеспеченность объектами соцкультбыта».

Вот так и строят у нас. Ни шатко, ни валко. Глядя на замершие недостроенные корпуса домов, заросшие травой строительные механизмы, как вот этот экскаватор на фото, отчетливо понимаешь, что нет здесь никаких «будней великих строек и веселого грохота огней и звонов». Так, полусонное царство. Поэтому жители города понимают, что жить в ту пору чудесную, когда их соизволят переселить в не загрязненные районы, уж не придется ни мне, ни тебе. Хотя и пресс-секретарь акима города не очень-то и обнадежила. Ведь она сказала об «ориентировочном» начале этой масштабной программы со следующего года. Ориентировочном. А для чего тогда делаются такие заявления? Показать, как власть под руководством акима области Бердыбека Сапарбаева заботится о народе? Так народ и сам в состоянии оценить эту заботу. Без всяких популистских заявлений.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ