
Вопросы акиму области накануне его отчета
Передо мной целый ворох газетных вырезок, распечаток из Интернета. Это все — интервью или высказывания Бердыбека Сапарбаева, данные им в разное время. Поэтому разговор мы поведем на этой основе. Весьма любопытно проанализировать — что говорил аким, какие планы выдвигал, и что из этого получилось.
Начнем, естественно, с экономики.
«ВКО – признанный металлургический центр республики. И долгое время было так, что экономика строилась вокруг этих 5-6 крупных предприятий. Мощные предприятия, такие как УК ТМК, «Казцинк», УМЗ, «Казахмыс» и еще ряд других – республиканского и международного уровня, они развиваются согласно своим задачам, дают работу нашему населению и платят налоги в бюджет. Но нельзя и дальше консервировать эту однобокую ситуацию», – из интервью Б. Сапарбаева журналу «Байтерек», №3-4, 2011 г.
Весьма ценное замечание сделал аким еще 2 года назад. Справедливости ради нужно сказать, что не он первый, и не он последний поднимают этот вопрос. Каждый новый глава области обращает внимание на моноэкономику региона. Ведь, по сути, вся ВКО – это огромный моногород. Случись какой-то сбой в цветной металлургии – и всю область залихорадит. Но что изменилось за эти 2 года с момента интервью Сапарбаева? Ровным счетом ничего. Как зависела область от металлургии, так и продолжает зависеть. Достаточно посмотреть статистические данные. Так, по итогам 2011 года валовый промышленный продукт составил 822,9 млрд. тенге. Из них на долю производства цветных металлов и металлургической промышленности приходится 378,1 млрд., а на добычу руды цветных металлов – 94,7 млрд. Итого в целом на металлургический комплекс приходится 472,8 млрд. из 822,9! Ни одна отрасль даже близко не может подойти к этим показателям! Естественно, крупнейшими налогоплательщиками также являются металлургические гиганты. Они же несут и крупнейшую социальную нагрузку – строят детсады, спортивные сооружения, другие социальные объекты. Руководство области потом торжественно перерезает ленточку на открытии этих объектов, произносит красивые слова, все это показывают по телевизору, растет рейтинг области и персонально акима области, но ведь за этой красивой картинкой обстановка остается прежней: если вся страна сидит на нефтяной «игле», то ВКО сидит на «металлургической игле».
Для того, чтобы уменьшить зависимость края от «металлургической иглы», в том же интервью аким говорит о развитии малого и среднего бизнеса: «Президент призывает нас развивать малый и средний бизнес вокруг промышленных гигантов. Это дополнительные налоги, новые рабочие места, более высокое качество экономики, наконец. Вот над этим мы сейчас работаем в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития и «Дорожной карты бизнеса – 2020».
Посмотрим на итоги развития малого и среднего бизнеса. «Качественного скачка показателей малого и среднего бизнеса, который бы заметно повлиял на экономику области, в 2012 году не произошло, однако темпы их развития являлись положительными», – сообщает департамент статистики ВКО.
«На 1 декабря 2012 года малое и среднее предпринимательство Восточного Казахстана представлено 68 тысячами активно действующими хозяйствующими субъектами. Составляющими МСП стали: 5,2 тысячи юридических лиц, 48,5 тысячи индивидуальных предпринимателей и 14,3 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств. По сравнению с предшествующим годом их общее количество возросло на 3,2%. В малом и среднем бизнесе республики доля субъектов Восточного Казахстана составила 9,0%. В сфере МСП области занято 227,9 тысячи работающих, что на 5,7 тысячи человек больше, чем год назад.
За одиннадцать месяцев 2012 года субъектами малого и среднего предпринимательства, по расчетным данным, выпущено продукции (товаров, услуг) на сумму 417,6 млрд. тенге. Юридическими лицами произведено 70% всей продукции, на долю индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств приходилось по 15%».
Итак, в целом, вроде бы, МСБ выпустил продукции и оказал услуг почти на полтриллиона тенге. Но это только магия больших чисел. Обратите внимание, что подавляющая часть МСБ – это индивидуальные предприниматели. Естественно, ИП – это по большей части торговля. Наиболшее число субъектов МСБ – это предоставляющие услуги по аренде, операциям с недвижимым имуществом, предоставлению кредитов. Таковых, по статданным за 2009 год насчитывается 1270. на втором месте – МСБ в сфере строительства – 1122. Получается, что если ИПэшник сдает в аренду квартиру или офис за 100 тысяч в месяц, то эта сумма также идет в счет предоставления услуг. А реального производства никакого нет.
В марте прошлого года руководство области в очередной раз сообщило о широкомасштабных планах по развитию малого и среднего бизнеса, особенно в сельской местности, в рамках программы опорных сел. Вот что сообщил об этом сайт «Алтайньюс»: «Кроме того, будут реализованы в городе и на селе четыре проекта республиканского масштаба, 32 региональных, 1049 малых, 577 сельскохозяйственных проектов, в том числе непосредственно в нескольких десятках сёл, определенных акимами городов и районов в качестве сельских опорных населенных пунктов.
Наибольшая нагрузка ляжет на два главных города области – Усть-Каменогорск и Семей, где в этом году планируется запустить в работу более 570 проектов различного характера, создав 6817 новых рабочих мест».
2012 год закончился, и мы вправе спросить акима области накануне его отчета перед населением – где же все эти проекты? Где реальные 570 проектов в Усть-Каменогорске и Семее? Мы готовы предоставить газетную площадь для перечисления всех проектов поименно.
Впрочем, недавно было объявлено еще об одном «прорывном проекте». «Южнокорейский холдинг «НК group» рассмотрит с руководством Восточно-Казахстанской области вопрос производства носков на территории нашего региона, сообщает корреспондент Altaynews.kz. Данное направление в сотрудничестве корейские партнеры обсудили на встрече с главой ВКО Бердыбеком Сапарбаевым.
Как было отмечено на деловой встрече, в Восточно-Казахстанской области имеется потребность в производстве носков. На данный момент известно только то, что такое предприятие можно создать на базе бывшей фабрики «Рассвет». Вот, пожалуй, с запуском производства носков мы и совершим прорыв! Только зачем для этого дела привлекать южнокорейцев? Мы что сами не в состоянии носки сшить?
Теперь о занятости. «Если говорить в целом о программе занятости сельского и городского населения на 2012 год, то плановые цифры этого документа (сводная таблица по Карте занятости) впечатляют. Более двенадцати тысяч новых рабочих мест получат восточноказахстанцы к концу нынешнего года» – сообщил сайт «Алтайньюс» в марте 2012 года. Смотрим показатели по итогам ушедшего года. «Численность безработных по данным единовременного обследования занятости населения в III квартале 2012 года составила 37,8 тыс. человек. Уровень безработицы достиг 5,0% к численности экономически активного населения. Численность лиц, зарегистрированных в органах занятости в качестве безработных, на 1 января 2013 г. составила 4,0 тыс. человек или 0,5% от численности экономически активного населения» – приводит данные департамент статистики ВКО. Интересная картина получается. Вроде бы 12 тыс. новых рабочих мест должны были создать по карте занятости, а безработных все равно почти 40 тысяч? Где эти новые рабочие места? И когда же безработица будет сведена к минимуму (совсем ликвидировать ее при капитализме не получится)? Каждый год власти заявляют о создании тысяч и тысяч новых рабочих мест, а безработица как была, так и есть, практически в тех же объемах.
Заканчивая эту тему, приведем еще несколько цифр. «Среди регионов области наибольший удельный вес по объёму продукции традиционно занимает промышленность областного центра (64,5% областного объёма производства). В г. Семей произведено 12,6% объема продукции, в г. Риддер – 6,4%, в Зыряновском районе – 3,4%» – сообщает департамент статистики ВКО по итогам 2012 года. А промышленность областного центра – это цветная металлургия и УМЗ. Итак, можно сказать, что акиму в целом не удалось выполнить свое обещание, данное 2 года назад на страницах солидного республиканского журнала. Страшного в этом ничего нет. Вряд ли кому-то из будущих акимов области удастся переломить эту ситуацию. Мы так и будем жить за счет, по большей части, цветной металлургии. Но зачем же громогласно обещать заведомо невыполнимое? Думается, если бы поступившие в область за эти годы трансферты по «Дорожной карте» по большей части пошли на развитие местных фирм, то, может быть, доля малого и среднего бизнеса и возросла. Кстати, вот еще один вопрос к отчету акима области – сколько средств, поступивших по «Дорожной карте», досталось местным фирмам?
Теперь о стиле работы. Вот еще одна выдержка из интервью:
«- Вам лично верят, потому что, как говорят, Вы не перекладываете ответственность на подчиненных, а сами во все вникаете и добиваетесь результатов.
– Это принцип, которого я придерживаюсь, где бы ни работал. Верю только своим глазам. Почему крыша такая дорогая? Ну-ка посмотрим. А этот котел в котельной завтра не рванет? А сколько вы положили в карман, сузив дорожное полотно, на, казалось бы, незначительные 5 сантиметров? Исполнители уже привыкли, что завтра все равно придется возвращать, переделывать, исправлять. Это стимулирует добросовестность. Так что есть смысл во все вникать самостоятельно. Ежегодно минимум сто раз выезжаю в командировки. Так же работают и мои заместители, начальники управлений и департаментов, акимы городов и районов».
Об этом же аким области говорил и несколько ранее, в своем интервью «Казахстанской правде» в сентябре 2010 года: «Во все приходится вникать самому, только потом давать поручение, а затем перепроверять выполнение. Если хорошая команда, я не должен перепроверять, но, к сожалению, пока так не получается». Стиль работы, когда руководитель во все вникает сам – это хороший стиль. Так работал Иосиф Виссарионович Сталин. Он знал положение на всех крупных заводах, во время войны – на всех фронтах. И результат был. А какой результат у Бердыбека Машбековича? Вспомним общеизвестный факт: к 1 сентября прошлого года из 29 строящихся школ, реально в строй были введены только 7! И это при таком контроле со стороны первого руководителя области и его подчиненных!
А вот что сообщила областная газета «Рудный Алтай» в номере от 17 января: «На ряде объектов в некоторых районах запасные варианты действий в условиях ЧС не до конца продуманы. Не все школы, детские сады, интернаты, больницы и другие социальные объекты обеспечены резервными источниками энергопитания.
– А вы для чего существуете, почему не спрашиваете с акимов городов и районов, начальников управлений образования и здравоохранения? – последовал резонный вопрос акима. – Похоже, реальной обстановки на местах многие чиновники просто не знают».
Как же можно не знать реальной обстановки на местах в условиях тотального личного контроля самого акима области, когда он сам во все вникает?
Вот еще одна цитата из того же номера газеты «Рудный Алтай»: «Из 23-х проектов школ, которые планируется строить у нас в области взамен аварийных, полностью готовы только 15. Нет ПСД на врачебные амбулатории в Семейском регионе (дело с подготовкой документации тянется уже почти год), на реставрацию Дворца культуры металлургов в Усть-Каменогорске, очистные сооружения в Семее (их экспертиза ведется практически 2 года) и многие другие объекты. Только в областном центре 9 незавершенных проектов, 4 в моногородах (Риддере и Зыряновске) и так далее.
Главная причина затягивания процесса разработки ПСД и прохождения экспертизы, несвоевременное предоставление исполнительными органами (заказчиками) исходных (технических) данных.
Второй вопрос, на который Бердыбек Сапарбаев обратил внимание (в рамках разговора о строительных делах и проблемах), это ответственность недобросовестных подрядчиков, исключение их из списка претендентов на новые объекты и стройки.
– Чем закончились ваши иски в суд, почему нет результата по наказанию фирм и предприятий, которые халтурят на стройках? – спросил аким области.
По словам Игоря Литвинова, иски опротестовала прокуратура в связи с просроченными сроками подачи заявлений в суд. Недобросовестным подрядчиком судом первой инстанции признано только ТОО «Кумаров и К» (за срыв сроков сдачи в эксплуатацию дома-интерната для психохроников в с. Зимовье Глубоковского района). Что касается ответственности за прегрешения на стройке, то она ограничивается лишь выплатой штрафов и неустоек».
А как же та памятная фраза акима о том, что «исполнители уже привыкли, что завтра все равно придется возвращать, переделывать, исправлять. Это стимулирует добросовестность»? И зачем тогда во все вникать самому и сто раз в год ездить в командировки, если результаты столь плачевны? Ради чего тогда все эти поездки? Как получилось, что в Кокпектинском районе в торжественной обстановке с участием акима области был сдан детский оздоровительный лагерь «Балауса», а потом выяснилось, что он построен из бывших в употреблении стройматериалов, представляет опасность для жизни, и теперь его нужно демонтировать? А ведь торжественное открытие показали по «Хабару»! Как такое могло случиться при неусыпном личном контроле акима области? И самое главное – так и непонятно, кто же виноват в сложившейся ситуации, в частности, по строительству? Сами строители? Тогда какие строители – местные, из других регионов? Или виноваты управленцы от строительства? Если управленцы – то кто конкретно? И что делается, чтобы исправить ситуацию, чтобы объекты сдавались вовремя и с высоким качеством? Такого анализа нет, и, судя по всему, и не будет. А значит, все идет по-прежнему.
Наконец, поговорим о кадрах. Вот что по этому поводу сказал Бердыбек Сапарбаев в интервью журналу «Байтерек»:
«Сильный Восточный Казахстан – это максимальное использование своих ресурсов. В том числе и кадровых. У нас кадровый потенциал очень мощный. Инженеры, ученые, специалисты в области сельского хозяйства, которые работали здесь раньше, создали хорошую жизнеспособную школу профессионализма. Живы их традиции, по-прежнему высоко ценится их опыт и отношение к делу».
Золотые слова. Но тогда непонятно, почему Сапарбаев частенько говорит о том, что на Востоке нет достойных кадров на руководящую работу. В частности, некого назначить акимом областного центра. А на должность главного строителя Усть-Каменогорска, к примеру, назначается бывший таможенник, военный полицейский, транспортный контролер и директор центра выдачи разовых талонов! И это при наличии «специалистов, которые работали здесь раньше и создали хорошую, жизнеспособную школу профессионализма»! В 2010 году, в сентябрьском интервью Бердыбек Машбекович жаловался, что, дескать, команда у него плохая, поэтому и приходится все перепроверять. В 2011 году он говорит то же самое. Но ведь к тому времени он уже сформировал свою команду, сформировал ее сам, сделав в немалой степени ставку на чиновников со стороны! При этом в интервью 2011 года он хоть и исподволь, но все же подчеркивает, что до его прихода в области было не все хорошо. Судите сами: «Ведь элементарные вещи завозили из других стран, вплоть до воды, розлитой по бутылкам, спецодежды и так далее». Так это или нет, пусть каждый житель области, особенно из числа старожилов, определит сам. И что изменилось с приходом Сапарбаева?
И еще об обещаниях главы региона. Корреспондент «Казахстанской правды» в сентябре 2010 года задала Бердыбеку Машбековичу такой вопрос: «По социальному финансированию на душу населения мы в самом «хвосте»… Сумма выделяемых средств на одного жителя по Усть-Каменогорску 77 тысяч тенге в год. В среднем по стране – 117 тысяч. В соседнем Павлодаре – 91, Костанае – 160 тысяч тенге. Если взять трансферт из республики, то же самое. У нас на одного жителя 26 тысяч, в среднем по республике – 46 тысяч. В результате только в Усть-Каменогорске, если исходить из нормативов, не хватает семи поликлиник! Между тем по многим видам заболеваемости в связи с плохой экологией мы возглавляем печальный рейтинг среди областей…». Вот что ответил аким: «Что касается выделяемых средств на душу населения, я показал этот расклад премьер-министру, сейчас мы над этим вопросом работаем. На следующий год отчисления будут чуть больше. Конечно, быстро выправить ситуацию не удастся – кризис есть кризис, но постепенно наверстаем».
И вот данные прошлого года: находясь в числе лидеров по заболеваемости в республике, наша область по уровню финансирования здравоохранения только на 8-м месте, уступая не только Алматы и Астане, но и таким областям, как Павлодарская, Северо-Казахстанская, Акмолинская и даже Кызылординская.
Ну что же, пожалуй, достаточно. В чем смысл этой статьи? Зачем копаться в давних интервью акима? А затем, что начались отчетные встречи акимов всех уровней с населением. Последним, завершающим в этой череде отчетов станет отчет главы области. Скоро напечатают тезисы отчетного доклада акима. Там, скорее всего, будет обилие цифр, достижений, созданных рабочих мест, валового промышленного объема и так далее. Вероятно, что уже полным ходом идет и подготовка самой встречи. Скорее всего, разрабатываются вопросы, подбираются те, кто будет их задавать непосредственно в зале или через видеоконференцию. Наверное, готовятся выступающие, которые дадут высокую оценку работе акима. Пусть все это идет своим чередом. Но хотелось бы услышать ответы не только на парадно-показные вопросы, но и на вопросы не совсем удобные, но взятые из реальной жизни. Хотелось бы услышать не только обилие цифр, но и реальную, объективную оценку положения дел в области. Четыре года руководства регионом – срок очень солидный. Что намерено делать руководство, чтобы устранить те недостатки, которые, безусловно, есть? Или красиво поговорим, наслушаемся громких обещаний, разойдемся, благополучно про эти обещания забудем – и дальше все будет идти по-прежнему?
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ