КРАХ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ?

Газета "Flash!"

В апреле минус 22,5. Это не температура окружающего воздуха, это результат работы четырех крупных пенсионных фондов страны (АО «НПФ УларУмит», АО «НПФ БТА-Казахстан», АО «НПФ Аманат-Казахстан», АО «ОНПФ Отан»), вкладчики которых с начала 2011 года потеряли 22,5 млрд. тенге.



Этот парадокс рядовому казахстанцу трудно понять. Мировые и казахстанский фондовые рынки и рынки капитала пришли в норму после кризиса. Девальвацией национальной валюты даже и не пахнет. А пенсионные фонды между тем теряют миллиарды из накопленных вкладчиками денег. Что же происходит? Ответ прост – деньги вкладчиков практически всех пенсионных фондов Казахстана были размещены в дефолтные (проблемные) компании, которые сегодня не в состоянии обслуживать свои долги. В настоящее время Казахстанская фондовая биржа включила в перечень проблемных ценные бумаги 30-ти (!) казахстанских компаний. Причем, по имеющимся на сайте Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций данным, практически весь этот список так или иначе представлен в инвестиционных портфелях отечественных пенсионных фондов. Иными словами деньги вкладчиков оказались размещенными в проблемные активы, которые не только не приносят доход, но и грозят вкладчикам убытками. Проблема возникла не сегодня, это результат ошибок, которые допускали менеджеры пенсионных фондов в течение ряда лет. Просто многие пенсионные фонды дабы не будоражить общественное мнение, манипулируя учетом, пытались скрыть от вкладчиков проблемы, но шила в мешке не утаишь. В настоящее время пенсионные фонды, выполняя требования государственных регулирующих органов, начали переоценку инвестиционного портфеля по текущей рыночной стоимости, этим и объясняется многомиллиардный убыток, ведь стоимость многих ценных бумаг, в которые фонды вложили деньги вкладчиков, уже давно стремилась к нулю, однако в портфелях пенсионных фондов они учитывались по докризисным ценам. Как это можно назвать? Не иначе, как надувательство. Оправдываться в глазах вкладчиков и сделать свою деятельность прозрачной пенсионные фонды не торопятся. Из 13 казахстанских пенсионных фондов только два публично раскрыли структуру своих инвестиций, предоставив на суд общественности инвестиционные портфели. Это АО «НПФ УларУмит» и АО «НПФ Народного Банка Казахстана». Остальные 11 и не думают это делать, вопрос – почему? Видимо им есть, что скрывать.

Патовую ситуацию мы попросили прокомментировать директора Восточно-Казахстанского филиала АО «НПФ Народного Банка Казахстана» Владислава Самойлова (на фото).



– Наш инвестиционный портфель публикуется уже на протяжении ряда лет, и любой наш вкладчик может его получить, обратившись на наш сайт www.halykfund.kz. Бумаг дефолтных компаний, которые могли бы принести в будущем нашим вкладчикам инвестиционный убыток, ввиду их переоценки – нет. Все ценные бумаги наш пенсионный фонд учитывает по их текущей рыночной стоимости. Из первоочередных мер могу порекомендовать вкладчикам обратиться в пенсионный фонд, в котором они хранят свои пенсионные накопления, за выпиской – и проверить, как начислялся в текущем году инвестиционный доход, а также затребовать в пенсионном фонде сведения об инвестиционном портфеле. Причем, не в сжатом виде, а полный перечень ценных бумаг, в которые были вложены деньги вкладчиков. По закону пенсионный фонд, при наличии запроса, поступившего от вкладчика, должен предоставить данную информацию. И еще нужно, чтобы наши граждане относились к своим деньгам на пенсионном счете, так же внимательно, как к деньгам, находящимся в кошельке.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить – за основу нашей пенсионной системы взята чилийская.В этой стране для обеспечения управления взносами в негосударственных пенсионных фондах было разрешено создавать компании для управления частными пенсионными активами. Работники вносили 10% своей заработной платы в эти фонды, а также осуществляли дополнительные выплаты для покрытия административных расходов и страховки по инвалидности или утраты кормильца. Однако чилийцам дали очень короткий срок, чтобы перейти в частные пенсионные фонды. Так происходило и у нас. Многих даже не спросили – хотят ли они переводить деньги, им просто сказали, чтобы деньги перевели в частные фонды. Это произошло и в Казахстане. После завершения преобразования, некоторые слои населения в Чили не получали пенсию около 10 лет после осуществления реформы. Их деньги тоже находились в пользовании пенсионных фондов. Неужели это ждёт и казахстанцев? Чилийские частные фонды начали все-таки выплачивать пенсии, но мизерные. Их бюджеты буквально «трещат по швам». Уже два «постпиночетовских» президента Чили под давлением профсоюзов выступили с открытой критикой в адрес частных управляющих пенсионных компаний и объявили о намерении реформировать нынешнюю пенсионную систему. По мнению ряда чилийских экономистов, 50% лиц, отчисляющих средства в частные пенсионные фонды, после двадцати лет работы не получают право даже на гарантированную государством минимальную пенсию (120 долл.). Причем, в наиболее незащищенном положении оказываются женщины. По отдельным оценкам, 7-8 из каждых 10 работающих чилиек никогда не получат даже минимальной пенсии. Сейчас чилийцы подумывают о возвращении солидарной пенсионной системы. Опасения грозящего краха накопительной пенсионной системы Казахстана подпитываются сомнениями многих экономистов в ликвидности нынешних частных фондов, неразвитостью отечественного фондового рынка и шатким положением банков второго уровня. Нынешняя система скопировала и сейчас переживает все болезни материнской латиноамериканской модели, тем более что она не охватывает более двух миллионов «самозанятых» т.е. работающих без трудового договора граждан нашей страны. На фоне дефолта по внешним займам БТА и Альянс банка, страхование вкладов и гарантированные государством базовые пенсии уже не утешают казахстанцев, и в качестве выхода из тупика уже предлагаются некоторыми экономистами идеи национализации частных капитализированных пенсионных фондов. Только спасут ли эти действия систему в целом, очень сомнительно.



Антон СЕРГИЕНКО



P.S. В апреле НПФ «УларУмит» и НПФ «БТА Каазахстан» объявили о слиянии. Наверное, это попытка совместными усилиями выбраться из кризиса. А вот кто поможет выбраться из кризиса будущим пенсионерам?