В середине октября в Москве стартовал международный конкурс русскоязычной литературы с довольно претенциозным названием «Новые писатели-2011».В литературу сегодня пытаются пробиться все, кому не лень, а, зачастую, наоборот, все, кому лень проявить себя нетривиальным образом. Болезнь роста или позиция? Инфантилизм или стойкая уверенность в своем предназначении?
На мой взгляд, подобные конкурсы только увеличивают стойкую прослойку людей, собирающихся откровенно паразитировать на извечной любви всякого русскоязычного человека к хорошей литературе.
С этим утверждением категорически не согласны мои сегодняшние собеседники – бывшие устькаменогорцы, редакторы российского литературного агентства «Новые писатели» – Леонид Кузнецов, редактор первых независимых, известных в начале 90-х годов прошлого века газет «Импульс» и «Губерния» в Усть-каменогорске и Сергей Миляев, автор бестселлера «Петушки-Манхэттен», создавший спустя 30 лет феноменальное продолжение книги Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки». Кстати, на основе бестселлера «Петушки – Манхэттен» Л.Кузнецов и С.Миляев написали великолепную пьесу с одноименным названием. Думается, что поставленная на театральных подмостках, она бы произвела небывалый фурор. Только в нашем драмтеатре это вряд ли возможно… Слишком смела пьеса, жизненна и ненормативна. У нас же любят отображать жизнь прилизанную, приглаженную, и кастрированную. В общем, не ту, какая есть… Впрочем, вернемся к литературному конкурсу. А преамбула – для того, чтобы прояснить жизненную позицию моих собеседников.
Корр.: Еще один литературный конкурс. На сайте вашего агентства я прочитал удивительные в своем самомнении строки о поиске новых гениев. А они есть, эти новые гении?
Леонид Кузнецов: Есть. У нас, в России, а если точнее – на просторах СНГ – как в Греции, все есть. В том числе и гении. Только сидит такой гений где-нибудь в глубинке, пишет в стол, зачастую по-старинке, обходясь без компьютера, и уверен в одном – он никому не нужен. Наша основная задача – отыскать на русскоязычных просторах неизвестных доселе талантливых авторов. А там как повезет, может быть, окажутся среди них и очень талантливые. В СНГ сейчас не очень удачная ситуация для начинающих литераторов, пишущих на русском: крупные издательства вынуждены как-то выживать в кризис, а потому издают исключительно то, что наверняка принесет им прибыль. А какую прибыль может принести сборник рассказов никому не известных авторов? Та же картина в современном кино и в театре: талантливые киносценарии и пьесы неизвестных авторов никому не нужны, куда выгоднее заниматься исключительно кассовыми постановками, заранее обреченными на коммерческий успех.
Сергей Миляев: И в то же время жизнь и литература не стоят на месте. Великая «тайна русской души» по-прежнему до конца не раскрыта. Сотни, а то и тысячи неизвестных авторов продолжают творить и самовыражаться, без оглядки на конъюнктуру книжного рынка, литературную моду, вездесущий «мэйнстрим». Мы еще только открыли наш конкурс, а уже нашли в провинциальном городе Кимры самобытного и безгранично талантливого прозаика Андрея Пасечника, 16-летнюю девочку из Санкт-Петербурга с очень перспективным поэтическим слогом – Юлю Мамочеву… А практически сложившаяся, очень интересная поэтесса из Усть-Каменогорска Юлия Землянская? Таланты были, есть и будут. Это данность. Где им еще быть, как не на русскоязычных просторах СНГ? И наш конкурс поможет неизвестным пока, но талантливым авторам выйти к своему читателю и будущим издателям.
Корр.: Как говорится – любой каприз за ваши деньги…
Сергей Миляев: Это вы к тому, что участие в конкурсе платное? А подумайте – какое оно еще может быть в стране, где давно забыли про литературу? Те, кто менее талантлив, своими символическими взносами откроют дорогу наверх тем, кто более одарен. Но разве это не благородно? Открою вам небольшую тайну. Я сам два года назад участвовал в конкурсе, где подразумевался по результатам предварительного отбора «вступительный взнос» от участника. И могу сказать, что это гораздо более честно по отношению к участникам, чем «бесплатные» поначалу проекты. Потому что бесплатный сыр известно где – в мышеловке. Тебя засасывают посулами и обещаниями победы, предлагают заплатить за право быть опубликованным в итоговом сборнике. И не номинальные 400-500 рублей, как у нас, а полновесные тысячи и десятки тысяч рублей. А в итоге в книжке, изданной по итогам такого конкурса, наряду с немногочисленными талантами стройными рядами теснятся графоманы-толстосумы. И, кстати, мы прекрасно понимаем своих коллег-издателей: надо изыскать деньги на премии участникам, надо заплатить типографии, выдать зарплату редакторам и дизайнерам. Издание книги в наше кризисное время – удовольствие это не из дешевых.
Корр.: А что же государство, оно не заинтересовано в поддержке новой литературы?
Леонид Кузнецов: Да как сказать… Не берусь судить, как с этим обстоит в Казахстане, а в России не то, чтобы совсем не заинтересовано, но как-то по остаточному принципу: будут новые писатели – хорошо, не будет – да и бог с ними, старых гениев девать некуда. Да и зачем государству гении? Их же невозможно сориентировать на соцзаказ, они не участвуют в «тендерах» на будущее российской литературы. Они просто живут по принципу – каждый пишет, как он дышит. А вдруг государство решит, что гений дышит слишком прерывисто, не в такт, чересчур креативно?
Корр.: А вам-то зачем это надо?
Сергей Миляев: Ну, уж точно – это не способ заработка. У нас другие цели – найти настоящих самородков, издать их в конкурсных сборниках, а самых лучших – отдельными книгами. Могу сказать про себя – мне на этапе хождения по редакциям и издательствам Москвы с первым романом посчастливилось встретить настоящего профессионала – редактора издательства «Вагриус» Елену Данииловну Шубину. Она была первым редактором Виктора Пелевина, многих других известных теперь авторов. Вот если бы я ее встретил в 25, когда только начинал писать прозу!
Корр.: Скажите честно – много графоманов?
Леонид Кузнецов: Честно? Совсем немного. Кому-то достаточно просто помочь советом, некоторые пишут слабо в силу своей литературной необразованности. Мы же в школе классиков не читаем, а проходим… Но талант всегда видно, даже когда он густо приправлен пафосом, снобизмом, элементарной ленью, а то и русским «авось». Если знаешь диагноз, болезнь обычно лечится. А тот, кто не проходит отбор на конкурс, по крайней мере, задумается – почему? Некоторые наши авторы думают, что поэзией называется все то, что написано в рифму, а прозой – то, что просто вылилось на бумагу или в компьютер в короткий период вдохновенья. Кто захочет, тот найдет возможность связаться с одним из редакторов и узнать про себя всю правду.
Корр: И что – вы рискуете сказать графоману, что он – графоман? Вообще, это возможно?
Сергей Миляев: Конечно, возможно. Но не впрямую. Тут ведь рискуешь в ответ получить ну очень неадекватную реакцию. Мы стараемся народ не обижать. Но, конкурс, все-таки, для тех, кто талантлив. Этим и карты в руки. Если ты на сайте конкурса опубликован, значит, у тебя есть шанс. А дальше – труд, труд, труд. Вот и все наши «рецепты». Никто не обещает, что будет легко. Будет очень тяжело, очень. Потому что литература – это занятие не только для талантливых, пробитых искрой Божьей, людей, но и для настоящих трудяг. Зайдите на наш сайт www.newwriters.ru, там все написано.
Беседовал Сергей ВАСИЛЬЕВ