ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ ВОЗДУХА УСТАНОВЛЕН

Газета "Flash!"

Именно так считает начальник ГУ «Управление природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО» Виталий Чернецкий. В течение ряда лет отслеживая показатели экологической обстановки в Усть-Каменогорске и проведя её анализ, он сделал неопровержимый вывод: наши легкие преимущественно засоряют выбросы двух ТЭЦ — Усть-Каменогорской и Согринской. Их выбросы самые вредные для здоровья людей.





Всё это В.Чернецкий изложил в официальном письме на имя акима ВКО Бердыбека Сапарбаева, и привёл весомые доводы. Например, за период с 2002 по 2008 годы общий валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу Усть-Каменогорска снизился со 107 тысяч тонн до 65 тыс. тонн. Но при этом произошло увеличение количества зарегистрированных источников-загрязнителей в 1,5 раза. Если в 2008 году показатель индекса загрязнения атмосферы (ИЗА) составил 7,8, то в 2009 году он увеличился на две позиции и составил 9,8. По 2010 году данных ещё нет, их систематизируют в управлении лишь к лету 2011 года, но и теперь ясно, что особых улучшений нет, и легче дышать нам не стало. Скорей – наоборот.

– В настоящее время на повышенный показатель (ИЗА) оказывают влияние четыре компонента,- говорит Виталий Евгеньевич.- И их содержание в атмосфере сильно превышает норму. Это – фенол, диоксид азота, сернистый ангидрид, формальдегид. Проведённый нами анализ установил, что показатели сернистого ангидрида колеблются в пределах 1,9 ПДК, фенола – 1,5 ПДК, формальдегида – 1,6 ПДК, а диоксида азота отмечен рост с 1,7 ПДК (в 2005 году) до 2,5 ПДК теперь.

Согласно официальным данным, основными источниками-загрязнителями по четырём вышеозначенным компонентам являются три предприятия: AES УК ТЭЦ, AES Согринская ТЭЦ и УК МК «Казцинк». Суммарная доля этих трёх предприятий по городу Усть-Каменогорску составляет 97,5% выбросов по сернистому ангидриду, 76% по диоксиду азота, 48,3% по фенолу и 9% по формальдегиду. При этом, если «Казцинк» лидирует по сернистому ангидриду (34 тыс.тонн против 10 тыс. тонн двух ТЭЦ), то тепловики значительно опережают в выбросах диоксида азота: 4200 тонн против 419 тонн «Казцинка». А как известно, диоксид азота – более опасный элемент, вызывающий возникновение онкозаболеваний дыхательных путей и легких у людей. По сравнению с ним сернистый ангидрид – почти безвредное вещество. Даже по классификации опасности диоксид азота относится ко II классу, а сернистый ангидрид к III-му. Очевидно, чьи выбросы опасней для здоровья.

По данным управления природных ресурсов предприятия-загрязнители проводят мероприятия по снижению выбросов. Но, как считает В.Чернецкий, «несмотря на значительные отчётные суммы, направленные на них, экологический эффект не велик».

– Так, УК МК ТОО «Казцинк» направлено на улучшение состояния атмосферного воздуха в 2008 году 391,3 млн. тенге, а выбросы уменьшены по сернистому ангидриду всего на 20 тонн (на 0,07%), по свинцу на 0,8 тонны,- комментирует Виталий Евгеньевич.- АО «AES УК ТЭЦ” при расходе109,7 миллиона тенге снизила выбросы сернистого ангидрида на 14 тонн (0,2%), диоксида азота на 49,6 тонн (1,6%). Согринской ТЭЦ израсходовано 65,6 млн. тенге, при этом выбросы диоксида азота снижены на 25 тонн (3%).

Отсюда, по мнению В.Чернецкого вывод: «Предприятиями не принимаются кардинальные меры по снижению выбросов».

Справедливости ради надо отметить, что «Казцинк» тратит на экологические мероприятия всё же многократно больше aes-совцев. Причём, каждый год. А вот американские хозяева тепловиков за 13 лет своего пребывания на нашей земле не потратились на сколько-нибудь значительные инвестиции. Да и природоохранные мероприятия проводят больше для «галочки». Впервые в регионе именно на «Казцинке» занялись очисткой не только воздуха (установка «Хальдор Топсе»), но и восточно-казахстанских водоёмов и рек. Река Ульба в областном центре, риддерская Громотуха стали гораздо чище, чем в середине 90-х.

– Сейчас на «Казцинке» разрабатывают сногсшибательный проект, предложенный профессором столичного университета «Аль-Фараби» Виктором Инюшиным,- продолжает В.Чернецкий.- Он разработал поистине революционную идею очистки воды. Не дистилляция, в результате которой получается «мёртвая вода», а «живая»! Специальные частицы оживляют воду, сбрасываешь их в реку, и река очищается. Первые опыты у нас уже показали, что за год происходит очищение воды в 100 раз. Мы были буквально ошарашены результатами! Доложили в акимат, в правительство…

– Так что реальные сдвиги на «Казцинке» всё же есть,- признаёт В.Чернецкий.- А вот на обеих ТЭЦ никакого позитива нет совсем, и, похоже, не предвидится.

– Почему же не примените силу?- спрашиваю я Виталия Евгеньевича.

– Нет таких полномочий,- отвечает он.- Мы лишь даём рекомендации исполнительной власти.

– Правда, в последнее время на уровне правительств РК и РФ разрабатывается масштабный проект газопровода из Омска в Китай,- добавляет интересную деталь В.Чернецкий. – Так вот по замыслу устроителей пройти он должен через Павлодар и Усть-Каменогорск. Таким образом, часть ТЭЦ мы сможем перевести с угля на безвредный газ. Хотя, я думаю, угольное лобби без боя не сдастся…

– Кстати, а что скажете насчёт качества и опасности угля Каражыры, которым усиленно снабжают наши ТЭЦ?

– Качество не ахти… Насчёт отсутствия радиации НЯЦ вроде бы даёт гарантии…

– Но вы же не думаете, что пробы взяты с каждого квадратного метра месторождения?

– Не думаю…

– Да и повышенное содержание серы и других вредных примесей, о чём всю минувшую зиму говорили в СМИ, и с высоких трибун…

– Согласен. Это доказанный факт. Да и котлы обеих ТЭЦ создавались для угля из Кузбасса, он более лучшего качества и не засоряет котлы…

Кстати, В.Чернецкий напрочь отрицает значительное влияние на атмосферу Усть-Каменогорска автотранспорта и частного сектора. Эту лже-гипотезу в последний год стали усиленно распространять некоторые общественники и ангажированные экологи, выполнявшие заказ предприятий-монополистов. На самом деле, по мнению В.Чернецкого, вредоносный вклад автомобилей и частного жилого сектора не столь уж и значителен- не более1/5 части от общего количества выбросов. Специалистами управления были произведены расчёты по выбросам от этих групп источников. Они показали, что 30 тысяч домов частного сектора, отапливаясь одним углем, выбрасывают в атмосферу 18-20 тысяч тонн (18-20% от всех выбросов), причём, из них 9 тыс. тонн пыли и 7,5 тыс.тонн оксида углерода. А диоксида азота – ничтожно малое количество. Аналогичная картина и с автотранспортом: общий выброс от передвижных источников составляет 12,7 тысячи тонн в год (около 12%), из них наибольший вклад по оксиду углерода- 8,4 тыс.тонн. Безусловно, все эти выбросы вносят свою негативную лепту и воздух явно не озонируют, но по сравнению с предприятиями тепловиков относительно умеренные. И главными источниками в загрязнении атмосферы Усть-Каменогорска не являются.

В.Чернецкий убеждён, что атмосферу областного центра может улучшить лишь контроль за экологическими программами крупных предприятий-загрязнителей. Для чего необходимо инициировать их пересмотр. А заодно обеспечить контроль за реализацией с привлечением общественности и независимых экологов.

– Хотя предприятиями не превышаются выданные им лимиты на выбросы, объём загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, по-прежнему значителен, — считает Виталий Чернецкий. – Для того, чтобы в атмосфере города содержание вредных веществ было ниже ПДК, необходимо снижение выбросов по сернистому ангидриду в 2 раза – на 10-16 тысяч тонн, по диоксиду азота на 60% – на 3-4 тыс.тонн.

Что касается автозаправок, по мнению В.Чернецкого, там необходим неустанный контроль качества топлива. Вплоть до отзыва лицензии за недоброкачественный товар. Ещё управление природных ресурсов увеличило заказ Казгидромету, с тем, чтобы метеорологи могли расширить список вредных веществ, по которым будут вести замеры – с 8 до 13. А для своевременного оповещения населения будет проводиться мониторинг атмосферного воздуха. Совместный с россиянами проект уже запущен. А его эффективность покажет ближайшее будущее.



Сергей ВАСИЛЬЕВ