Станет ли Усть-Каменогорск «закрытым городом»?

Газета "Flash!"

После 15-го или даже 20-го звонка в редакцию по поводу слухов о придании Усть-Каменогорску статуса «закрытого города», я уже не выдержал и сел за компьютер, чтобы выразить своё мнение на этот счёт. Конечно, прежде всего, пришлось обратиться за официальным комментарием.


– Никаких оснований для беспокойства у горожан не должно быть,- говорит пресс-секретарь, главный инспектор акима Усть-Каменогорска Гульфариза Рамазанова.- Никакие документы, проекты решений о придании Усть-Каменогорску такого статуса не готовятся ни на уровне руководства города, ни на уровне области, ни в правительстве. Слухи о «закрытии» города весьма распространены среди горожан, природа их непонятна. Но это только слухи. Жителям города нужно просто успокоиться. Никто закрывать Усть-Каменогорск не собирается.

Вообще-то проблема ажиотажа вокруг таких слухов – это проблема логики нашего мышления. За 20 лет усердной «промывки» мозгов с логикой у нас стало совсем плохо. Ну какой человек в здравом уме поверит, что он будет иметь 1000% годовых, и понесёт деньги в финансовую пирамиду? А ведь не только несли, но и давили друг друга в очередях. И продолжают нести. Можно ли говорить о здравом уме у водителя, несущегося по улицам мегаполиса со скоростью 200 км/час только для того, чтобы через 5 минут разбиться насмерть самому и лишить жизни ещё несколько человек? Массовое помутнение разума налицо – примеров можно приводить множество. Вера во всякие слухи, подобные закрытию города – из этого разряда.

Придание городу статуса закрытого может произойти только по двум причинам. Либо это делается с целью засекречивания особо важных государственных или военных сведений, либо территория закрывается на период какой-то чрезвычайной ситуации, смертельно опасной эпидемии и так далее, чтобы предотвратить распространение стихийного бедствия, болезни. Ни того, ни другого повода в данном случае нет. Да, у нас тяжёлая экологическая обстановка. Но получаемые горожанами от этого болезни явно не заразные и не вызывают массовых вспышек каких-то эпидемий. Засекречивать сегодня тоже нечего. У человека со здравой логикой сразу возникает вопрос- какая закрытость и секретность могут быть, если стратегически важные, жизненно важные объекты – Усть-Каменогорская и Шульбинская ГЭС – переданы американцам? И ведь никто не гарантирует, что под прикрытием «легенды» топ-менеджеров – энергетиков у нас могут работать и офицеры американских спецслужб. Когда в 2000-м году в российской прессе появилась версия о том, что ряд высокопоставленных сотрудников компании AES, работающих в Казахстане, в частности, Джордж Диаб и Гарри Левезли, являются офицерами ЦРУ, депутат Усть-Каменогорского маслихата Леонид Карташев направил по этому поводу запрос в КНБ. Ответ пришёл весьма уклончивый. Какой же смысл засекречивать то, что уже давно рассекречено, открыто и даже передано в управление и собственность иностранцев?

Возможное закрытие города слухи увязывают с якобы предстоящим захоронением ядерных отходов на хвостохранилище УМЗ. На этот счёт ещё в прошлом году в нашей газете был опубликован официальный ответ управления природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО (см. «У нас будет хранилище ядерного топлива», «Flash!»? №20 (167), 16.10.2009 г.). Отработанное ядерное топливо из реактора в Актау действительно будет храниться в нашей области, но не в Усть-Каменогорске, а на объекте «Байкал-1», расположенном на территории бывшего Семипалатинского ядерного полигона, километрах в 120-150 от Курчатова. Топливо, кстати, уже завозят в это хранилище. В Усть-Каменогорске, слава Богу, хранилища не будет. У нас и без него своей грязи хватает.

А вообще закрытые города изначально создаются закрытыми. Их просто нет на географической карте и они имеют условные названия. Таких закрытых городов было много в Советском Союзе и все они работали на оборонную промышленность. Челябинск-70, Арзамас-16, Красноярск-23 – сейчас мы знаем многое об этих городах. Закрытым городом был и Курчатов, также имевший несколько условных названий. Преобразовывать ранее обычный город в закрытый нет никакого смысла – он уже «засвечен». Сейчас и в России уже нет закрытых городов. К примеру, все знают, что Арзамас-16 на самом деле называется Саров и там расположен Федеральный ядерный центр России. Хоккейная команда этого города под таким же названием выступает в российской высшей хоккейной лиге и совсем скоро приедет на матч с нашими торпедовцами в Усть-Каменогорск. Мы знаем, что в этом году лесные пожары в Нижегородской области подошли вплотную к Сарову, к ядерному центру, что было чревато самыми печальными последствиями. Никакой секретности. С развалом Советского Союза исчезло противостояние двух великих держав и Россия сняла режим секретности почти со всех своих закрытых объектов. Во всех бывших закрытых городах побывали американцы и прочие НАТОвцы, посмотрели, пощупали некогда запретное. Многие подобные города влачат жалкое существование, получив после развала и снятия секретности безработицу и нищету. По российскому телевидению показывали Красноярск-23, где сейчас находится хранилище радиоактивных отходов. Их везут из европейских стран. Россия разрешила у себя захоронение и зарабатывает на этом деньги. Наверное, точнее сказать, что зарабатывает не Россия, а элита российского атомпрома. Картина впечатляющая: хранилище расположено в гранитной скале, это целый город с тоннелями, галереями, железнодорожными путями. В Казахстане перестали быть закрытыми Байконур (Ленинск), Степногорск, заброшен остров в Аральском море, где разрабатывалось бактериологическое оружие.

Что касается Усть-Каменогорска, то даже в советское время наш город не был закрытым. Да, существовал режим секретности вокруг УМЗ. Практически никто из горожан не знал, что там производят. Помню, что шли разговоры о компонентах для ядерных бомб и ядерных боеголовок ракет. Этот ореол таинственности окружал завод и сами заводчане хорошо соблюдали подписку о неразглашении тайны. Работники УМЗ были особой кастой, городской элитой, все знали, что на заводе прекрасное снабжение и продуктами, и товарами. Секретный режим был во всём, даже в названиях вспомогательных заводских подразделений – МСЧ-22 (Медсанчасть 22), УАТ (Управление автомобильного транспорта, ещё его называли автохозяйство товарища Мурина), и так далее.Подчинялся завод напрямую Москве, Министерству среднего машиностроения, на предприятии были и своя прокуратура, и отдельный партком. Наверное, из соображений секретности основную железнодорожную станцию Усть-Каменогорска назвали Защита. Однажды, проезжая мимо УМЗ на автобусе довелось видеть такую картину: два солдата ремонтировали колючую проволоку на заводском заборе (по ней был пропущен ток), а ещё два солдата стояли внизу с автоматами наизготовку. Жутковатое зрелище. Охраняла завод особая часть внутренних войск.

Конечно, иностранцам попасть в наш город было не просто, нужно было получить разрешение компетентных органов. Ну а советские граждане запросто приезжали, гостили, оставались на постоянное место жительства. В Усть-Каменогорск, кстати, переехало немало россиян с Алтайского края – у нас снабжение было намного лучше, чем у соседей.

Сейчас никакой секретности вокруг УМЗ уже нет. Самому довелось побывать с группой журналистов и на урановом производстве, посмотреть, как делают таблетки для АЭС, и на танталовом. В заводском музее подробно расскажут не только об истории предприятия, но и о его полном технологическом цикле.

Слухов вокруг нашего города за последние годы возникало много. Несколько лет назад все почему-то упорно ждали приезда Путина. Якобы, в ходе его визита должен был решится вопрос о том, что правобережная часть города отойдёт к России, а левобережная останется в Казахстане. Ажиотаж был настолько велик, что многие готовы были продать свои квартиры на КШТ и перебраться на правый берег. Затем заговорили о каком-то секретном договоре, по которому, якобы, Россия отдала Усть-Каменогорск Казахстану на 50 лет, и этот срок аренды вот-вот закончится. Но Путин к нам так и не приехал. Зато в этом году приехал Медведев, и наш город успешно провёл казахстанско-российский форум межрегионального сотрудничества.

Территориальные вопросы на нём, естественно, не поднимались. Ещё 31 августа 1991 года между Казахстаном и Россией заключен договор о нерушимости границ, закрывший все эти вопросы. И если бы жители города более активно читали разные газеты, а не только те, в которых есть кроссворды и телепрограмма, то просто усмехнулись бы над слухами о размежевании Левобережья и Правобережья, или о каких-то секретных договорах.

А теперь вот появились слухи о закрытости города. В принципе, в век Интернета вбросить слух может любой. Кстати, и появился этот слух именно в Интернете. Что это: чья-то забава, или слух вброшен с какой-то определённой целью? Может быть, это риэлторы таким образом хотят побудить горожан по-дешевке распродать квартиры? А может, слух пустили политтехнологи, чтобы отвлечь людей от насущных проблем, от того же роста цен? Сказать сложно. Ясно одно, что против слухов есть только одно средство – знания, логика и здравый ум.

А наш славный город Усть-Каменогорск остаётся открытым. Как говорится, пусть все без страха жалуют к нам в гости. Ну, а уж если кто с мечом к нам придёт…



Денис ДАНИЛЕВСКИЙ