ХОРОШЕЕ ГОСУДАРСТВО ЗА ЧУЖОЙ СЧЕТ

Газета "Flash!"

СТРАСТИ ВОКРУГ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВЫПЛАТ

В своё время, когда рушилась прежняя страна и на ее осколках создавались новые независимые государства, делалось максимально возможное для того, чтобы завоевать политический капитал и доверие народа. В ходу было всё — потоки негатива на весь прошлый уклад жизни и популистские обещания светлого будущего. В нашем регионе это особенно наглядно демонстрировалось на подходе к экологическим проблемам. Люди старшего и среднего поколения наверняка хорошо помнят эти кипучие времена. Начиналось всё с движения «Невада — Семипалатинск», явно возникшего неспроста. «Долой оружие!», «Долой полигон!», «Мир и здоровье народу!» — вот примерный ассортимент тогдашних лозунгов. А тут ещё вовремя подоспевшая авария в бериллиевом цехе УМЗ ранней осенью 1990 года подлила масла в огонь. Науськиваемые опытной рукой из демократического лагеря, граждане всерьёз стали собирать подписи за вынос или даже закрытие предприятий цветной металлургии, расположенных в черте города. О том, где собирались эти «цветы демократии» зарабатывать себе на жизнь в таком случае — им в голову как-то не приходило. Мечты о скором пришествии зарубежного ширпотреба заслоняли собой остатки здравого смысла.


На этой волне, спустя всего год после обретения независимости, в декабре 1992 года был принят Закон РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Этот Закон установил статус граждан и территорию, пострадавших вследствие ядерных испытаний, определил виды компенсаций, льгот и их размер. То, о чём так долго мечтали восточноказахстанцы — свершилось!

Двадцать лет спустя

Начнём с того, что уже никто не заикается о выносе предприятий за черту города. Мало того, чем больше открывается новых цехов и линий на прежних комбинатах, чем ближе они подбираются к советскому уровню объёма производства, тем звонче фанфары победных трудовых реляций! Уже и мировые запасы низкообогащенного урана с распростёртыми объятиями готовы принимать у себя и выдавать это за успешный экономический прорыв. Так завоевавшая сознание идеология зарабатывать деньги любым доступным способом опрокинула прежние романтические лозунги некогда юной демократии. Тогда за что же боролись? Видимо за вожделенную ежемесячную дополнительную оплату труда в 1,5 МРП, или 2427 тенге. Что это за деньги? Всё познаётся в сравнении. Недавно опубликованные суммы доходов и зарплат некоторых чиновников, далеко не первого ранга, позволяют провести примерные исчисления МРП по отношению к чиновничьим зарплатам. Выглядит упрощённо это так — скромная чиновничья зарплата, скажем в 240 тысяч тенге в месяц, делим её на количество рабочих часов и получаем примерно 3 МРП в час! Вот за это и боролись с прежней властью!

Но не будем далее копаться в чужих чиновничьих и депутатских карманах. Нам бы свои кровные, в своё время на митингах выстраданные, ежемесячные 1,5 МРП отстоять. Легко ли это в наши нескончаемые кризисные времена? Проиллюстрируем это на примере коллектива одного из флагманов региональной экономики — АО «УМЗ».

Каверзы Закона

Несколько рабочих данного завода обратились с иском в суд на родное предприятие, которое перестало им выплачивать ежемесячную экологическую доплату в 1,5 МРП, мотивируя это отсутствием у них соответствующих удостоверений, подтверждающих право на льготы.

Усть-Каменогорский городской суд на своём заседании 4 декабря 2012 года иск рабочих поддержал, сославшись на Закон РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье», где указано, что социальная поддержка населения, проживающего в зоне экологического бедствия, предоставляется всем гражданам, независимо от наличия у граждан статуса пострадавших. В переводе с казённого языка это может читаться так — если люди проживают в бедственной зоне, то дополнительных подтверждений не нужно для получения дополнительной оплаты труда и отпуска. Правда, ссылка на Закон, хоть и похожий, но всё же принятый по другому поводу, уже давал основание переиграть решение горсуда. Однако и аппелляционная судебная коллегия облсуда подтвердила решение суда первой инстанции. Наконец наступил решающий судебный раунд. 20 мая 2013 года кассационная судебная коллегия облсуда отменила предыдущие решения, направив дело на новое рассмотрение. Довод для отмены был использован следующий — действие Закона о бедствии в Приаралье не распространяется на Закон о Семипалатинском полигоне. К тому же, суды по разному трактуют статьи Закона относительно статуса пострадавшего. Двадцать лет выясняют, кого можно причислять к пострадавшим — то ли только граждан, живших на указанных территориях во время взрывов и продолжающих там проживать и поныне, или ко всем гражданам, которые в настоящее время проживают там. Так или иначе, но судебная тяжба за заветные 1,5 МРП продолжается.

Коварство государства

Отчего же даже крупные и относительно успешные предприятия пытаются экономить на благополучии своих собственных рабочих, и всё неохотнее выполняют возложенные на них государственные обязательства? Да потому, что государство уже, как говорится, «достало». Оно всё более перекладывает груз социальной ответственности перед населением на плечи кого угодно, только не на свои собственные. Не забывая при этом исправно получать с населения и бизнеса причитающиеся налоги и отчисления. В данном случае Закон «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне» приняло государство, а исполнять эту защиту возложило на работодателей. В нормальной стране принятые государством обязательства оно же и исполняет, а у нас «хорошее» государство заботится о гражданах за чужой счёт. Очень удобно, особенно если приписывать себе все заслуги по социальной защите. Что только не возложили на предпринимательство — многочисленные налоги, социальные отчисления, меморандумы и прочее, прочее. Владельцы предприятий, естественно, перекладывают эти обязательства на своих сотрудников всеми доступными ухищрениями — манипулируя с зарплатой рабочих по широко известным всем схемам, главной из которых остаётся включение дополнительных отчислений в зарплаты своих рабочих. В близкой перспективе маячат дополнительные проблемы по обеспечению работой 60-летних женщин, принудительная доплата к суммам их пенсионных накоплений. Такой государственный фискальный пресс становится уже не под силу даже крупным предприятиям. Какие, скажем, дополнительные экологические отчисления и отпуска может позволить себе владелец маленького магазина для своих сотрудниц, если их всего 3-4 на магазин? Здесь хоть бы на зарплату в 30-40 тысяч наскрести. Учитывая сегодняшнюю структуру нашей экономики, в таких магазинах трудятся тысячи людей. А кто будет доплачивать «самозанятым», которых у нас тоже многие тысячи?

Может и это бы вытерпели, не то ещё выносили, но когда все видят, как напропалую бездарно транжирятся бюджетные деньги на эфемерные проекты, помпезные торжества, бесконечные праздники и юбилеи, как закапываются миллиарды в ежегодно ремонтируемые дороги, бордюры и клумбы, то поневоле люди задаются вопросом — почему на выплату пенсий деньги заканчиваются? Вот на празднование юбилея 100-летия казахстанского футбола, с приглашением безумно дорогих «свадебных» персон типа Бэкхэма или Зидана деньги найдутся. И это в то время, когда в Мекке мирового футбола — Бразилии не прекращается народный протест против проведения чемпионата мира, из-за его дороговизны! А нам, имеющим в футболе 150-е место в мировой иерархии, денег на очередное шоу не жалко.

А где экологические выплаты всем пострадавшим, а не только госслужащим, работникам крупных и средних предприятий, да и там со скрипом? А кто будет развивать бизнес, задавленный выполнением государственных обязательств? А может государство в будущем вообще самоустранится от них? Оставит себе полномочия «Сеньора-Помидора» из известной сказки Джанни Радари про Чипполино, оставив народу полную свободу выживания за собственный счёт.

Наверное, похожие вопросы самим себе задают и фигуранты приведённой истории на УМЗ. Скорее бы им понять, что нужно не заводу с рабочими судиться, тратя на это деньги, время и нервы, а объединившись предъявить счёт государству. Это мы работаем, исправно выплачиваем все налоги, наполняя бюджет, а когда же будет время государства рассчитываться по Закону?

Сергей МИХЕЕВ