ТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛАПС

Газета "Flash!"

Прошедшие в декабре минувшего года морозы показали практически полную неготовность городского автотранспорта, и вскрыли множество проблем. С большими перебоями ходили и трамваи, и автобусы. Последние, в основном китайского производства, оказались неприспособленными к нашей суровой зиме. Другой проблемой стало отсутствие качественного зимнего дизтоплива. На автозаправках вместо него выдавали невесть что, и жидкость эта замерзала на заправочных пистолетах. Наверняка декабрьские морозы были не последними. В связи с этим уместен вопрос: а готовы ли транспортники к следующим, январским и февральским морозам?! Ответ налицо: вряд ли...



Некоторые перевозчики уже загодя напечатали билеты со стоимостью проезда 70 тенге. Например, такой билет выдают в автобусе 4-го маршрута.

-------------------

Сегодня любой горожанин, не задумываясь, назовет несколько автобусных маршрутов, из-за которых приходится страдать: нарушать распорядок дня и подолгу мерзнуть на остановках. Вот мнение ребятишек на остановке, ежедневно добирающихся из школы домой – «Семерку» долго ждем, 26-й, застыли уже…

Но по сравнению с 7-м и 26-м маршрутами, и другими, где перебои все-таки еще не стали нормой, автобусы №17 и №4 уже побили все рекорды в нерегулярности поездок. Интервал их движения (если повезет!) может оказаться и 15 минут, но если не повезет – то все 30-40! И даже час и полтора! Ожидая их на остановке, можно превратиться в сосульку. Эти маршруты уже взяли на заметку даже в Центре управления пассажирскими перевозками.

– Процент выполнения регулярности движения должен быть 80-85% – говорит Владимир Панков, директор ТОО «Центр управления пассажирскими перевозками», – раньше «Дайда» и «ВЭСТ-строй» работали хорошо, но в морозы у них показатели упали. Техника ломалась, много водителей ушло на больничный.

В центре пассажирских перевозок невесело констатируют:

– Выходит из строя 1 автобус, снимаем с маршрута другой – и он ломается! Получается брешь и на том, и на другом маршруте!

Но морозы прошли, а перебои с автобусами 17 и 4, да и рядом других, как были, так и остались! Например, с маршрутом №4 ситуация не меняется уже несколько лет. Масса, якобы объективных причин, таких как нерентабельность, нехватка кадров и техники ни нас, ни пассажиров, откровенно говоря, не убеждают. Год назад перевозчиком на 4-м маршруте было другое предприятие, но его убрали за плохую работу. К нынешнему – «ВЭСТ-строй» тоже немало нареканий. Мы проехали на «четверке», и убедились в этом:

– Приходится ездить на «4-ке» на работу каждый день, утром ждем автобуса 30-40 минут. В обед и вечером еще хуже, по часу и больше! Это невозможно терпеть, – говорят единодушно пассажиры.

Это мнение тех, кто регулярно перемещается на 4-м маршруте. Из-за долгого прозябания на остановках, люди простывают, болеют. Но в Центре управления пассажирскими перевозками считают, что водителям еще трудней:

– Если горожане стоят и ждут по 40 минут, то водителям в холодных автобусах приходится ждать аварийку порой по 3-4 часа! Отсюда и рост числа заболеваний среди них.

Вряд ли господа управленцы сами ездят на работу и домой в общественном транспорте, иначе бы более чутко отнеслись к мнению горожан. Однако мы прониклись проблемами перевозчиков, и пообщались с водителями. Прямо на маршруте. Для полноты картины. Для завязки разговора поговорили о скользких дорогах.

– Дороги чистят плохо, подсыпки нет нигде! – утверждают водители маршрута №4.

Но если под водителем обычно теплая печка, то в салоне, замерзшие на остановках люди, окончательно промерзают до костей.

– Почему перебои по 40 минут и дольше? – спрашиваю я.

– Людей не хватает. И техники.

Маршрут №4 действительно составлен неудачно и слишком растянут. Если раньше с Аблакетки он ходил на Речной вокзал, то теперь, видимо, погнавшись за заработками, его продлили на КШТ, и оттуда автобус, как правило, едет пустой. В управлении пассажирских перевозок признают определенные просчеты и недоработки в расписании.

– Диспетчера не всегда правильно выстраивают маршруты. Они не видят всю линию – лишь сверяют прибытие на конечных остановках, – говорит В. Панков. – В общем, ряд объективных и субъективных причин.

Свое видение причин нерегулярности движения и у водителей. Сергей Вишневский, водитель автобуса №8, считает: – Пробки на дорогах, аварии, и не по нашей вине. На днях сменщик на Бажова съехал с остановки в легковушку – ледяной бугор там был! Остановки и трассы грейдером чистить надо.

Множество горожан желают изменить действующие маршруты. Может перевозчикам стоит прислушаться? Огромный спальный микрорайон – Стрелка, включая прилегающие улицу Крылова и проспект Ауэзова, оказался, по сути, оторван от торгового центра города – улицы Кабанбая Батыра. Жители Стрелки с трудом могут добраться до Центрального рынка, равно, как и от Пристани не доехать до детской поликлиники, что напротив гастронома «Колос». Здесь годами курсирует все тот же печально известный 4-й маршрут. Маршрутки №230, 231 положения не спасают, так как тоже ходят нерегулярно. А регулярного движения так хочется людям…

Есть и еще одно наблюдение: транспортники Усть-Каменогорска до сих пор живут по старинке, и, по сути, остались в прошлом веке. Современная спутниковая навигационная система, контролирующая все линии и частоту движения автобусов, у них отсутствует. Отсюда – и регулярные перебои в движении автобусных маршрутов. И пока Центр управления пассажирскими перевозками не оснастят по последнему слову техники, и не подключат к космической связи, бардак на дорогах, похоже, будет продолжаться до вселенской бесконечности. Одного компьютера на столе директора Центра явно недостаточно. Хотя даже его компьютерная программа показывает, что в день нашего визита на маршруте №4 вместо 10 автобусов на линию вышли всего 8! Хотя жутких морозов не наблюдается уже 3 недели, а минувшие забылись, как кошмарный сон. Кроме «четверки» с большими перебоями ходят еще маршруты №25 и 55. Нередко случаются они у «19-го» автобуса, и «восьмерки». Последний маршрут, идущий с Речного вокзала на Опытное поле, вообще один из самых экстремальных! За дорогами на Опытном поле не следят и не убирают: к Усть-Каменогорску сей район не относится, а глубочанам, похоже не до окраины областного центра. Одним словом – ничейная земля.

Одной из главных причин, по которым движение автобусов стало нерегулярным, это низкое качество зимнего топлива. На ряде заправок, с позволения сказать зимняя солярка, замерзала прямо на «пистолете». Но, как ни странно, за некачественное топливо никто ответственности не понес. Хотя, думается, здесь широкое поле деятельности для контролирующих органов и финансовой полиции. Общественный вред от реализации такой продукции – налицо.

Так что совсем неудивительно, что в автопарках катастрофически не хватает водителей и кондукторов. Желающих ежедневно искать неприятности немного.

– Рабочий день с 5 утра до 11 вечера, – говорит Лариса Кащеева – кондуктор «восьмерки», – Котел обогревающий сломается, в салоне – лед! Кашель не проходит…

Бизнес автоперевозчиков из года в год, по их мнению, становится все менее рентабельным. Удорожание стоимости проезда, за которое автопарки будут скоро, после нового тендера, ратовать вновь, и уже до 70 или даже 90 тенге – не выход из ситуации. Видимо, на регулярный и качественный общественный транспорт нужны будут дотации государства. И рано или поздно мы к этому придем, как в других странах СНГ, в Белоруссии и Украине. Там стоимость проезда держится на уровне 45 тенге, и о повышении никто не заикается. Да и автобусы – утепленные, современные, отечественного производства, или добротные шведские. В общем, не наша китайская рухлядь, не предназначенная для суровых морозов. С такой техникой на конкурс и на пушечный выстрел подпускать не стоит!

И последний штрих. Проанализировав стоимость проезда по Казахстану, невольно придешь к мысли о том, что Усть-Каменогорск – один из самых дорогих городов в республике. Судите сами: в Алматы и Астане билет на автобус стоит 80 и 85 тенге. Но это в столицах, там у людей иной достаток! Выше зарплаты, да и контроль за транспортным движением жестче. В Караганде билет стоит 60 тенге, а вот, к примеру, в Актау – всего 35 тенге! В Павлодаре автобусный проезд теперь – 50 тенге, и то он стал таким лишь с 1 января 2013 года, а до этого был 40 тенге. В Павлодаре и за проезд в трамвае до нового года платили 40 тенге, а после – 50 тенге. Регулярность движения там лучше, и вагоны теплей. Но самый уникальный в этом плане – город Темиртау. Там трамвайный проезд обходится людям в 15 тенге, потому что тамошний трамвайный парк поддерживает Карагандинский Металлургический Комбинат. И его работники ездят вообще бесплатно!

Наши же перевозчики уже при 60 тенге за проезд начинают вопить о том, что, дескать, работают себе в убыток, и пора мол, поднимать стоимость проезда. 17 января 2013 года закончились тендерные обязательства и срок действия договоров у местных автопарков на перевозки. Все усиленно готовятся к новому тендеру. Может, стоит пригласить к участию фирмы из Павлодара и Актау, как однажды предлагала исполнительная власть? Глядишь и конкуренция реальная возникла бы, да и стоимость билета для устькаменогорцев осталась на прежнем уровне…

Сергей ВАСИЛЬЕВ