ГРОМКИЙ ЭКОВЫСТРЕЛ. НО ОН МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ХОЛОСТЫМ

Газета "Flash!"

Недавно в прокуратуре было проведено расширенное заседание коллегии, рассматривавшее вопросы охраны атмосферного воздуха в г. Усть-Каменогорске. Было признано, что все без исключения госструктуры недостаточно занимаются вопросами охраны атмосферного воздуха, не принимают необходимых мер, не проводят комплексного анализа состояния окружающей среды, проедают госсредства, то есть работают из рук вон плохо, о чем свидетельствует доклад специализированного природоохранного прокурора, длившийся более 20 минут. Докладу предшествовал показ видеоролика с текстом за кадром, повествующий о плачевном состоянии атмосферы областного центра. Критика деятельности госструктур и предприятий — природопользователей завершилась их разносом и поручением активизировать работу, в противном случае прокуратура будет применять меры прокурорского реагирования. Похоже, критикуемые сильно не расстроились: ни один из них не нарушает действующего Экологического кодекса РК, на все сбросы и выбросы оформлены соответствующие разрешения, есть планы природоохранных мероприятий, согласованные департаментом экологии ВКО, платежи за загрязнение окружающей среды исправно вносятся в казну и включаются в состав затрат. Покупая произведенную продукцию, отягощенную платой за загрязнение окружающей среды, мы, горожане, оплачиваем собственное отравление из своих карманов. Так уж устроено экологическое и налоговое законодательство Республики Казахстан. Зато за превышение установленных сбросов и выбросов налагается штраф в 10 кратном размере, который в состав затрат не включается, однако вся сумма штрафов утекает в казну, и не факт, что она будет направлена на возмещение ущерба, нанесенного природе. А уж о возмещении ущерба гражданам и речи не ведется. В общем, в очередной раз поднятые вопросы об экологии, ее плачевном состоянии и умеренном темпе вдыхания загрязненного воздуха чиновниками всех рангов и жителями, проживающими в зоне усиленного техногенного загрязнения атмосферы, остались без ответа. О загрязнении почвы, водоемов, подземных вод на коллегии пока не говорилось, но повод для разговора остался.

При обсуждении доклада прозвучали речи общественников, в которых были затронуты проблемы, не подвластные полномочиям облпрокуратуры. Например, Правительство РК повысило уровень предельно допустимых концентраций по загрязняющим веществам в 3 раза. Это откровенно значит, что нас можно травить в 3 раза интенсивнее. Все остальное – пустословие, отраженное эхом от талмуда Правительства.


При наличии в атмосфере города всей таблицы Менделеева, отслеживаются только 5 видов загрязнений. На контроль всех остальных средства из бюджета не выделяются с прошлого века. Почему? А зачем народу знать столько много? Много будешь знать, быстрее состаришься. А так – живите подольше в нашем не увядающем букете вредностей. Если в мае 2005 года Правительство постановлением № 431 предусматривало критерий оценки материального ущерба, нанесенного человеку, от 5000 до 500 000 минимальных расчетных показателей, то теперь определить медико — демографические показатели для оценки состояния здоровья населения никому не поручается, а госорган, призванный выполнять эту работу, самоустранился. А прокуратура как-то упустила этот вопрос из вида. Были отмечены лишь необоснованно получаемые разрешения на увеличение размера эмиссии, не соответствующей увеличению объема производства. Так что не все еще атмосферные недуги можно решить в рамках обсуждаемых проблем. Необходимо идти дальше и выше. Все что намечено, не приостановит процесс хирения и заболевания граждан, уже подвергшихся многолетнему техногенному воздействию окружающей среды.

Необходимы меры, возмещающие нанесенный и еще наносимый вред. Поэтому мной было предложено принять концепцию Закона РК «О социальной защите граждан, подвергающихся отрицательному воздействию техногенного загрязнения окружающей среды» со сроком начала действия этого закона с момента аварии на бериллиевом производстве УМЗ, т.е. с 12 сентября 1990 года.

Необходимо вернуться к прежним нормам ПДК, оценить экологическое состояние территории комплексно, определить экологическую емкость атмосферы города, когда она еще может самоочищаться под действием гравитационных сил и сил ветрового напора. Легализовать так называемые неблагоприятные метеорологические условия и определить размер ущерба, наносимого ими, с последующей компенсацией ущерба за счет государства. Ведь именно государственные органы и сделали возможным то, что мы сейчас имеем в экологии и здоровье человека. Одного и даже многих прокурорских наскоков явно мало для перелома ситуации в нужном всем нам экологическом и безопасном направлении.

Эдуард ДАТЧИКОВ

председатель общественного объединения «Life» по защите прав человека в области экологии, член экологической комиссии Совета общественности