Во всем цивилизованном мире покупатель и потребитель всегда прав, однако у нас все наоборот, прав всегда продавец и тем более услугодатель.
Впрочем, в торговле с большим трудом, но покупатель иногда может добиться справедливости, во всяком случае, продавец обманет его один раз, а дальше покупатель «ни ногой» к этому продавцу. При таком методе продавец и разориться может.
Совсем другое дело с услугодателем, да к тому же монополистом: хочешь другого, а других нет… Захочешь не платить монополисту за плохие услуги, тебя принудят. По нынешним законодательным актам все потребители обязаны платить солидарно и одинаково по норме акимата, по цене АРЕМ, по тарифу на квадратный метр или на душу … человека.
Судиться с властью, даже маленькой, дело проигрышное. Куда податься за правдой бедному обывателю, притом часто не совсем грамотному в технических, экономических и юридических вопросах: проектировщику плати, юристу плати, тому плати, этому плати. Тяжбы длятся годами, поэтому пока добьешься справедливости, то рак на горе свистнет. Все в судах ладно схвачено.
Например, в юридическом отделе ГКП «ТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО» или в абонентской службе вам с какой-то ласковой усмешкой посоветуют: «Обращайтесь в суд, но сначала деньги нам заплатите по тарифу с общей площади пола квартиры, причем не важно какого: холодного или теплого».
Позвольте, с надрывом в голосе, вопрошает абонент: у меня пол и соседа потолок, на одном перекрытии, у нас с ним теплообмена нет.
Ну и что, ответят ему. Услугодатель крепко знает, что дважды два четыре, но а вы должны доказать это в суде. В суде же вам докажут обратное. Там не очевидное надо доказывать, а пункты Правил предоставления тепловой энергии, утвержденные Министерством энергетики и минеральных ресурсов. Вам надо опровергнуть городскую норму на отопление, вам надо доказать, что приказ ГКП «ТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО» и приказ АРЕМ не отвечают реальным и фактическим услугам…
Вы обязаны акты плохих услуг предоставить по каждому часу, по каждым суткам. А где их взять?! Составляйте! Не ленитесь!?
Односторонние акты не действительны? Собирайте комиссию… После таких порядков и правил оплаты услуг, у многих потребителей восторжествовало благоразумие: не судиться, а платить, что предлагает услугодатель, раболепски согнув спину, поняв, что против лома нет приема. Как говорится, «у сильного всегда бессильный виноват».
Как хотите, утепляйте окна, двери и стены наружные – платить будете одинаково и солидарно, даже с теми соседями, которые отродясь, даже зимой держат двери открытыми, а стекла в рамах разбиты, со всех щелей несет тепло наружу…
И соседи угловых комнат, особенно первых и верхних этажей тепла потребляют в несколько раз больше. Об этом знают все вокруг, это очевидно, как аксиома, доказательств не требует. Однако, в семейском суде, очевидное становится невероятным и адвокат ГКП «ТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО» легко доказывает в суде, что все потребители платят одинаковый тариф по всей стране: не важно как, по городской норме с учетом понижающего коэффициента 0.95, или по показаниям общедомового прибора учета – принят один измеритель – это квадратный метр общей площади пола помещения, притом не важно какого – отапливаемого или не отапливаемого, углового или серединного и даже внутреннее помещение, изолированное со всех сторон; четыре стены, пол и потолок оплачивается по площади пола. Позвольте, возмущены потребители – это же дикий произвол, это глупость высшей пробы. «Извольте чтить Законы» – вот спокойный ответ поставщиков энергии и чиновников ЖКХ.
Хочется задать вопрос, как можно заниматься энергосбережением каждого помещения, каждой квартиры, не имея паспортных данных теплового потока или тепловой характеристики конкретной квартиры и конкретного магазина?..
Удивительные вещи рождаются в многоэтажных и многоквартирных домах, где уравниловка доведена до абсурда…
Там при отоплении сверху вниз температура на радиаторах разная. Если при морозе 38 градусов верхний радиатор нагрет до 90 градусов, то нижний едва-едва нагревается до 60 градусов при однотрубной системе…
И это все знают. Знать и молчать – это признак страха, как бы хуже не было. Энергосбережение теперь у всех на слуху, как и борьба с коррупцией… слов много, а тепла как не было кому-то, так и не будет. Как воровали и транжирили энергию, так и будут этим заниматься. Учета при бесплатных услугах не было, и при платных услугах его опять нет. Зачем индивидуальный учет, если есть общедомовой или общегородской на всех поровну, по норме! Вот так!
А. ФАДЕЕВ, г. Семей