В Усть-Каменогорске прошёл семинар по организации и деятельности независимых профсоюзов. Одним из выступающих был Айнур Курманов – руководитель республиканской общественной организации «Талмас», лидер «Социалистического сопротивления».
Айнур – личность легендарная. Ещё в 1998 году он прошёл свои первые «университеты» – почти год отсидел в СИЗО по обвинению в антиправительственных надписях в Уральске. С тех пор – Айнур во всех «горячих точках» социального протеста. Это и Шанырак, и движение ипотечников и дольщиков, и Алматинский вагоноремонтный завод, и Жанаозен. Сколько раз Айнур подвергался административному аресту от 5 до 15 суток за организацию или участие в несанкционированных митингах – трудно сосчитать. Недавно Айнур был жестоко избит возле своего дома, получил черепно-мозговую травму и серьёзные телесные повреждения. Но никакие трудности не сломили его волю. Он по-прежнему в первых рядах защитников прав трудового народа. Сегодня Айнур даёт эксклюзивное интервью нашей газете.
– Айнур, как кризис повлиял на состояние рабочего движения?
– Хотя власти и сравнивают нынешний кризис с положением начала 90-х годов – это не совсем верное сравнение. Тогда масса выброшенных на улицу из-за развала работников ещё могла как-то перераспределиться в другие сферы. В частности, в ту же челночную торговлю. Люди ещё жили иллюзиями, что всё наладится, верили обещаниям, что нужно потерпеть. Сегодня этого нет. Прошло уже столько лет, и капитализм показал себя во всей красе. Иллюзии насчёт рыночного рая рассеиваются, идти некуда. Наступает третья волна кризиса – потребительская. Торговля сужается, люди меньше покупают и экономят даже на еде. Поэтому рабочие понимают, что их спасение – только в сохранении рабочих мест, в сохранении предприятий.
– Какие примеры крупных трудовых конфликтов Вы можете привести?
– Конечно, это события на Алматинском вагоноремонтном заводе и Алматинском заводе тяжёлого машиностроения и совсем недавние события в Жанаозене. Вагоноремонтники показали большую степень организованности. Они два месяца готовили забастовку, которая стала полной неожиданностью как для собственников предприятия, так и для властей. Участвовало 2000 человек. Причём рабочие потребовали национализации предприятия, так как новые хозяева хотели просто распродать оборудование и заводские корпуса. Им удалось пока сохранить предприятие, хотя был уволен руководитель забастовки и сама она судом признана незаконной. Вдохновлённые их примером машиностроители смогли сместить руководство завода. На этих предприятиях начали создавать независимые профсоюзы, хотя на АЗТМ профком поддержал требования рабочих.
Выступление нефтяников Жанаозеня организовал независимый профсоюз. Здесь нефтяники выдвинули требования рабочего контроля над управлением предприятием и распределением доходов. Кроме этих требований и требования повышения зарплаты был ещё пункт об отставке акима Жанаозеня и заместителя акима Западно-Казахстанской области. Рабочие вышли на голодовку, но уже через два дня она была приостановлена, так как из восьми требований выполнили шесть.
– Как будет развиваться рабочее движение в дальнейшем?
– Организация независимых профсоюзов – это стратегическое направление. Рабочие начинают понимать свой интерес и проявляют заинтересованность именно в независимых профсоюзах, поскольку официальные профсоюзы, как правило, стоят на позициях работодателей.
Большое значение в нынешней ситуации имеют социальные движения. Такие как «Оставим народу жильё!», в которое вошли пострадавшие дольщики и ипотечники. Осенью этого года все социальные движения объединились в движение «Казахстан-2012». В перспективе на базе независимых профсоюзов и социальных движений может организоваться сильная политическая партия. В этом плане большое значение будет иметь наступающий 2010 год.
Беседовал
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ