Лет 20 назад свела меня судьба с жителем Карагужихи Виктором Фёдоровичем Агапкиным. Волею судьбы оказались мы с ним за одним столом, где и познакомились. Еще на закате советской власти, но уже в преддверии вселенского бардака, он показался мне мужиком самостоятельным, со своей точкой зрения на существующие проблемы и события. Говорили мы много. И осталось у меня в памяти с тех пор чувство того, что познакомился я тогда с неординарным человеком.
К сожалению, мне не довелось больше с ним встретиться. А недавно я узнал, что 23 октября Виктора Агапкина не стало. Не стало человека, который в эпоху после развала СССР и вселенского бардака взял на себя заботу об односельчанах. Власти все эти 20 лет независимости всё было как-то некогда обратить своё внимание на карагужихинцев. И только Виктор стал опорой и надеждой для жителей своего села. Он был, пожалуй, единственным, кто после распада СССР и развала «Казлеса» не растерялся и взвалил на свои плечи не только заботу о своей семье и родственниках – для него родными стали все односельчане. Когда оказалось некому доставлять продукты, медикаменты, пенсии, вывозить на большую землю людей, а в зимнюю непогодь чистить дорогу, он добровольно взвалил на себя эту тяжелую ношу.
Со всеми бедами и просьбами односельчане шли к нему. И он, несмотря на разбитую дорогу, глубокий снег, вывозил сельчан на большую землю: кого в больницу, кого на вокзал, кого в интернат для продолжения учебы. Вот только как приходилось ему это делать? Зимой Виктор Фёдорович пробивал дорогу до Снегирихинского рудника сначала гусеничным трактором, потом возвращался в Карагужиху, где ставил свой УАЗик на тракторные сани и опять волоком тянул 18 км до нормальной трассы. А потом таким же макаром возвращался в село, сделав необходимые закупки, получив пенсии, почту.
Для жителей Карагужихи этот 50-летний мужик был как отец родной, хотя многие из его односельчан старше его годами. Ни районной, ни областной власти все эти годы не было дела до жителей таёжного посёлка. Он, ещё живой, успел встретиться с десантом районной власти, с трудом прорвавшейся на двух джипах в Карагужиху. Успел рассказать им о проблемах родного поселка и услышать многочисленные обещания возродить село, построить новую школу, соорудить мост, отремонтировать дорогу, за два десятка лет попытаться, наконец, обеспечить село фельдшером.
Но Виктор Агапкин всего этого не увидит. И хотя в некрологе районного акимата и раймаслихата написано, что «для районной власти он стал связующей нитью, главным помощником в государственным делах, достойным представителем администрации округа и района», случившееся говорит об обратном. Его смерть лежит на совести нашей власти: их равнодушие к судьбам отдаленных сел и бездействие привели к тому, что через несколько дней после отъезда акиматовского десанта Виктора Федоровича Агапкина не стало: его не успели довезти до больницы. Он умер в дороге от крупозного воспаления легких. Каких-то18 километров раздолбанной за 20 лет дороги стоили жизни хорошему человеку.
Может быть, эта нелепая смерть коренного мужика из далекого села Карагужихи заставит нашу власть обратить свои взоры на проблемы окраинных сел и поселков. А пока вся надёжа карагужихинцев – это только сыновья Виктора, которые продолжат дело отца.
Пусть земля ему будет пухом, он был …и навсегда останется в людской памяти!
Валерий Жидяев
Фото Алексея Мазницина
От редакции.
В момент подготовки номера в печать мы получили ответ от акима Глубоковского района В.Кошелева по поводу строительства дороги на Карагужиху. Приводим его полностью.
«Дорога «Карагужиха – Снегирихинское месторождение» является технологической трассой Белоусовского ГОКа филиала корпорации «Казахмыс». По вопросу строительства моста через реку вблизи села Карагужиха сообщаем: в отделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Глубоковского района имеется рабочий проект «Строительство моста через реку Карагужиха на автомобильной дороге «Волчиха – Карагужиха» в Глубоковском районе ВКО», прошедший государственную экспертизу. Общая сметная стоимость данного проекта составляет 110 819,24 тыс.тенге.
В связи с отсутствием финансовых средств в бюджете района, были направлены письма в ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО» для включения вышеуказанного проекта в инвестиционный план ВКО на 2010 год, а также для включения в перечень объектов, реализуемых в рамках программы «Дорожная карта» в 2010 году. Вопрос остается на стадии решения и находится на жестком контроле акима Глубоковского района».
Итак, судя из ответа, ремонт дороги до Карагужихи – это дело «Казахмыса». Так почему же до сих пор никто не побеспокоил корпорацию этой проблемой? Может быть, потому, что карагужихинцы сами решали эту проблему, и, как в средневековье, добирались до Большой земли вплавь и на перекладных? Мост, вроде бы государство и собирается строить, но как-то не очень торопится. Пока по инстанциям ходят письма, и «вопрос находится на жестком контроле», жители таёжного тупика ежедневно подвергаются опасности умереть от простого аппендицита. А «контора» в это время пишет.
Рубрики Глубинка