Система здравоохранения реформируется все больше. И чем только не радовала нас медицина: реформировали и поликлиники, и больницы, все дальше уходили от испытанной и надежной системы СССР, и все больше приближались к Западному варианту. А качество все так же оставляет желать лучшего. Дожили, наконец, до вновь «бесплатной» медицины, а простые смертные все больше эту самую «бесплатную» боятся посещать и в нее перестают верить.
Безраздельная радость
И вот опять «радостная» новость: каждый из нас может поехать в любую больницу Казахстана лечиться. Достаточно назначения и желания. Вариант работы представлен следующий: вы обращаетесь в поликлинику к своему лечащему врачу. Тот предлагает вам плановую госпитализацию, подлечиться. Предлагает на выбор несколько больниц республики. Вы выбираете. Он идет и звонит в Бюро госпитализации, узнает о свободных местах в больнице. Выясняет, что мест нет. Идет обратно, и предлагает вам пролечиться в другой больнице или встать в лист ожидания. Вы записываетесь в лист ожидания. И когда-нибудь едете в выбранную больницу. Лечитесь, а за лечение платит государство, по единому тарифу.
Все просто. Но сколько тут непонятного! Во-первых, оказывается, что для направления на плановую госпитализацию необходимо обоснованное назначение. И всякий ли лечащий врач рискнет направить больного в другой город или в другую область. Почему-то, кажется, что именно лечащие врачи СВА будут «надежным заслоном» на пути госпитализации в желаемую больницу.
Во-вторых, работа началась, но совершенно неясно, будут ли нас ждать в другой больнице, в другом городе. И не только нам неясно, но и неясно акиму области, который тщетно пытался добиться ответа на свой вопрос от чиновников на итоговом совещании в конце декабря – будут ли ждать его в Астане, если он туда поедет лечиться. Но ответа не дождался. Вместо него, с чего-то вдруг растерявшиеся чиновники, начинали нудный монолог по принципу восточных сказок – в общих чертах, но ничего конкретного.
В-третьих, данная работа, со слов чиновников, способствует конкуренции среди больниц. И это, мол, должно способствовать улучшению больниц, ведь их финансирование будет зависеть от количества… кстати, мы так и не уяснили, вылеченных или пролеченных пациентов.
Такая вот конкуренция способствует «дарвинизму» среди учреждений – выживает сильнейший. Возможна ситуация, когда одна больница будет всегда передовой, другая всегда хиреть. В конце-концов из умирающей начнут перебегать в передовую и работники. И, наконец, больницу придется либо спасать, либо закрывать. А сильнейшая больница, когда-нибудь, все равно начнет «захлебываться» от потока пациентов и нужно будет все возвращать в первоначальное состояние. Ведь уже сейчас, выбирая между больницами Усть-Каменогорска, люди предпочитают Медсанчасть №2.
Задали мы вопрос на тему конкуренции на пресс-конференции, и ожидали убедительный довод. Однако вопрос назвали дилетантским. Мол, такого не будет, так как любая больница не «резиновая», а значит, все равно большинству придется лечиться там, где придется. И вообще, мол, мы собрались на пресс-конференцию для того, чтобы «правильно довести до населения и разъяснить пользу» программы. И этим определено все будущее данной программы: никто никуда не поедет, и все останется по старому. Уже не говоря о том, что, в-четвертых, вряд ли кто-то из большей части населения способен выехать, например из Зайсана в Астану для лечения. А тот, кто способен на такой шаг, тот, в принципе и так неплохо там лечится. И ему вряд ли нужна помощь государства в оплате лечения. Особенно в пределах государственных сумм.
Уволят ли опытных врачей?
Кстати, здравоохранению не привыкать говорить в общих чертах, уходя от прямого ответа. Недавно мы обратились с письменным запросом в областное управление здравоохранения. Дело в том, что в редакцию стали поступать возмущенные звонки от читателей, которые сообщили, что опытные врачи и руководители медицинских учреждений не прошли переаттестацию и будут уволены. Также будут уволены врачи пенсионного возраста. А на место руководителя диагностического центра, вроде как, претендует родственница одного из руководителей облздрава. Повторяю, это слухи, и мы хотели убедиться в их необоснованности. Задали вопросы: Кто из руководителей медицинских учреждений не прошел переаттестацию и будет уволен? Кого планируется назначить руководителями медицинских учреждений вместо уволенных? Есть ли среди них родственники руководства облздрава? Действительно ли будут уволены все квалифицированные врачи пенсионного возраста? Кем планируется заменить уволенных врачей?
На запрос поступил ответ, что 82 руководителя подлежали аттестации. Получили оценку ниже порогового уровня на тестировании 14 руководителей, не явились по уважительной причине 2 человека. На собеседование допущены 66 человек, аттестованы 62. Руководители, не прошедшие аттестации, будут проходить повторную аттестацию через 6 месяцев с продолжением работы на занимаемой должности. Вместо четкого ответа только общие данные.
А нужны ли реформы?
И вообще, нам кажется, что у нас очередная реформа «заднего крыльца», в то время как «фасад» оставляет желать лучшего. Может быть, нужно было реформировать что-то более нуждающееся в реформах? Из года в год цифра дефицита кадров остается в пределах 500 с некоторыми колебаниями. На октябрь 2009 года она, к примеру, находилась на уровне 556 человек. А по реальным прогнозам уже через 2 года дефицит составит уже 1108 врачей. В то время как приток выпускников составит 320 человек, с учетом студентов 1-6 курсов, уроженцев ВКО. Причина – отток пенсионеров. Да и прибывших выпускников вряд ли можно считать высококвалифицированными, так как у них нет практики. И из выпускников кто поедет в село, в котором нет необходимых условий? Ведь даже в некоторых районных СВА нет телефона, не говоря уже о медпунктах. Да и медпунктов-то в некоторых селах нет.
До сих пор не решен вопрос с «закрытыми циклами» во многих больницах. И бригадам «скорой помощи» очень часто приходится возить больных из одной больницы в другую. Например, в БСМП отсутствуют многие «узкие» специалисты, что приводит к перевозкам при сочетанных травмах в 1-ю Городскую больницу и так далее. Общая хирургическая помощь в 90 процентах случаев оказывается на платной основе.
Ни в одном районе не открыты санаторные группы по лечению больных туберкулезом детей. Нет пансионатов для приезжих в Усть-Каменогорске. Туберкулезные больные не изолируются в достаточной мере. Так, из тубдиспансера Усть-Каменогорска 50-60 процентов «криминальных» больных «бегают» по городу в результате отсутствия надлежащей охраны. Как при таких условиях умудряются стойко снижать заболеваемость туберкулезом, непонятно?
И вообще, статистика вещь хитрая. По ее данным, за 11 месяцев 2009 года смертность от туберкулеза снизилась на 19 процентов. От чего? Все, кто мог, умерли раньше, или всех вылечили? За период 2004-2008 годов заболеваемость злокачественными образованиями снизилась на 9,8 процента. Почему данные только за 2004-2008 год, и нет 2009 года? И учитывали ли обнаружение злокачественных образований при вскрытии, например, трупов погибших в дорожных авариях, которые погибли раньше, чем умерли бы от рака? И почему никто не говорит об экологическом бедствии, ведь наибольшее число злокачественных образований приходится на Усть-Каменогорск, Шемонаихинский район, Риддер, Зыряновский и Глубоковский районы?
Кстати, если все же вернуться к теме Единой национальной системы здравоохранения, то у нас, почему-то, уже сейчас возникает предчувствие возникновения немного другого варианта работы, альтернативного, или так сказать, «сопутствующего» разработанному: вы идете в поликлинику, а лечащий врач, замечательнейший доброй души человек, по вашему требованию записывает вас в лист ожидания, лет на десять вперед (очередь большая). Хочешь быстрее – плати и езжай хоть сейчас. «Отстающие» больницы, дабы не терять авторитет в глазах населения, доход и специалистов, пишут энное «липовое» количество пациентов в отчет и делят полученную за «них» прибыль пополам с ревизором, дабы «не всплыло».
И будет славно, если наше предчувствие не станет реальность!
И вообще, вся наша беда в смене министров. Как отметил кто-то из выступавших на декабрьском заседании, каждый министр вносит свои новшества. Может быть, поэтому у нас не кончаются, а расцветают реформы, а их последствия все больше отражаются на состоянии здравоохранения. И все вторят сказанному, вместо того чтобы возразить, где это разумно. Зато, когда аким предлагает вносить предложения по улучшению удобства для населения, ликвидации очередей и волокиты, никто из зала не отзывается.
Алексей БОЖКОВ