Год только-только начался, но уже приносит немало сюрпризов органам внутренних дел. На конец января число зарегистрированных в Восточном Казахстане происшествий уже составляло около 4000, из них преступлений около 1000, включающих в себя около 100 наркопреступлений.
Округленные цифры не дают положительных эмоций, как в прочем, и реальные. Можно ли говорить о человеческом обществе как о цивилизации, если в начале каждого года уже 21 века мы получаем огромные цифры противоправных действий, за которыми завуалированы человеческие слезы, страдания и даже жизни? А затем, в конце года, мы подводим итоги и начисто все забываем, как будто снова и снова пытаясь начать жизнь с «чистого листа».
Обратите внимание на четыре преступления, раскрытые в январе 2010 года, демонстрирующие интеллект преступников и характеризующие состояние общества в целом:
8 марта 2009 года в гости к Валерию (30 лет) и его сожительнице Насте (20 лет) пришла Нина (41 год). Застолье, выпивка, танцы и беспорядок, как обычно, сопровождали веселье. Затем Валерий уснул. Разбудила его Настя со словами: «Я задушила Нину». Оба берут тело, и закапывают в погребе. Тут домой возвращается мать Валерия и оба преступника вынуждены сделать вид, что ничего не случилось. Через несколько дней пошел запах разложения, объясненный Валерием «дохлой крысой». Когда сошел снег, «милая парочка» выкопала тело и закопала на берегу Иртыша. И жили, как ни в чем не бывало, до зимы. Нину даже никто и не искал. А потом, когда 20-летняя убийца уже сидела в следственном изоляторе за кражу, между, так сказать «супругами», произошла ссора, и кто-то кого-то сдал полицейским. Причина же убийства банальная: кто-то с кем-то чем-то не поделился.
21 января 2010 года в селе Айыртау в одном из домов был обнаружен труп парня 1990 года рождения. Выяснилось, что потерпевший пришел в гости к несовершеннолетнему Рамазану. В доме шла попойка. Он в дом не пошел, а позвал Рамазана на улицу поговорить. Тот вышел с кухонным ножом. Возникшая ссора привела к тому, что Рамазан нанес многочисленные ножевые ранения в живот гостю, а потом догнал его убегающего и добил.
11 января 2010 года двое парней, один из которых уже судим, тщательно спланировав все свои действия, совершили грабеж в кафе «Пицца-блюз». В дальнейшем полицейские узнали, что преступники несколько дней вели наблюдение за кафе. Посчитав, что в стоявшем здесь же платежном терминале должно быть не менее 200 тысяч тенге, они проникли в кафе через окно, захватив топор. В себе были уверены настолько, что не использовали маски, и не скрывались. В результате их зафиксировала видеокамера, и пытался пресечь их действия охранник. Охранника избили, связали, и отобрали у него мобильный телефон. В терминале денег не оказалось, но, уходя, грабители унесли системные компьютерные блоки и мониторы. Оперативные действия полицейских способствовали поимке преступников в течение пяти дней. Они были изобличены в совершении преступления благодаря видеозаписи и бухгалтерским программам, установленным в компьютерах.
И вот, проанализировав эти три преступления, заметно погрустнеешь от мысли, сколько еще таких совершено на данный момент, а сколько будет совершено в будущем? Что двигало этими людьми: корысть, нужда или чувство безнаказанности? Выйдут из мест лишения свободы они исправившимися или более грамотными по части совершения преступлений? Поневоле задумаешься над вопросом: а не пора ли увеличить сроки наказания осужденным и пересмотреть порядок условно-досрочного освобождения? Тогда, по крайней мере, будет у нас заметно меньше рецидивной преступности. И заметно меньше мы будем вести счет потерям….
Алексей БОЖКОВ