ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ПЕРЕИМЕНОВАНИЯМИ

Газета "Flash!"

Многие общественные деятели Казахстана уже успели «приложить руку» к ономастике, так сказать, поономастировали. Наверное, чертовски приятное занятие, если столь много желающих. Вот и председатель союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев не удержался.


Недавно в интервью 31 каналу он предложил переименовать три города. «Он заявил, что в казахском языке исторически не было таких названий, как «Семей» и «Оскемен». Не было также слова «Кереку», которым ранее предлагали называть Павлодар. Это слово, пояснил Матаев, пошло от имени русского купца Корякова. В связи с этим журналист предложил переименовать эти три города. Семею присвоить имя Абай, Усть-Каменогорску – Кунаев, Павлодару – Сатпаев» – сообщил сайт Tengrinews.kz.

Недаром говорят, что иногда лучше молчать, чем говорить. Известный журналист показал полное незнание географии своей родной страны. Ведь в Карагандинской области уже есть города Абай и Сатпаев! Это ж надо так «пролететь»!

Но дело не в этом. Предложение о переименованиях появилось не раньше, не позже, а аккурат, когда народ взбудоражен предстоящим повышением пенсионного возраста женщин! Случайность, совпадение? Не бывает в политике случайностей, а любая случайность вытекает из закономерности. Наверное, очень нужно переключить общественное внимание на другие вопросы. И вот тут тема с переименованиями подходит очень кстати. Такие ономастические инициативы обычно воспринимаются очень болезненно, начинается раздрай. Так получилось и в этот раз. Интернет буквально бурлит комментариями. Вся их суть сводится к обычному в таких случаях бессмысленному и бесполезному спору: «Кто первый сказал «А»?». Одни пишут, что мы здесь жили еще …надцать веков назад, а вы, дескать, пришли на нашу землю, так что если хотите тут жить, то свои порядки не устанавливайте. Другие отвечают – это мы здесь все построили, а до нас здесь степь была, так что скажите спасибо. И так далее, в том же духе. В Сети непросто определить, пишут ли эти комментарии обычные пользователи, или специально подготовленные люди, для которых такая писанина – это их работа. Как бы то ни было, но спор, пусть и в рамках сетевого пространства, бурлит. Похоже, цель достигнута. Хотя бы частично, но общественное внимание переключилось. Правда, вот незадача. Буквально в этот же день коммунист (не народный!) Андрей Цуканов швырнул яйца в министра труда и соцзащиты Абденова в знак протеста против антинародной пенсионной реформы. И этот «информационный повод» безнадежно затмил ономастические забавы Сейтказы Матаева. Народ только об этом и говорит, а значит, говорит и о повышении пенсионного возраста женщин. Те, кто посмотрел видеоролик «Метание яиц» в Интернете, обратили внимание, что мужественный поступок Андрея Цуканова заслужил аплодисменты собравшихся на пресс-конференцию министра в Алматы.

Конечно, никто не мог знать, что в тот момент, когда главный журналист страны выступал с судьбоносными предложениями по переименованию городов, карагандинский коммунист Цуканов уже складывал в карман яйца, предназначенные для министра Абденова. Но вот что характерно. Как только в обществе намечается единение по какому-то важному социальному или политическому вопросу, тут же вбрасывается провокационная идейка, которая способствует расколу. Например, о переходе казахского языка на латиницу. Или ультра-национальные патриоты говорят о необходимости создания языковой полиции, чтобы дрючить всех, кто еще не выучил казахский язык. Или обязать всех к 20… году овладеть в совершенстве государственным языком. Или поднимается тема голодомора, когда проклятые большевики (говорят большевики – подразумевают Россию) уничтожали казахский народ. Или тема репрессий. И так далее. Вбрасываются темы или по языку, или по истории. И начинается тот самый бесконечный спор. Хорошо хоть пока еще не предлагают измерять череп, как это делал один известный деятель в одной европейской стране в 30-40-е годы прошлого столетия.

«Разделяй и властвуй» – этот старый добрый способ, изобретенный еще древними римлянами, до сегодняшнего дня едва ли не главный в технологии удержания власти и одурачивания народа. В результате – кто-то, потирая руки от радости, подсчитывает барыши от нефти, а остальные до одури, до посинения, с пеной у рта доказывают – какая же национальность важнее и главнее, на каком языке нужно говорить, кто кого больше обижал в далеком прошлом, кто жил на левом, а кто на правом берегу Иртыша.

С этой технологией мы познакомились давно, еще в далеком 1986 году, когда Горбачев то ли по дурости, то ли выполняя установки обожаемого им Запада, направил руководить Казахской ССР Геннадия Колбина из Ульяновска. И Казахстан «рванул». Первым из всех союзных республик. Правда, все-таки, наверное, сценарий не был реализован в полной мере. Мощные акции протеста были только в Алма-Ате, в основном с участием студенческой молодежи. И их жестоко подавили. В других регионах сохранялось относительное спокойствие. А, наверное, рассчитывали, что полыхнет вся республика, и народы, мирно жившие рядом десятки и сотни лет, пойдут «стенка на стенку». Сценарий не удался, но тень на межнациональные отношения была брошена. Потом было еще много провокационных вбросов. И заявление Солженицына, что северный Казахстан – это южная Сибирь и часть России. Уж Александр Исаевич немало сделал для развала Союза. Одно его заявление, что в ГУЛАГе было уничтожено 90 млн. человек чего стоит! И истеричные выступления Жириновского. И попытка бутафорского «пугачевского бунта» для создания республики «Русский Алтай». Это с одной стороны. Ну, а что вбрасывают деятели с другой стороны – об этом уже сказано выше.

А нам, простым людям, это нужно? Нужно ли народу играть в чужую игру, где ему уготована роль пешек? Ведь в этой игре одним заведомо достается бублик. А пешкам, без всяких вариантов – дырка от бублика. А дырку, как ни дели, хоть на миллион частей, она дыркой и останется.

Не знаю, было ли предложение Сейтказы Матаева искренним, или он озвучил лишь то, что кто-то хотел. В любом случае, его ономастическая инициатива играет на раскол народа. А кому выгоден раскол? Неужели, как журналист, он этого не понимает? И почему он не привел ни одного аргумента в пользу переименований? Зачем они вообще нужны и нужны именно сейчас?

Давайте жить своим умом. Давайте думать. А то в последние 20-30 лет обычно думают за нас. Они хотят нас расколоть, стравить, а мы не расколемся, мы будем едиными. У нас проблем хватает. И нищенская зарплата и пенсии, и пенсионный возраст, и цены, и тарифы, и чиновничий беспредел, и экология, и недоступность медицины, и дороговизна образования. Здоровье, выживание, наконец. Элементарно выжить – вот сейчас главная задача, вот до чего мы дошли. Независимо от национальности, убеждений, языка. Так стоит ли идти на поводу у тех, кто хочет нами манипулировать?

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ