На Усть-Каменогорскую ТЭЦ наложен штраф в 1,5 млрд. тенге! Оштрафовать теполоэлектроцентраль решили в департаменте экологии ВКО. Как уже ранее сообщалось в местной прессе, начальник отдела государственного экологического контроля Женисбай Беисов пояснил, что тепловики перерегистрировались из акционерного общества в товарищество с ограниченной ответственностью и своевременно не переоформили разрешение на выбросы в окружающую среду. За это им и выписали экологи такой громадный штраф.
Да, принципиальность наших экологов просто поражает! За чисто бумажные дела они налагают штраф в 10 млн. долларов! Вот бы всегда Беисов и другие экологические чиновники были столь принципиальны, цены бы им не было. Но на деле получается, что наши экологи, получающие зарплату из бюджета, так до сих пор и не могут определить – кто же, все-таки, загрязняет воздух в областном центре. По привычке сваливают все на металлургическое производство «Казцинка», а ведь ситуация гораздо сложнее. Не определена истинная картина загрязнения города, значит, неизвестны и методы «лечения». Почему бы экологам не заняться каражыринским углем, который использует УК ТЭЦ? Ведь уголек добывается на территории полигона, на площадке «Балапан», где было произведено более 100 подземных ядерных взрывов. Да, у угольщиков есть сертификаты. Но кто занимался более детальным изучением свойств этого угля? Да и мало кто знает, что на экспертизу отправляется всего 5 килограммов угля, а добывается 5 миллионов тонн! А сертификат распространяется только на образцы, подвергнутые испытаниям, т. е именно на эти 5 килограммов! О его низком качестве, высокой зольности, сегодня говорят многие. Так вот и помогли бы экологи выявить истину. Департамент, кстати, и сам не раз констатировал плохое качество угля Каржыры. Даже в своих итоговых отчетах. Например, за первое полугодие 2011 года: «На АО «УК тепловые сети» увеличение выбросов произошло с ухудшением характеристик используемого угля. На АО «АЕS УК ТЭЦ» увеличился выброс оксида углерода, что связано с увеличением количества растопок котлов высокого давления». Кстати, за сверхнормативные выбросы в мае того же 2011 года УК ТЭЦ была наказана экологическим ведомством на 6, 6 млн. тенге, да еще административная ответственность на 1,9 млн. тенге. Сравните сумму штрафа за выбросы сверх нормы и за чистую формальность: 6 миллионов и полтора миллиарда! О негативном влиянии угля месторождения Каражыра на экологическое состояние не только Усть-Каменогорска, но и других городов области, во весь голос говорят и общественники. Так, недавно на выездном заседании Совета общественности при акиме ВКО, которое состоялось в Зыряновске, его председатель Владимир Лопаткин особо отметил, что сейчас поднимается также вопрос об использовании на котельных области обогащенного угля. Это поможет уменьшить выбросы в атмосферу на 30%! Вот здесь, вроде бы, и поле деятельности для принципиальности Беисова и других!
Но, наверное, проще показать свою принципиальность в чисто формальных вопросах. Или «наезжать» на предприятия, за которыми нет чьих-то очень больших интересов. Так, лет 11-12 назад экологическое ведомство вынесло решение о закрытии молочной фирмы «Эмиль». А причиной закрытия экологи назвали палочки стафилококка, обнаруженные на стенах бывшего роддома, который приобрели эмилевцы и переоборудовали для производственных целей. Им даже не дали времени для устранения замечаний. Закрыть – и все. И если бы не вмешательство депутатов городского маслихата, в числе которых находился и автор этих строк, то, возможно, не было бы в городе этой известной фирмы. Депутаты тогда прямо сказали экологическим чиновникам: занимайтесь реальным делом, работайте на главную цель – сокращение загрязнения атмосферы, почвы, воды в городе, не нужны нам ваши показушные закрытия предприятий. Депутатская взбучка сработала. От «Эмиля» экологи отстали. Но реальными делами, похоже, так и не занялись. За эти годы были еще крупные штрафы у Бухтарминской цементной компании и после аварии на хвостохранилище Секисовской обогатительной фабрики. Тогда никто не задался вопросом – а как вообще под носом у бдительных экологов могло функционировать хвостохранилище с такими нарушениями? И почему открытый карьер и само хвостохранилище находятся прямо в селе Секисовка? А залезать в дебри с тем же углем – это чревато столкновением с интересами угольных олигархов. А оно нужно экологам? Вся суть деятельности экологического департамента ярко выражена в ответе на вопрос нашей газеты. Вот как он звучал: «Складывается странная ситуация: предприятия-загрязнители направляют немалые средства в оздоровление окружающей среды, внедрение новых технологий. Но, тем не менее, экологическое состояние Усть-Каменогорска продолжает ухудшаться, жители болеют и прямо связывают свои болезни с экологией, особенно в период НМУ. Кто же, все-таки, является главным загрязнителем городской атмосферы? Смогут ли уполномоченные государственные органы, в том числе ваше ведомство, определить главный источник загрязнения и принять меры по нейтрализации его вредного воздействия?».
А вот что ответил тот самый Женисбай Беисов: «Вопросы влияния экологии на состояние здоровья населения не входят в компетенцию Иртышского департамента экологии».
Вот и весь сказ. Будет платить УК ТЭЦ этот умопомрачительный штраф или нет, теперь, скорее всего, определит суд. Энергетики обжалуют предписание экологов. Но уже сейчас возникает вопрос – а не окажутся ли плательщиками потребители тепла и горячей воды? Не будет ли заложена сумма штрафа в тариф? Хотя, судя по отчету о прибылях и убытках за 2012 год, сработала ТЭЦ в прошлом году с прибылью. До налогообложения прибыль составила более 3 млрд. тенге, а общая совокупная прибыль – 2,7 млрд. тенге.
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ