Почти как в бой. Без перерыва на обед и отдых. От зари и до зари.
Не ведала жительница Усть-Каменогорска, пенсионерка Валентина Болотова, когда собралась менять удостоверение личности, что придется, что называется, стариной тряхнуть – вспомнить годы юности. А как же иначе. Для того, чтобы отстоять очередь к заветному окошечку – нужно молодецкое здоровье и недюжинные нервы.
Замене подлежат удостоверения личности, выданные в период с 1995 года по август 1997 года. Также необходимо заменить и паспорта, но только старого образца — там, где нет индивидуального идентификационного номера (ИНН).
Замене подлежат удостоверения личности, выданные в период с 1995 года по август 1997 года. Также необходимо заменить и паспорта, но только старого образца — там, где нет индивидуального идентификационного номера (ИНН).
— Мы с дедом пришли в ЦОН, (по ул. Казахстан, 99/1 – прим авт.) где-то в одиннадцать часов дня, – рассказывает Валентина Егоровна, – а вышли в пятом часу вечера. Хотели сразу взять номерок, чтобы занять очередь, а нам и говорят: «Пока фотографии не принесете – номерок не дадим». Потом все же дали, только в свою очередь мы все равно не успели: к фотографу, тому, что при ЦОНе, очередь – человек, наверное, около ста. В общем, из фотоателье вышли мы только в час. В самом ЦОНе – людей еще больше. Когда мы с утра пришли – в очереди я была 63-й, теперь я оказалась 260-й. Народу – не протолкнуться. В основном, старики. Кого-то под руки приводят, кто-то на костылях – все ждут. А сидеть негде: место освободилось – пенсионеры бегут наперегонки занимать. У меня самой три операции за год – тоже не шутки, чуть в обморок не упала. В конце концов, люди начали возмущаться, а начальник паспортного стола только руками разводит, мол, что я могу сделать. А ведь люди говорят, что такое у них сейчас – каждый день. Моя родственница просидела так пять часов, а мы сами – целый день. И дело даже не в этом. Ведь работают только с первое по восьмое окно, а с 10-го по 15-ое не работают вообще.
В прошлом, склоняемая на всех углах, работа ЦОНов как раз сейчас, казалось, стала налаживаться. Поэтому мы сразу подумали о том, что такая ситуация, по-видимому, связана с переводом ЦОНов из Министерства юстиции в ведомство местных акиматов. Оказалось, мы ошиблись.
— Такая ситуация продлится до августа. И она никак не связана с передачей ЦОНов в управление акимата, – пояснила нам директор ЦОНа №2, что по ул. Казахстан, 99/1, Ольга Старостина. – Все эти люди пожилого возраста, которые сейчас меняют удостоверения личности, получали их в период с 1995 года по август 1997 года. Удостоверения должны были быть годными до 90 лет. Но сегодня они не могут быть действительными, поскольку в них отсутствует ИНН. Как известно, об этом вышел закон. Он гласит о том, что такие документы подлежат замене в течение трех лет. И как раз этот период заканчивается 15 августа текущего года. В 2008 и 2009 году люди как-то на это не обращали внимание. Сейчас же идет массовая замена. Что касается окон, то они работают абсолютно все. У нас их четырнадцать. В одном из этих окон, по распоряжению, обслуживаются только банковские работники. Еще в одном окне осуществляется регистрация юридических лиц, ЗАГС, военкомат, а остальные двенадцать – обслуживают дела, связанные с оформлением недвижимости и удостоверений личности. Конечно, сейчас очереди большие. Сегодня мы оформляем в 4-5 раз больше документов, чем в том же 2009 году. Для того, чтобы как-то улучшить положение вещей – в головной ЦОН мною уже отправлена служебная записка о том, чтобы первая смена работала не с 9-ти ура, как обычно, а с 8-ми. Таким образом, с первого апреля мы уже выходим на работу с 8-ми утра. Это мера временная, только до того момента, пока идет оформление удостоверений личности старого образца. Таким образом, наш ЦОН будет работать с 8 утра до 20 часов вечера, без перерыва на обед.
В ЦОНе №1, находящемся на улице Белинского, нас заверили, что здесь очереди отнюдь небольшие.
— Когда осуществлялся переход в управление акиматом – действительно, был крупный наплыв людей, – сообщила заместитель директора ЦОН №1 Алия Нигмеджанова. – Но это было два-три дня. Сейчас такого уже нет, работа наладилась. Бывают, конечно, и очереди, но небольшие.
…Впрочем, не такие уж и маленькие. В этом мы убедились, проехав в ЦОН №1. Толпы здесь не было, однако все сидячие места были заняты, и группам людей – в том числе пенсионерам – приходилось «кучковаться» на подоконниках. Остается только надеяться на великодушие властей, которые отдадут должное уважение такому изобретению человечества, как стул, а равно и нашим пенсионерам. Глядишь, и работу ЦОНов заодно окончательно наладят.
Ксения МАНН