10-й час утра. Усть-Каменогорск, проспект Ауэзова, перекресток с проспектом Победы. Пробка, тромб, закупорка кровеносного сосуда. Можно вспомнить еще много слов и ярких выражений, но суть одна — движение встало. Скорость неспешно прогуливающегося пешехода явно быстрее скорости машин, передвигающихся к Ульбинскому мосту. Вечером — такая же закупорка. Самые отчаянные и нетерпеливые водители рвут с места в карьер через трамвайные пути. Но миг свободы длится недолго. Выиграв какие-то десятки метров, они вновь останавливаются, и уже вынуждены проситься свернуть с путей в ближайшую полосу. Но никто таких «умников» уже не пускает. Автобусы выделывают невероятные маневры, чтобы продраться сквозь пробку. Ведь у них график. Невольно перефразируешь известную поговорку: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем автомобилю проехать через Ульбинский мост.
Вот какую важнейшую проблему областного центра нужно было решать в первую очередь! Решать еще вчера! Но власти предпочли бордюры, скамеечки, скульптуры, аллею влюбленных, флаг на горе, музыкальную студию и прочее, прочее. Развязки под Ульбинским мостом не только испохабили исторический вид Набережной Красных Орлов (ныне ул. Протозанова) и ул. Солнечной (ныне ул. Астана), но и в прямом смысле смыли деньги в воду. Или в чьи-то карманы. Развязки закрыты и подтоплены разлившимися водами Ульбы. Теперь на ремонт нужны немалые средства. И, похоже, так будет каждый год. Это же Клондайк, Эльдорадо! Пока не придет в город руководитель-государственник и не прикроет эту лавочку. Но где же их взять, государственников?
Еще в 2007 году НПО «Мостовик» (г. Омск) презентовало в ходе визита акима ВКО (тогда им был Жаныбек Карибжанов) в этот сибирский город проект строительства подвесного моста в створе ул. Виноградова – Меновное. Проект хороший, красивый, с крутящимся шаром на пилоне высотой 92 метра посреди моста. В этом шаре предлагалось разместить кафе, которое по задумке проектировщиков стало бы излюбленным местом отдыха горожан – такая картина могла открыться из его окон на Иртыш, левый берег и весь город. Стоимость строительства моста длиной 420 метров в ценах 2007 года составляла 12,2 млрд. тенге. Вместе с возведением эстакад, развязок, подъездных путей, моста через Комендантку, реконструкцией улиц Карбышева, Серикбаева, Ярославская общая стоимость выходила в 23,7 млрд. тенге. В случае начала строительства в 2008 году, запуск моста планировался до 2016 года. Омичи разработали технико-экономическое обоснование и готовы были приступить к составлению проектно-сметной документации. (Подробнее читайте «Каким будет новый мост?», «Flash!», №21 (120), 03.11. 2007 г.).
Но стройка так и не началась. Все утонуло в бюрократической реке. Омичи не смогли получить по ТЭО заключение государственной экспертизы в Астане, так как у них не было заключения государственной экологической экспертизы. А пройти эту экспертизу не смогли потому, что … потерялся акт выбора земельного участка! Причем терялся он дважды! И неизвестно где и кем – то ли в городском отделе земельных отношений, то ли в отделе ЖКХ. (Желающие могут поднять подшивку, и прочитать статью «Утонуть в бюрократической реке», «Flash!», №24 (123), 15.12.2007 г.). Естественно, без заключения экспертизы ТЭО недействительно, без ТЭО не сделаешь проектно-сметную документацию, а без ПСД не выделяется финансирование. Бюрократические заморочки оказались не по силам омским мостостроителям, и они плюнули на этот проект.
А ведь через пару лет город мог бы иметь красавец-мост и обстановка на улицах могла измениться кардинальным образом. В прошлом году уже нынешние власти вроде бы вернулись к этому проекту. Ровно год назад, в апреле, аким областного центра Серик Таукебаев представил проект компании из Гонконга. Цифры, озвученные акимом, были таковы: на разработку ПСД необходимо 830 млн. тенге, а на строительство 30 млрд. Гонконгские бизнесмены забрали пакет документов и уехали раздумывать. Раздумывают до сих пор. А оно им надо? Строить за свой счет – а зачем? 200 миллионов долларов – это, в принципе, не деньги для серьезной компании мирового масштаба. Мост бизнесмены из Гонконга могут построить. Но как они будут возвращать эти деньги? Дать Казахстану кредит на эту сумму? А вернут ли его? Тогда нужны гарантии правительства, и казахстанского, и китайского. Или взамен гонкогский бизнес должен получить какие-то преференции. Можно поступить проще – выделить деньги из бюджета Казахстана, объявить тендер и поручить возведение моста его победителю. Но найдутся ли такие средства в бюджете? В приоритете у нас Астана. Да и какие мосты, если высшие власти заявляют, что в ближайшие годы пенсию нечем платить будет! Выход один – повышать пенсионный возраст женщин! Вот он, «локомотив экономики» – те самые женщины, которые и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут, накормят они и напоят, и дадут на дорогу вина!
Авось за счет прекрасного пола подкопят наши власти деньжат, да когда-нибудь выделят Востоку миллиарды для столь необходимого моста. А годы идут, а стоимость стройки растет. За 6 лет выросла по самым скромным подсчетам на 7 миллиардов. Какие уж тут 8 мостов, которые рисуются в радужных мечтах проектировщиков генплана Усть-Каменогорска!
Так что все это дела далеких будущих дней. А пока обратимся к тому, что имеем. Полным ходом идет строительство моста в створе улиц Астана – Крылова, начавшееся в июне прошлого года. Мы побывали на этом важнейшем объекте. Прошло меньше года с начала стройки, а результаты действительно впечатляющие. Уже можно пройтись по мостовому бетонному покрытию, по обоим пролетам, расположившимся по обе стороны от старого пешеходного моста, по которому также проложена магистральная теплотрасса. Мост приобрел зримые очертания. Мы беседуем с Михаилом Лабуковым, директором ТОО «Усть-Каменогорский завод металлоконструкций – Имсталькон», являющегося генеральным подрядчиком.
– Михаил Семенович, как обстоят дела на стройке? Когда мост будет введен в эксплуатацию?
– Ко Дню города жители Усть-Каменогорска получат этот подарок.
– Официальный срок сдачи моста – 31 декабря 2013 года. Получается, что мост планируется завершить на 4 месяца раньше. Успеете сделать все работы?
– Вы видите, что скелет моста уже готов. Сейчас мы начнем выполнять гидроизоляцию пролетных строений, потом укладывать асфальт. Временные опорные части, на которых сегодня стоят металлические пролетные строения, нужно заменить на постоянные. Это обеспечит температурные перемещения конструкций металлических пролетов, позволит мосту реагировать на горизонтальные и вертикальные нагрузки. Ведь мост – это живой организм, он не может быть застывшим. Мы чуть приподнимем мост гидравлическими домкратами и подведем под него постоянные опорные части. Их поставляет завод №50 из г. Ярославль, Российской Федерации. В ближайшие дни они поступят на стройку. Затем останутся работы по благоустройству. Мы покрасим мост по современным технологиям, обустроим пешеходную часть, освещение.
– А что с подъездными путями? Нужно ли будет делать вынос теплотрассы и других коммуникаций, оказавшихся как раз на месте подъездов к мосту?
– По этому поводу было больше страхов. Работ по выносу коммуникаций на самом деле не так уж и много. Мы их уже ведем.
– Хватит ли сил у генерального подрядчика на досрочное завершение стройки? Ведь наступает лето – разгар строительного сезона.
– На возведении моста трудятся 30 человек. А у нас в компании – 330 работников. Всегда в случае необходимости можно перебросить людей. Кроме этого, мы привлекаем субподрядчиков.
– Как обстоят дела с финансированием?
– Еще необходимо 450 млн. тенге на завершение строительства самого моста и 174 млн. – на подъездные пути как со стороны улицы Астана, так и со стороны улицы Крылова.
– Как решается этот вопрос?
– Аким области Бердыбек Сапарбаев во время посещения стройки заверил нас, что вопрос с выделением 450 млн. из республиканского бюджета должен решиться в ближайшее время. Что касается средств на подъездные пути, то деньги будут изысканы из местного бюджета.
– Несмотря на дефицит финансов, Вы будете продолжать работы? Стройка не остановится?
– Конечно. Будем изыскивать собственные резервы. Стройка не остановится, и не останавливалась ни на один день.
– Не боитесь работать в долг?
– Акты выполненных работ подписывает городской отдел ЖКХ. По ним и идет оплата. В прошлом году мы выполнили работ на 1,3 млрд. тенге, из них – собственных средств, материалов и работ в долг было выполнено на 600 миллионов.
– Эти средства Вам вернули?
– Да, вернули. Я не сомневаюсь, что расчет будет произведен полностью. Останавливать стройку мы не имеем права. Такое поручение нам дал и глава области.
Мы поинтересовались планами одной из крупнейших специализированных строительных компаний региона на ближайшее время.
– В городе еще одна острейшая транспортная проблема – Иртышский мост. Его нужно срочно капитально ремонтировать. Вопрос о выделении средств решается в столице. Надеюсь, что наша компания примет участие в этой сложнейшей и ответственнейшей работе. Ремонт будет проводиться несколько лет. Сначала нужно будет построить временный мост на три полосы движения на тех опорах, которые возвели много лет назад, когда предполагалось строительство трамвайной линии на КШТ. Когда этот мост будет построен, движение по старому мосту закроют. Весь транспортный поток пойдет по временному. Утром две полосы будут открыты для движения со стороны КШТ в центр города, а вечером, наоборот, две полосы отдадут движению из центра на КШТ. Тем временем будет вскрыта одна часть Иртышского моста. На ней полностью заменят все конструкции, отремонтируют, и запустят по ней движение. Транспортный поток пойдет по временному мосту и по отремонтированной части Иртышского. Настанет очередь вскрывать и ремонтировать оставшуюся половину Иртышского моста. Вот так мост будет полностью отремонтирован. Город получит, таким образом, сразу два моста, так как временный также останется в эксплуатации и будет предназначен для движения транспорта.
Радостно слышать, что компания «Имсталькон» готова к столь масштабному делу. Теперь важно, чтобы республиканские власти выделили необходимые для ремонта главного моста Усть-Каменогорска 6 млрд. тенге.
А ведь только в областном центре в 2012 году собрано налогов и сборов 104,3 миллиарда тенге! Из них собственные доходы городского бюджета составили 12 млрд. А всего городская казна в прошлом году «потянула» лишь на 21,2 млрд. Таковы гримасы существующей бюджетной системы страны, когда промышленно развитые регионы вынуждены большую часть своих доходов отдавать в Центр. А уж потом выбивать или вымаливать у Центра деньги на свои нужды: дайте, пожалуйста, на строительство моста. Хотя легко можно было построить мосты и за счет собственных средств. Глотая газ, обжигая себе горло, зарабатывая сотни миллиардов в казну, устькаменогорцы взамен не имеют ничего. Остается надеяться только на милость Центра.
Итак, на том берегу пока ничего определенного не видно. Далеко до него, до того берега. Ясно одно, что к концу года часть транспорта пойдет по новому мосту. Глядишь, и легче будет. Правда, и количество машин растет, чуть ли не в геометрической прогрессии.
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ