КАК КИНУЛИ ВЕТЕРАНОВ ЭНЕРГЕТИКИ

Газета "Flash!"

Сенсационное заявление сделала представительница АО «Самрук-Энерго» Динара Шинтасова на общем собрании акционеров Шульбинской и Усть-Каменогорской ГЭС. Воспользовавшись лазейками знаменитого Алтайского договора, AES незаконно зарегистрировала право собственности на активы Шульбинской гидроэлектростанции. (ШГЭС). А вот ветераны энергетики ВКО – владельцы 100-процентного привилегированного пакета акций – уже 13 лет тщетно пытаются получить свои дивиденды.



Как стало известно на общем собрании акционеров АО «Шульбинская ГЭС» и АО Усть-Каменогорская ГЭС», эти акционерные общества сработали за прошлый год с убытками, задолжав только государству около 83 млн. тенге в виде налогов. Поэтому было принято решение не выплачивать дивиденды на простые акции, а на каждую привилегированную начислить по 10 тенге. Впрочем, пока этих денег 8838 ветеранов энергетики не увидят.



На Бухтарме вода гуще

— Странная вырисовывается картина, – говорит представитель инициативной группы Николай Тарнайкин. – Держатели акций АО «Бухтарминская ГЭС» ежегодно получают по 193 тенге за одну привилегированную акцию, а наши два АО начисляют нам только по 10 тенге. Но мы их еще ни разу за 13 лет не получили. Ветераны уже шутку придумали, что рядом с Бухтарминской электростанцией вода гуще, поэтому и доход у нее выше.

Впрочем, дело отнюдь не в качестве воды. По Алтайскому договору все деньги от концессии – 33, 3 процента от чистой прибыли компании, должны идти в республиканский бюджет. Акционерные общества двух ГЭС не ведут никакой хозяйственной деятельности и обладают только пустыми бумажками. Что касается Бухтарминской ГЭС, то правительство передало ее в долгосрочную аренду нашему предприятию «Казцинк», и отношения между государством и комбинатом строятся на другой основе.

В конце 90-ых годов, когда Усть-Каменогор-скую и Шульбинскую гидроэлектростанции передали в концессию американской энергетической компании AES, все активы этих двух ГЭС вывели в созданные ТОО, а за акционерными обществами остались только акции. Деньги дебиторов станций также стали приходить на новые счета, а все кредиторы, что называется, остались с носом.



Ждать осталось недолго?

21 октября 1997 года ТОО «AES Шульбинская ГЭС» зарегистрировала право собственности на имущественный комплекс гидроэлектростанции на основании пятого пункта Алтайского договора, в соответствии с которым американцам передали права на владение, пользование и распоряжение активами концессии без каких-либо обременений. Повторимся, получив все эти права, компания AES пошла на очень логичный шаг и зарегистрировала в том же году право собственности на Шульбинскую ГЭС. Информация об этом в прессу просочилась совсем недавно. Но тогда наше областное управление энергетики и коммунального хозяйства назвало данные статей о незаконной приватизации ШГЭС в газетах «Flash!» и «Мегаполис» «не соответствующими действительности». А вот вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Турганов признался, что станция является собственностью AES.Это подтвердила и присутствовавшая на общем собрании акционеров представительница АО «Самрук-энерго» Динара Шинтасова.

— Согласно пункта 5.1 Алтайского договора предусмотрено, что цеденты передают право на владение, пользование и распоряжение активами в пользу концессионной компании без каких-либо обременений. По нашему гражданскому законодательству, право на ведение, распоряжение имущества может быть только с передачей права собственности на объект. В случае же с имущественным наймом или арендой передаются только права пользования и владения, а право распоряжения остается за собственником объекта. А собственником объекта в данном случае у нас выступают Усть-Каменогорская и Шульбинская ГЭС. Таким образом, компания АES де-факто незаконно зарегистрировала право собственности на ШГЭС. Сейчас мы ведем с компанией досудебные разбирательства, – заявила она. – Наша комиссия подсчитала, что AES должна выплатить нам в 2010 году 3,5 млрд. тенге. Это как раз и есть 33,3 процента от чистой прибыли компании, которую та получает от концессии. Комитет госкомимущества дал гарантию, что 1,5 млн. долларов США будут оплачены государству за аренду, а оставшуюся сумму перечислят на счет двух акционерных обществ – Шульбинской и Усть-Каменогорской ГЭС.

— Вы же так долго ждали! Ну, подождите еще немного, – упрашивала акционеров Динара Шинтасова. – «Самрук-энерго» сейчас проводит очень большую работу по истребованию этих денег. У нас уже был процесс с компанией AES в международном суде Лондона. Результаты мы обязательно сообщим вам, акционеры.

В настоящее время Минфин ведет предарбитражные переговоры с компанией AES по внесению изменений в Алтайский договор, в том числе и по отмене государственной регистрации права собственности на активы ШГЭС.

Но ветераны энергетики настроены очень скептично ко всем обещаниям со стороны государства.

— Понимаете, все эти собрания акционеров проводятся только для галочки, – считает Святогор Светлов. – На прошлых заседаниях уже обещали, что нам скоро начнут платить дивиденды. Но мы этих денег так и не увидели. Более того, мы нигде не можем добиться вразумительного ответа, куда делись акции ликвидированного АО «РЭК Алтайэнерго» и является ли новая aes-овская компания – ВК РЭК, его преемником. Здесь все покрыто мраком.

— Владельцы привилегированного пакета акций – люди пожилые. В загробной жизни нам деньги будут не нужны, а в этой мы уже и не надеемся получить свои дивиденды за акции, – вздыхает Николай Тарнайкин.



Ольга Ушакова