«Бессмысленный и беспощадный» – так характеризовал в своё время русский бунт Александр Сергеевич Пушкин. Однако, в последние годы по бунтам несомненное первое место уверенно взял киргизский народ.
Ровно через пять лет после первого бунта 2005 года в Киргизии произошёл новый социальный взрыв. Многие политологи называют события 7-8 апреля «народной революцией», также называли и события пятилетней давности. Однако, то ли совсем измельчали политологи, то ли сознательно вводят людей в заблуждение, но произошедшее в Кыргызстане даже с большой натяжкой революцией не назовёшь. Никакой смены общественно-политического строя ни пять лет назад, ни сейчас не произошло. Разве что на этот раз бунт оказался кровавым: десятки погибших, сотни раненых. Мародёрство нынче также превзошло масштабы 2005 года – разграблены, сожжены, разбиты не только государственные учреждения, магазины, кафе, но даже музей. Строй, господствующий в Киргизии, можно охарактеризовать как капитализм с ярко выраженной кланово-олигархической окраской и большой долей феодально-байских отношений. Ещё одна характерная особенность киргизской политической системы – это сращивание власти, господствующих кланов с криминалом. Роль криминальных авторитетов и бандитских группировок в событиях 2005 года уже хорошо доказана, изучена, проанализирована. Можно предположить, что и на этот раз хорошо организованные отряды криминала также были в авангарде событий. При всей кажущейся хаотичности, ситуация в те дни развивалась так, что чувствовалась твёрдая рука невидимого режиссёра. Начавшись в Таласе, волнения почти мгновенно перекинулись в столицу – Бишкек. Само по себе так не бывает. Наверняка были несколько сотен людей, которые знали, что делать. Они и начали волнения, а дальше уже всё развивалось по эффекту лавины. Не исключено, что и снайперы, стрелявшие в толпу, тоже знали, что делать. Роль таких снайперов также хорошо изучена по событиям октября 1993 года в Москве и более ранним событиям в «горячих точках» в период развала СССР. У меня лично большие сомнения, что эти снайперы защищали правящий режим. Скорее всего, их задача состояла в пролитии крови и ещё большем ожесточении толпы. Ведь милиционеры применяли только резиновые пули и слезоточивый газ. И сопротивлялись недолго, разбежавшись кто – куда и отдав город на разграбление.
Итак, несмотря на то, что власть в Кыргыстане пока в руках у так называемого «временного правительства народного доверия», похоже главным итогом бунта станет передел собственности и властных полномочий в пользу другого клана и кланов. Народ свою роль выполнил и останется при своих интересах. На первых порах, конечно, новые власти предпримут какие-то популистские меры, о которых уже заявили: снижение тарифов, цены на хлеб и т.д. Но затем всё вернётся на круги своя: «кому-то бублик, а народу – дырка от бублика». Так происходит всегда, когда народ не осознаёт своих собственных политических интересов, не имеет своей, кровно связанной с защитой народных прав и свобод политической организации. В таком случае народ выполняет всего лишь роль толпы, выходящей на улицу под лозунгом «Долой Акаева, Бакиева или Имярека!» После того, как народ сыграл роль пушечного мяса и свергнул указанное ему лицо, народная масса просто оказывается в положении использованного презерватива. А ведь в истории есть и противоположные примеры. В октябре 1917 года народ России, под руководством партии большевиков, вышел не под лозунгом «Долой царя!» (царя к тому времени уже свергли), а с короткой, но ясной программой: «Власть – Советам! Землю – крестьянам! Фабрики – рабочим! Мир – народам!» И эту программу поддержали миллионы, начав строить первое в мире государство трудящихся, общество социальной справедливости. Вот это была истинно народная революция.
Те, кто затеял передел власти в Киргизии, очень умело использовали недовольство народа своей нищенской жизнью. А также совершенно дурацкие решения прежнего режима о повышении тарифов и сосредоточении самых лакомых кусков собственности в руках семейства Бакиева. Хотя, стоило свергнутому президенту поставить себе и своему семейству какие-то рамки, остановиться в своём упоении властью и богатством – и, возможно, ничего бы и не было. Но всё мало, мало. Об уровне нищеты киргизского народа говорит и такой факт: Россия предоставляет Киргизии помощь в 20 млн. долларов, кредит в 30 млн. долларов и поставит 25 тысяч тонн ГСМ. В принципе, для целой страны это мизерные деньги, но, как говорится, и этому рады. Кстати, Москва безоговорочно поддержала временное правительство. Путин довольно резко высказался о Бакиеве и даже сказал, что тот разворовал казну. Наверное, это реакция Кремля на лукавую политику Бакиева. В прошлом году Россия выразила готовность предоставить Кыргызстану помощь на общую сумму в 2 млрд. долларов. И 300млн. уже поступили в Бишкек. В ответ Киргизия должна была поставить перед США вопрос о выводе военной базы с аэродрома Манас. Но база осталась, её только переименовали в транзитный пункт. Итак, главный урок киргизских событий – нищета является довольно горючим материалом. Стоит только спичку поднести. А ударной силой толпы, судя по всему, стали самые нищие и самые бесправные переселенцы из сёл и аулов, где вообще мрак в полном смысле слова. Круша и поджигая магазины и супермаркеты, они делали это не только для того, чтобы вытащить бутылку водки или коробку печенья. В этом была выражена вся ненависть и слепая ярость по отношению к царящему вокруг богатству и роскоши, к тому «празднику жизни», где они явно чужие. И пока «праздник жизни» будет только для избранных, будет и вероятность повторения бессмысленных и беспощадных бунтов, подобных киргизскому.
Но есть и ещё один урок. Киргизский народ, дважды переживший такие страшные бунты, похоже, уже не хочет довольствоваться ролью только пушечного мяса. Отец одного из парней, погибших в беспорядках, в телевизионном интервью сказал: «Ни один оппозиционер не погиб, никто из детей оппозиционеров не погиб. Пока наши дети проливали кровь, они делили портфели». Слова выстраданные и от этого очень ценные. Золотые слова. Киргизы начинают понимать, что жить нужно своим умом, а не чужим.
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ
P.S. Ситуация в Киргизии пока еще далека от стабилизации. Свергнутый президент Бакиев благодаря усилиям казахстанского руководства сложил свои полномочия и покинул страну. Принял его президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Между тем на окраинах Бишкека продолжается самозахват земли. Несмотря на явную поддержку киргизского временного правительства Россией, именно бизнес русских сейчас подвергается рейдерским силовым захватам и в обществе все ярче проявляется бытовой национализм против русских. А на юге не все регионы собираются признавать новую (а по сути, старую – ведь почти все члены временного правительства были во власти и при Акаеве, и при Бакиеве) власть.