«1 апреля 2013 года решил закончить голодовку. Школа не принята. Сроки комиссии постоянно переносятся. Все замечания рабочей комиссии, кроме озеленения и вопросов, решаемых Заказчиком, устранены. Даже если я умру, или раздастся голос с небес: «Примите школу!» — это вряд ли что-то изменит. Благодарю всех, кто принял живое участие и поддерживал меня», — такое обращение было распространено в Интернете Константином Липпертом, директором НПО «ЛИК».
Напомним, что 7 марта Константин Леонович начал голодовку с требованием принять в эксплуатацию построенную его фирмой школу в селе Аккайнар Катон-Карагайского района. Все подробности ситуации вокруг этой школы знакомы нашим читателям по публикациям в №5 от 7 марта («Почему не прозвенел первый звонок?») и в №6 от 21 марта («Голодовкой по беспределу или голодовка от беспредела?»).
Итак, на сегодняшний день строители устранили все замечания, сделанные рабочей комиссией, побывавшей в школе 14 марта. Эти замечания больше напоминают придирки. Разве можно всерьез отнестись к микротрещинкам, которые проверяющие замеряли линейкой, а потом показывали этот сюжет по телевидению? Трехмиллиметровые трещинки в штукатурке после полугодового простоя уже готовой школы – такая принципиальность рабочей комиссии заслуживает только похвалы. Вот бы на всех объектах, сдаваемых в эксплуатацию, контролеры были бы так принципиальны! Даже шероховатости на лестничных перилах включили в акт! Устранено все. Сделано даже то, что не было предусмотрено проектом. Например, фасад школы обшит металлосайдингом. Зачем это условие поставили перед строителями? Прихоть? Материал дорогой и пожароопасный. Но ликовцы не стали перечить – надо так надо. Школа сияет, как пасхальное яичко. С наступлением устойчивой теплой погоды строители завершат благоустройство двора. Никаких препятствий к приемке школы больше нет. Комиссия, которая должна была принять окончательное решение, намечалась на 2 апреля. Но и по сей день вопрос так и не решен.
Осталось одно невыполненное замечание рабочей комиссии – привести в соответствие проектно-сметную документацию с изменениями. Но это должен сделать заказчик – управление строительства ВКО. Всего-навсего поставить подпись – и вопрос решен. Но, не суждено учиться в этом учебном году детям в новой школе. Чиновники не позволили им испытать эту радость хотя бы в последнюю четверть!
Вообще власть изгадила себя в этой истории так, что отмываться придется очень долго. И все равно запах останется. Чего добиваются чиновники в этом случае? Представим себе, что они действительно проявляют твердость и принципиальность. Но почему только в отношении школы, построенной Липпертом? Почему под боком у этих же самых чиновников построен подземный переход через главный проспект областного центра, который тут же начал протекать и разрушаться? Где были все эти принципиальные контролеры, когда сдавался в эксплуатацию центр лучевой терапии в Усть-Каменогорске? Кто позволил принять здание с дырявой кровлей? Медицинское учреждение заливает так, что пришлось остановить уникальный аппарат лучевой терапии! Онкологические больные ждут, а ведь при раковых заболеваниях счет идет на дни и минуты. Не будет своевременно ликвидирована опухоль – и все, шансов у человека никаких! Вот там, в центре лучевой терапии – там действительно трещины и потолок валится! Есть решение суда об устранении брака, но никто его не собирается выполнять. Подрядчик получил деньги за стройку, и все.
Аким Усть-Каменогорска Серик Таукебаев признал, что качество строительства жилья по госпрограмме такое низкое, что люди уже не хотят приобретать квартиры в новых домах, отдают предпочтение домам старым, построенным еще в советское время. В таком же новом доме замерзал ветеран Великой Отечественной войны 87-летний Николай Евдокимович Крючков. Замерзал потому, что под полом его новенькой квартиры оказалась не засыпанная яма, недостроенный подвал глубиной 5 метров. И согреть такую квартиру зимой невозможно. В итоге ветеран, прошедший сражение с фашизмом, умер в холодной постели от пневмонии. А ведь этот дом тоже принимали в эксплуатацию! А если уж говорить о благоустройстве, то посмотрите на дворы в домах по улице Молдагуловой в Усть-Каменогорске. Их и дворами назвать трудно. Какое-то нагромождение куч, траншей, земляных глыб. Весной и осенью пройти там невозможно! И ничего – в эксплуатацию приняли!
Нет, версия о твердости и принципиальности чиновников отпадает. Они докопались к тому, что кирпич был заменен на полистиролбетон. Так не самовольно же заменили, есть техническое решение, утвержденное управлением строительства. И даже прокуратура области уже отозвала свой протест именно по этому поводу. Прокуратура в официальном письме заявила, что претензий к НПО «ЛИК» не имеет. И начальник управления строительства Игорь Литвинов сказал, что дополнительные экспертизы показали соответствие материала всем предъявляемым требованиям. Претензий у главного строителя области по применению полистиролбетона больше нет, вопрос закрыт. У него только претензия по благоустройству. Вот высадят ликовцы деревья, тогда, мол, и посмотрим – принимать школу или не принимать!
Может быть, пытаются «отжать» деньги у Липперта за приемку школы? Но совершенно ясно, что объявив голодовку, Константин Леонович дал понять, что таким способом он решать вопрос не будет. Да и кому больше нужна школа – Липперту или властям? Ну не получит ЛИК остаток денег за строительство школы. Не разорится же фирма. Осталось перечислить всего 25 млн. тенге из более чем полумиллиардной сметной стоимости.
Тогда в чем причина? Зачем показывать телесюжеты о коварном Липперте, который пытается «спихнуть недоделанную школу»? Зачем говорить на всю страну, что люди из ЛИКа заплатили по 500 тенге детям, чтобы ученики сказали о своем желании учиться в новой школе? Разве это не естественная мечта ребятишек – перебраться из полуразрушенного барака и учиться в новом здании с самыми крутыми компьютерами? И ведь такие бредни говорит учительница! А как же насчет «разумного, доброго, вечного»?
В прошлых публикациях мы уже говорили, что вся причина может быть в том, что Липперт – не «свой». Для «своих» можно закрывать глаза на все. А у «чужих» докапываться к трещинке в штукатурке толщиной меньше человеческого волоса. Получается, что «чужих» слишком много. Ведь из 29 построенных школ в эксплуатацию сдано всего 10! И даже на уже сданных в эксплуатацию продолжаются работы по устранению каких-то замечаний. Хотя аким области в интервью журналу «Forbes Kazakhstan» заявил, что он не любит деления на «своих» и «чужих». Кстати, Бердыбек Сапарбаев так и не встретился с Константином Липпертом. А, наверное, нужно было. Ведь не каждый день руководитель крупной фирмы объявляет голодовку. Если пошел на такую меру – значит, довели. Но не захотел Бердыбек Машбекович разобраться, почему же строительная отрасль докатилась до такого беспрецедентного события. Он заявил в телевизионном интервью, что хорошо относится к Липперту, бывал на построенных его фирмой объектах. И вообще аким не понимает, зачем Липперт объявил голодовку и почему вокруг этого подняли такой шум. Глава области предпочел созвать очередное, 101 – е совещание по строительству.
Вот что сказал на этом совещании и.о. начальника управления строительства ВКО Сеил Шуашпаев:
– По заданию акима области мы провели анализ сложившегося положения дел в строительстве. Выяснилось, что участники строительства совершают ошибки едва ли не с самого начала. Сначала не думают, где строить объект, затем не думают, как подводить туда инженерную инфраструктуру. Конкурсы зачастую выигрывают фирмы, у которых нет опыта и своей техники. Они в приоритете только потому, что качественно подготовились к тендеру. А те, кто хочет и может нормально строить – плохо готовят документацию. И проигрывают. Выяснилось также, что многие фирмы идут на конкурс, даже не задумываясь, осилят ли весь объем работы на объекте? Например, компания «Кумаров и К» набрала в свой «портфель» 9 объектов, а сил вести их у нее явно не хватает. В итоге были сорваны запланированные сроки строительства. Часто не учитываются климатические условия, начинается чехарда с ценами. Но строительные фирмы этого заранее не учитывают. А потом спохватываются.
Помните, в начале статьи я говорил, что власть в этой истории сама себя изгадила? Так вот, этот «стратегический анализ» одного из главных строительных чиновников области – блестящий пример, как можно самому себя изгадить. Поражает слово «выяснилось». Оказывается, он только сейчас «выяснил»! А что же он такое «выяснил»? Все, о чем он сказал – это прямая работа управления строительства. Разве не управление должно думать, где построить объект и как к нему подвести инфраструктуру, учитывать климатические условия? Ведь управление – заказчик! И разве не заказчик должен определить – где, когда, как нужно строить! Если чиновник начнет строить дом для себя, он тысячу раз продумает все, вплоть до того, где будет стоять унитаз. А почему заказчик позволяет получать заказ фирмам, у которых есть только стол и стул, и то не всегда? Почему позволяет одним и тем же фирмам получать по 9 заказов? Может быть, потому, что это «свои» фирмы? Что мешает управлению работать, учитывать все, регулировать, просчитывать, планировать на несколько лет вперед! Они же зарплату за это получают! И хотя сами строители говорят, что Сеил Шуашпаев – один из немногих, кто пытается что-то делать в управлении, тем не менее еще лет 20 назад после такого доклада данному чиновнику даже бригаду не доверили бы, не то что должность областного масштаба!
Но вот такие «специалисты» теперь руководят важнейшими отраслями, вершат судьбы, казнят или милуют. Дают «ценные указания» строителям, возводившим города, заводы!
Так прошла ли бесследно головка Липперта? Конечно, нет. Ничто не проходит бесследно. Сам Константин похудел на 10 килограммов, но на здоровье вроде бы, дай Бог не сглазить, не жалуется. А голодовка имела огромное общественное значение. Многим она показала, что не нужно бояться выразить свое мнение, пусть даже и таким способом. Власть тупо продолжает стоять на своем. И что она этим показывает? Твердость? Да нет, совсем другое. Нежелание и неумение смотреть правде в глаза. Многим чиновникам кажется, что они поймали Бога за бороду. И так будет длиться вечно. А люди – это мелочь какая-то, крутящаяся под ногами. Но так не бывает. Мы всего – навсего простые смертные. И жизнь все расставляет по своим местам. Даже одиночная голодовка предпринимателя поставила власть в тупик. Она не нашла ничего лучшего, чем просто сделать вид, что ничего не происходит. Происходит. Если даже вполне успешные и обеспеченные люди доходят до точки кипения, то происходит.
И, как бы там ни было, но ситуация по школе сдвинулась. Власть предъявила свои претензии, фирма их выполнила. Теперь слово за властью. Если бы всех чиновников, ответственных за принятие решения по школе, собрать вместе, и посадить поработать в тот барак, в котором сейчас учатся школьники, то решение было бы принято в этот же день. Наверное, уже после первого посещения уборной на улице. Кстати, аким области недавно заявил, что дети не должны страдать из-за ошибок взрослых, а учиться в новых школах. «В самое ближайшее время с участием всех заинтересованных и ответственных сторон будет проведено специальное совещание и поставлена окончательная точка. Все школы в нынешнем году в любом случае будут введены в строй» – сообщается в официальной областной прессе. Значит, и в школе села Аккайнар все равно прозвенит первый звонок. А мог прозвучать и гораздо раньше.
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ
P.S. Как нам стало известно, встреча Бердыбека Сапарбаева и Константина Липперта состоялась во время посещения акимом одного из объектов, возводимых фирмой «ЛИК». Глава области дал поручение сопровождавшим его чиновникам принять школу. Сейчас идет процесс приемки. Так стоило ли доводить дело до голодовки?