ПРИНИМАЙТЕ СРАЗУ ЗАКОН ОБ ЭВТАНАЗИИ!

Газета "Flash!"

Внесение изменений в законодательные акты по вопросам пенсионного обеспечения, предполагающие повышение пенсионного возраста для женщин в Казахстане, вызвало широкий общественный резонанс и негативную реакцию населения Восточно-Казахстанской области. Решение по нему должно приниматься с учётом мнений всех слоёв населения путём открытого и публичного обсуждения.


В рамках подобного обсуждения в Усть-Каменогорске 5 апреля прошли встречи представителей Парламента и Правительства с общественным и профсоюзным активом ВКО. Какая же оценка инициативам правительства прозвучала на этих встречах?

No pasaran! – ответили профсоюзы

Конференц-зал областной федерации профсоюзов в этот день буквально трещал по швам от наплыва желающих пообщаться с приехавшими депутатами парламента и министерскими чиновниками. Первые трения между сторонами возникли уже у лифта, когда группу женского профактива оттеснила от входа в лифт охрана высоких гостей, пояснив, что лифт в первую очередь должен транспортировать на пятый этаж ответственных гостей, а местные активисты вполне могут дотопать и по лестнице.

Предваряя встречу, и как бы предупреждая депутатов и чиновников об остроте вопроса, председатель областного Совета профсоюзов Нуржан Тусупова объявила, что первичные обсуждения прошли в трудовых коллективах области. В ходе которых уже было собрано по далеко неполным данным более 65000 подписей с решительным несогласием с предложением правительства о повышении возраста выхода на пенсию для женщин до 63 лет. После этого слово взяли депутаты. Всходили они на трибуну как на Голгофу, явно не зная, как успокоить собравшихся, и предложить залу что-то конструктивное. Экс-спортсменка, депутат Ольга Шишигина вяло пообещала, что мол «учтём ваши пожелания, ещё раз обдумаем перед голосованием» и т.д. Под нарастающий шум зала, не продержавшись на трибуне и пяти минут, чемпионка сошла с дистанции.

Николай Кузьмин, другой представитель Мажилиса, попытался слиться с залом, пространно объясняя, что «знает не понаслышке ситуацию о неблагополучной экологии, и со здоровьем, и на рынке труда. Он сознаёт не популярность предлагаемого решения по пенсиям и также обещает взвесить все за и против, прежде чем отдать свой голос при голосовании в парламенте». Не забыв драматически предупредить, что в случае чего готов сдать свой депутатский мандат, если до этого дойдёт дело.

Но главным детонатором, заставившим зал загудеть, как встревоженный улей, стала попытка представителя правительства, в лице ответственного секретаря Аиды Курмангалиевой заговорить с залом о «плодотворности и полезности» инициативы правительства. Доводы в пользу увеличения срока выхода на пенсию для женщин дама из министерства, привела следующие: «Пенсионные накопительные фонды не справились со своей задачей. Пенсионные средства в них обесцениваются превышением уровня инфляции над ростом их доходов. Правительство предлагает, объединить все пенсионные фонды в один под руководством Нацбанка, который сможет рационально управлять пенсионными накоплениями, а также защитить их от рисков, например от бесследного исчезновения, что уже случалось, или той же инфляции. Для эффективного управления близки к окончанию разработки по успешному инвестированию пенсионных средств, прежде всего в иностранные банки, что принесёт доходность инвестиций до 12-15% роста, вместо 5-6% нынешних при 8% инфляции». Другими доводами о необходимости увеличения срока выхода на пенсию, послужили общие рассуждения о «мировой тенденции по увеличению пенсионного возраста, необходимости реакции на мировой финансовый кризис и т.д.». Наконец, было сказано, что изменения в пенсионное законодательство совсем «не страшные», ибо для желающих уйти на пенсию до срока будет предусмотрена такая возможность – при наличии не менее 3,1 млн. тенге на накопительном счёте.

Последнее «успокоительное» сообщение окончательно превратило поток реплик и комментариев из зала по ходу данного выступления в один общий негодующий гул. И хоть представительница министерства попыталась изобразить из себя подобие царского премьера Столыпина, с его легендарным – «Не запугаете! Вам нужны великие потрясения – нам великая держава!», она всё же очистила трибуну.

Далее уже зазвучал только голос профсоюзов. Учитывая, что зал на 90% заполнили женщины, в речах выступающих присутствовали и эмоции и даже слёзы, всё же надо сказать, что логика их аргументов была выдержана на всём протяжении выступлений. Не имея возможности в небольшой статье перечислить десятки имён, можно лишь вкратце перечислить произнесённые ими доводы против принятия поправок к пенсионному закону. Эти доводы таковы:

– Так как правительство в своём предложении не основывалось на научном подходе к проблеме, то оно перепутало местами цели и средства. Поставив задачу кратковременного финансового оздоровления за счет народа, за счет женщин предпенсионного возраста, оно не просчитало, что за сомнительными тактическими выгодами неизбежно наступит провал по всем направлениям, начиная от чисто экономических, до демографических, социальных и политических. Вывод – правительственные предложения не дееспособны.

– Даже сейчас существует множество проблем с трудоустройством людей после 40 лет. Прежде чем увеличивать пенсионный возраст, правительству нужно озаботиться созданием подходящих рабочих мест для старших возрастов.

– Уровень заболеваемости в нашем регионе таков, что даже нынешний порог пенсионного возраста для многих проблематичен, особенно для тех, кто занят на вредных производствах.

– Основная масса наших женщин активно задействована в качестве воспитателей подрастающего поколения, т.е. бабушек, и добровольно несёт на себе важнейшую общественно-государственную функцию, что особенно значимо в условиях острого дефицита на детско-дошкольные учреждения. Оторвав бабушек от внуков, власти нанесут непоправимый урон воспитанию подрастающего поколения, что повлечет за собой преступность и прочие проблемы.

– При подобном подходе к делу обострится и без того непростая кадровая проблема. Пожилые люди всё-таки оттянут на себя часть необходимых для молодёжи рабочих мест, что вызовет дополнительную напряжённость в обществе, семье, производстве.

– Ситуация с рождаемостью, которая до сих пор никак не достигает советского уровня, ещё более усугубится. Ведь не секрет, что многие молодые женщины рожают лишь при наличии семейного тыла, в виде тех же бабушек. Падение рождаемости отразится на уменьшении количества будущих налогоплательщиков в тот же пенсионный фонд.

– В случае принятия нового закона усилится эмиграция из страны, прежде всего в Россию и Беларусь, разница с этими странами по пенсионному возрасту для женщин вырастет до 8 лет. Этим мы не только лишим Казахстан значительного количества квалифицированных кадров, но, возможно, вызовем трения во взаимоотношениях со стратегическими союзниками по Таможенному союзу.

– Все сравнения с развитыми странами попросту смехотворны. У нас другой уровень жизни, зарплат, условий для проживания, продолжительности жизни, родительского менталитета и т.д.

– Почему мы должны верить, что Нацбанк будет управлять пенсионными активами на порядок эффективнее прежних фондов? Кто может дать за него гарантию? Население уже не верит обещаниям властей в способности их защитить от кризиса капитализма. Предполагаемый перевод пенсионных активов в зарубежные, «высокодоходные» банки лишь усиливают эти подозрения. Пример Кипра перед глазами.

– Накопить свыше трёх миллионов на пенсионном счёте, могут себе позволить разве, что 3-4% населения, в том числе те же депутаты и члены правительства. Рядовому человеку для этого нужно до 90 лет трудового стажа! Для того, чтобы это стало осуществимым, необходимо реально бороться с теневым сектором экономики, с зарплатами в конвертах, повышать зарплату для трудящихся.

Что ж, в логике подобным высказываниям отказать нельзя. Так что власти нужно очень внимательно отнестись к своим оппонентам, прежде чем принимать дополнения к закону в том виде, в каком они пока представлены. На данной встрече власть промолчала, видимо не ожидая такого отпора. Да и отвыкла она, за последние 10-15 лет, после бесконечных славословий в свой адрес и бряцаний раздутыми успехами, слышать такое. Оттого и просидел всё время первый заместитель председателя областного филиала НДП «Нур Отан» Тусипхан Тусипбеков опустив очи долу, не проронив за всё время ни единого слова, несмотря на просьбы собравшихся разъяснить позицию народных партийцев по этому действительно народному вопросу. Видимо разумно просчитал, что переполненный зал профсоюзов, это не то же самое, что камерный зал Института анализа и прогнозирования, здесь позиция – «Интересы государства – прежде всего», не пройдёт.

Мнение общественности

После обеда в тот же день обсуждение перешло на Совет общественности. Здесь было много меньше собравшихся, а также эмоций. Но и общественность дала понять, что предложение правительства воспринято, мягко говоря, без энтузиазма. Многие аргументы сторон были повторением прозвучавших на встрече с профактивом. Но были и любопытные и интересные дополнения.

Во-первых, власть, в лице заместителя директора «Государственного центра по выплате пенсий министерства труда и соцзащиты населения» Сериккана Сабыржанова, пыталась убедить собравшихся в пользе правительственного предложения. В ход пошли плохо аргументированные статистические выкладки – например, что количество женщин – пенсионеров в 2 раза превышает количество мужчин-пенсионеров. На этот аргумент была пущена шутливая, но с намёком, реплика – надо снизить пенсионный возраст для мужиков, вот и диспропорция выправится. Однако, были озвучены и тихие угрозы – если закон не будет принят, то тогда не обессудьте, но придётся в дальнейшем снижать размер базовой пенсии.

Во-вторых, очень значимыми, именно для нашего региона, оказались позиции ведущих предприятий области – «Казцинка» и УМЗ, которые устами соответственно председателя профкома «Казцинка», депутата ВК облмаслихата Сергея Солдатова и директора по социальным вопросам УМЗ Елены Денисовой выразили большую обеспокоенность такими плохо продуманными инициативами правительства. Представители гигантов индустрии указали дополнительно ко всему, что «такие изменения тяжело отразятся и на работе предприятий, так как неизбежно возникнут вопросы с дополнительными издержками. Выплаты по уходу за детьми, по больничным листам, перевод и переучивание на другую специальность значительно возрастут, и это отразится на рентабельности производства, а значит на зарплатах и на текучести кадров».

В-третьих, ясно прозвучала и политическая альтернатива правительственному курсу, которую убедительно донесла до присутствующих 1-й секретарь ВК обкома КНПК Елена Агешкина – «Финансовую проблему пенсионного фонда можно решить, лишь вернув народное достояние – землю, недра, стратегические отрасли экономики в руки тех, кто трудится и создаёт материальные блага для всех. Сегодня это общенародное достояние принадлежит узкой кучке современной «элиты». К этому необходимо прибавить средства, которые следует конфисковать по коррупционным делам, а также после принятия прогрессивного налогообложения крупных состояний, нажитых непонятно каким способом. Такие процессы уже начинают действовать в ведущих державах (Франция, рост антикоррупционной борьбы в России)».

Своеобразную черту подвёл лидер Совета общественности Владимир Лопаткин, пересказав присутствующим отчаянный крик души женщины, рабочей ВКМЗ. В своём обращении к нему она рассказала о своей работе крановщицы в литейном цехе и передала следующее пожелание депутатам – «если они примут закон о повышении пенсионного возраста, то потом пусть сразу займутся законом о разрешении эвтаназии в нашей стране. В самый раз будет». Для тех, кто не знает, эвтаназия – это добровольный уход человека из жизни. Он пишет просьбу, врачи вводят инъекцию, и человек попадает в тот мир, в котором уже не нужны ни пенсионные взносы, ни пенсии. А что – это было бы выходом и для властей, и для отчаявшихся людей. А то что-то слишком много претендентов на пенсию!

Теперь поживём – увидим, как отреагирует власть на мнение народа. Если отмахнётся, то потеряет последний ресурс доверия к себе. И уже каждый сможет сказать, не обращая внимания на различные громкие «стратегии» – «а это королевство-то голое!»

Сергей МИХЕЕВ