Очередной сезон в ВХЛ для «Казцинк-Торпедо» не стал удачным. Но назвать его проигранным вчистую или просто неинтересным — язык не поворачивается. Были в нем и тренерские отставки, и падения, и взлеты. Главное, он не был пресным — держал болельщиков в напряжении почти до конца. Жаль, что закончился так рано: устькаменогорцы в третий раз за свою историю выступления в ВХЛ не сумели пройти 1/8 финала плей-офф и первыми выбыли из борьбы за Кубок Братины в лиге.
О перипетиях сезона, об его итогах и о планах на будущее в интервью официальному сайту клуба рассказал вице-президент «Казцинк-Торпедо» Юрий Петухов.
– Юрий Владимирович, каким был этот сезон для «Казцинк-Торпедо»? Как бы Вы охарактеризовали его?
– Сезон был крайне тяжелым. И трудности начались еще до его начала – с комплектования команды. В самом конце прошлого сезона мы расстались с главным тренером, и до назначения нового подбором игроков приходилось заниматься нам с оставшимся тренерским коллективом. Мы не знали, каковы будут требования нового наставника, его критерии в подборе игроков, в какой хоккей он захочет играть. Новый главный тренер пришел в то время, когда найти хоккеистов высокой квалификации было трудно – большинство уже имели контракты. Поэтому комплектование было достаточно скомканным.
Предсезонный этап прошел нормально, но когда начался чемпионат, оказалось, что команда физически не готова. Первая часть чемпионата стала для нас провальной. Вроде бы неплохо начав в домашних играх, затем мы скатились практически до точки невозврата. При 27-ми командах в лиге занимали 22 место. Для нашего клуба это было неприемлемо. Следующий этап уже под руководством нового тренера у нас сложился успешно: мы много выигрывали, по победам в домашних матчах до последних кругов были вторыми после «Сарыарки» – проиграли всего три игры дома. Сумели подняться до 6-го места. Но потом гонка за лидерами, наши попытки не просто войти в зону плей-офф, а занять хорошее место, чтобы начать 1/8 финала дома, кончились тем, что и морально, и физически команда сдала, и на последнем этапе чемпионата показала крайне невразумительный хоккей, практически не набрав очков и закончив борьбу в плей-офф первыми в лиге.
– Изменившийся формат чемпионата имел какое-то влияние на игру команды, и как Вы оцениваете эти изменения?
– Сам по себе новый формат, безусловно, внес интригу в чемпионат, накалил борьбу. В соответствии с новыми требованиями команде пришлось претерпеть значительное омоложение. Это, признаюсь, не только для нашего клуба, для всех стало серьезным переходным периодом. Потому что найти молодых игроков, способных на хорошем уровне провести весь матч, крайне трудно. Молодые парни еще не адаптированы ко взрослому хоккею. У нас готовилась молодежь 94, 95 годов рождения, но мы не форсировали продвижение ребят из фарма в первую команду. И вдруг были вынуждены это сделать – добавить их в состав. Некоторые из них не смогли пройти с командой весь этот сезон – их просто не хватило физически.
– С какими еще трудностями пришлось столкнуться руководству клуба и команды по ходу сезона?
– Помимо частой смены главных тренеров, которая ослабляет моральный дух коллектива и производственную дисциплину, я бы сказал, что главной нашей проблемой в этом году было отсутствие центральных нападающих. Мы начали сезон, имея в арсенале только Артема Токарева и Виталия Смолянинова, который потом, не найдя общего языка с тренером, расстался с клубом. Т.е. практически весь сезон мы играли в одного центрального. Все, кто сведущ в хоккее, поймут, что это значит: у нас не было организации ни в обороне, ни в атаке – той работы, которую должен выполнять центрфорвард.
– Что, на Ваш взгляд, стало переломной точкой сезона – момент, когда команда стопроцентно вошла в зону плей-офф?
– Нет. Ею явился тот момент, когда у нас оказался 13-дневный игровой перерыв на завершающем отрезке чемпионата. Не понимаю, каким образом был составлен календарь? Все клубы играли, а мы практически две недели просто катались по льду. Естественно, это привело к тому, что без игровой практики мы просто выпали из чемпионата. Усталость, плюс этот безыгровой отрезок – вот что подорвало и подкосило команду. Естественно, на ближайших же совещаниях в лиге я обращусь к руководству ВХЛ с просьбой, чтобы в будущем не было подобных моментов.
– Какую оценку руководство клуба дает выступлению «Казцинк-Торпедо» в нынешнем сезоне?
– Решать и давать оценку буду не я один – у нас есть президент клуба, курирующий вице-президент, есть президент компании. Если речь идет о моей личной точке зрения, то, не взирая на все объективные причины, я бы сезон оценил неудовлетворительно. Я считаю, что очередной год мы просто вычеркнули из жизни. Хоть много мы с ребятами говорили о том, что каждый сезон мы собираемся не просто так, не для того, чтобы существовать вместе, а чтобы что-то внести в работу клуба, в казахстанский хоккей… Увы, никакого удовлетворения от прошедшего сезона испытывать я не могу.
– И все-таки, кого-то из игроков Вы могли бы отметить в качестве лучших?
– Конечно! Безусловно, это Евгений Рымарев, который вернулся к нам в клуб и стал лучшим по набранным очкам. Но, думаю, он не справился бы без того же Александра Шина – сколько голов они забили вместе в меньшинстве! Мы же все-таки стали хоть в чем-то лучшими в лиге! Очень хорошо провели тот отрезок чемпионата, когда мы с 22 места поднялись до 6-го, оба наших вратаря. Андрей Янков просто раскрылся в этом году! Неплохо сыграли возрастные защитники – Дмитрий Устюжанин, Денис Шемелин, Алексей Коледаев, по сравнению с предыдущим сезоном выглядели более уверенно. Из молодежи не могу не отметить Алексея Бывальцева. Хоть он и не показал высоких результатов, но в его возрасте – боролся, очень неплохо смотрелся и хорошо работал. Пришел Артем Токарев в команду – очень неплохой центральный нападающий. В середине сезона пришел еще один центрфорвард – Максим Овчинников. Сначала он долго не мог набрать форму, а в конце сезона, могу сказать, наверное, был лучшим – бился, ложился под шайбу, боролся на каждом шагу. Как и обычно, одним из лучших был Вадим Рифель. Не могу не отметить и Владислава Колесникова. В этом сезоне он – капитан команды. Он растет из года в год, он всегда надежен, и это – человек, который предан клубу.
– Болельщики уже очень живо обсуждают перспективы будущего сезона, строят предположения, какими будут перемены. В связи с этим следующий вопрос: в последние годы клуб пользуется тем, что есть у нас – приглашаем, в основном, и тренеров, и игроков Чемпионата Казахстана. От болельщиков звучат пожелания: пригласить тренера-звезду или одного-двух игроков-звезд? Что Вы об этом думаете, и насколько это реально?
– Я бы с удовольствием уцепился за эти мысли! Но что касается звездных игроков, у звездных игроков – звездные требования. Поэтому эту тему мне придется обсуждать ближе к концу сезона с руководством компании, как и тему звездных тренеров. Безусловно, я бы хотел так организовывать команду. В прошлом году у нас играл Алексей Широков – отличный хоккеист, прекрасный парень, чемпион КХЛ по боксу. Но мы не можем конкурировать с клубами Швейцарии, в которых зарплата на порядок выше. Новый тренер все-таки будет. Насколько он будет звездным, я не знаю, но это будет специалист очень высокой квалификации. Сейчас этот вопрос обсуждается руководством компании. Есть ряд специалистов, которые хотели бы у нас работать. Кто из них встанет у руля – пока на этот вопрос ответить я не могу, решение будет принято в течение ближайшего месяца.
– Во время сезона Вы отпустили в «Барыс» Константина Савенкова. Почему мы не можем брать у «Барыса» тех, кто не проходит в основной состав? Планируется ли наладить с «Барысом» какие-то отношения в плане обмена игроками, ведется ли такая работа?
– В последний год мы этой темы не поднимали. До этого вопрос обсуждался, но в последний момент именно руководство «Бырыса» от нее отказалось. На сегодня я не уверен в том, что стоит нам поднимать этот вопрос. На сегодняшний день наши тренеры не видят тех игроков «Барыса», не вошедших в состав, которые могли бы нам помочь. А подписав подобный контракт с «Барысом», не только Савенков, но и любые наши лучшие игроки, которые могли бы еще поиграть в «Казцинк-Торпедо», поедут в Астану. Не уверен, что подобный договор был бы настолько целесообразен для нас. Если посмотреть на клубы ВХЛ, в которые перед плей-офф пришли игроки из клубов КХЛ, я лично считаю это неуважительным отношением к тем хоккеистам, которые весь сезон боролись за попадание в плей-офф, а в результате их заменили игроками пятого звена Континентального клуба.
– Сезон завершен в начале марта, почти за два месяца до окончания сроков контрактов. Чем будет заниматься команда?
– Сейчас тренерский коллектив решает, кому мы будем делать предложение на следующий сезон. Те, у кого двухгодичные контракты, будут работать – в зале и на льду. Будут готовиться к новому сезону. Те, кто не планирует играть у нас, так же, как и те, с кем мы не планируем продолжать трудовые отношения, поедут по домам. Но половина или более команды будет продолжать тренироваться до окончания контрактов – 30 апреля.
Подводя итоги сезона, я бы еще раз хотел напомнить о том, какие приоритеты ставит перед собой наш клуб и компания «Казцинк», финансирующая его. Первейшее и главное направление нашей работы – это сохранение достойного уровня хоккея в Восточном Казахстане, прежде всего, на базе выпускников наших хоккейных школ. Основная задача клуба – сохранить у себя тех молодых хоккеистов, которые способны играть на достаточно высоком уровне. Поэтому люди, сведущие в хоккее, оценивая сезон, будут смотреть не только на его результат. Они обратят внимание и на то, что в команде появилось много молодых ребят 1995, 1994 годов рождения и в основном это наши воспитанники.
Пресс-служба
ПХК «Казцинк – Торпедо»