УПУСТИЛИ ЗВЕРЯ…

Газета "Flash!"

Отпуская своего ребенка из района в город, родители всегда крупно рискуют. Мало ли в какую историю «вляпается» чадо, встретив множество соблазнов! Очень часто приезжие юноши и девушки становятся участниками преступных действий и попадают на скамью подсудимых за мошенничество, кражи, грабежи и даже разбои. Однако они не застрахованы и от чьих-то посягательств, и могут в одночасье оказаться жертвой в руках какого-то негодяя, который не останавливается ни перед чем в достижении своих целей.Так случилось и на этот раз. Разве ожидали родители, отправлявшие своего сына на учебу в вуз Усть-Каменогорска, что он больше домой не вернется? Ведь он из благополучной семьи, с трех лет увлекался английским языком, и маловероятно было, что свяжется с дурной компанией. Однако в октябре 2009 года им все же сообщили ужасную новость – сын был убит. И новость эта была словно страшный сон, который не может закончиться даже спустя полгода. Ведь убийца не найден до сих пор!

Случилось же так, что спокойный, способный парнишка, назовем его Никитой, каким-то образом оказался с неизвестными лицами в пустынном месте, которых в Ульбинском районе города немало. Незадолго до трагедии их же видели в магазине неподалеку, где неизвестные приобретали спиртное. Затем вся компания проследовала в сторону одноэтажных жилых домов, вдоль которых протекает ручей. Были это знакомые Никиты или он познакомился с ними недавно? Но, очевидно, это были те, кто видел Никиту последними. А уже утром его труп был обнаружен в ручье…

Когда на место обнаружения тела прибыла полиция, сразу же была вызвана следственно-оперативная группа Ульбинского ОП, прибыло руководство УВД Усть-Каменогорска и приехал судебно-медицинский эксперт П. Пока он осматривал тело, дознаватель осмотрел местность, собрал все вещественные доказательства, обнаруженные в ходе осмотра.

Специалисты из Центра судебно-медицин-ской экспертизы поясняют, что в обязанности судебно-медицинского эксперта на месте происшествия входит определение телесных повреждений, давности наступления смерти, возможный род смерти (убийство, не убийство), правильное направление следственно-оперативной группы для успешного ведения следствия. И от эксперта П. ожидалось то же самое. Но, еще до того, как закончили следственные действия, сотрудники полиции услышали, что труп не криминальный. Видимых телесных повреждений судебно-медицинским экспертом, почему-то, на теле не было обнаружено.

А все-таки телесные повреждения были. И многие из них видимые невооруженным взглядом: это и открытая черепно-мозговая травма, и ссадины лица и мягких тканей волосистой части головы! Почему эксперт их не увидел, несмотря на то, что тело лежало лицом вверх? Простая это халатность или кому-то было нужно, чтобы уголовное дело было возбуждено не сразу? Не лучше себя повел в данной ситуации и следователь следственно-оперативной группы. Ведь он должен был убедиться, что у трупа нет видимых телесных повреждений, которые, как мы видим, были! Кто ему мешал это сделать? Кто мешал задать уточняющий вопрос: откуда появились данные телесные повреждения? Кто мешал задаться вопросом: чего ради опрятно одетый парень будет ни с того ни с сего лежать в ручье мертвым?

Разгильдяйство такого рода у нас стало наблюдаться все чаще. В полицию сегодня приходят в основном молодые люди, окончившие полицейские училища и вузы, в которых учат далеко не лучше, чем в других учебных заведениях республики! А в организации работы Центра судебно-медицинской экспертизы негативное действие сыграл его равноправный статус в ряде других медицинских организаций, среди которых в плане финансирования он всегда плелся где-то в хвосте. Но, даже несмотря на это, здесь работают 3 кандидата медицинских наук, 8 специалистов высшой категории, 4 специалиста 1 категории. И это из 19 человек! У самого героя нашей спорной истории 34 года стажа работы, что, впрочем, не помогло в данной ситуации.

А недоработка его состоит еще и в том, что «криминальные» трупы положено вскрывать на предмет исследования на причину смерти в день поступления, в то время, как остальные, при поступлении в выходные дни (а случилось это в субботу), обычно откладываются на рабочий день. В нашем случае он пролежал полтора дня, так как все посчитали, что произошел несчастный случай и успокоились. Эти полтора дня и сыграли свою роковую роль.

В понедельник, наконец, была проведена полная судебно-медицинская экспертиза, и выяснилось, что «зверь» вдоволь поиздевался над жертвой. Были выявлены: открытая черепно-мозговая травма – дырчатый перелом верхней челюсти слева с переходом на основание черепа; ушиб головного мозга; очаговое субарахноидальное кровоизлияние, кровоподтеки, ссадины лица и мягких тканей волосистой части головы; тупая травма шеи–перелом малого рожка подъязычной кости, массивное кровоизлияние в мягкие ткани шеи; механическая асфиксия – сдавление органов шеи, кровоподтеки на наружной половине шеи слева от кровоизлияния в мягкие ткани, острая эмфизема, ателектазы легких с отеком тканей. Эти перечисленные телесные повреждения как в совокупности, так и в отдельности по признаку опасности для жизни относятся к тяжкому вреду здоровья. В тот же день следователем УВД Усть-Каменогорска было возбуждено уголовное дело по статье 103 Уголовного Кодекса РК «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Хотя, по идее, надо было возбуждать дело по 96 статье «Убийство».

В ходе расследования допрашивались и студенты вуза, и местные жители, и возможные подозреваемые. Но, изобличить кого-либо не представилось возможным, так как два упущенных дня позволили убийце скрыть следы. Не удалось это сделать и за два последующих месяца, по истечении которых преступление, наконец, переквалифицировали на статью 96 «Убийство», и спустя почти полгода, так как дело было приостановлено и стало «глухарем».

Но, все же, хочется верить, что «зверь» будет найден и посажен в клетку. Или, хотя бы, что его совершенное зло вернется к нему бумерангом. А еще, наверное, было бы справедливо, чтобы судебный медик тоже ответил бы за свои действия. В гражданском порядке по иску родителей убитого. Получается, что эти действия, или бездействие способствовали преступнику в уходе от заслуженного наказания за прерванную жизнь 16-летнего парня.



Алексей БОЖКОВ