Вокзал – это и начало пути, и конец…

Газета "Flash!"

      С такими философскими мыслями я смотрел на груду развалин, оставшуюся от железнодорожного вокзала Оскемен 1 (бывшая станция Защита). А еще думал о  том, что движет нашими руководителями при принятии решений.

 Вроде бы хорошее дело затеяли железнодорожные начальники. О грядущей реконструкции вокзала министерство транспорта сообщило ещё в апреле.

  «С 14 апреля во всех регионах Казахстана начались работы по модернизации и реконструкции 125 железнодорожных вокзалов.  Как отметил вице-министр транспорта Максат Калиакпаров, модернизация охватывает не только обновление зданий и прилегающих территорий, но и замену инженерных систем. По его словам, после завершения работ пропускная способность вокзалов увеличится, появятся современные залы ожидания, высокоскоростной интернет, информационные системы и специальные дополнительные сервисы.

Реконструкция затронула как крупные города, так и отдалённые районы. В частности, в Восточно-Казахстанской области планируется обновление пяти вокзалов, в Акмолинской — 16, в Атырауской — 9, в Алматинской — 5, в Актюбинской — 7, в области Абай — 10, в Жетысу — 8, в Западно-Казахстанской — 4, а в Карагандинской — 11.

Особое внимание уделено вокзалам в популярных туристических направлениях — в список вошёл 21 объект, призванный улучшить впечатления путешественников от железнодорожных поездок по стране» - такова информация пресс-службы министерства.

 Региональная служба коммуникаций ВКО дополнительно проинформировала, что будет «модернизирован  главный транспортный узел областного центра — вокзал «Өскемен-1», а также важные вокзалы для туристических направлений: «Алтай», «Күмістау», «Риддер» и «Шемонаиха».

Особое внимание уделяется вокзалу «Өскемен-1». Этот объект обслуживает более тысячи пассажиров в сутки. В результате модернизации здание получит современный внешний вид, будет расширен зал ожидания, построен новый конкорс (распределительный зал для пассажиров – ред.), а пешеходный мост отремонтирован. Также будет значительно улучшена доступность для людей с ограниченными возможностями».

 И где же реконструкция и модернизация? От прежнего вокзала не осталось ничего, всё снесено! Зачем нужно было обманывать жителей города? Сказали бы прямо, что здание снесут и возведут на его месте новое. Но, видимо, опасались негативного общественного резонанса. Всё-таки вокзал – одна из немногих сохранившихся от прежней эпохи общественных построек. И сносить стали уже по факту, а предварительная информация была успокаивающей – «реконструируем, модернизируем».

 Сейчас от  вокзала осталось лишь одно левое крыло, где расположено кафе «Встреча». Видимо, объекту общепита  пока ещё дают возможность поработать. На заборах немало указателей с информацией, что кафе действует. А ещё на каждом шагу объявление, что «в связи с реконструкцией» касса находится в здании возле автобусной остановки. Но  нигде не удалось найти паспорт объекта. Такая информация сейчас обязательна при проведении строительных работ. В паспорте указывается заказчик, подрядчик, срок начала и окончания стройки, контактные телефоны. И, что немаловажно – должен быть рисунок, эскиз будущего здания. Но, увы, горожане так и не могут узнать - каким же станет новый вокзал. Информации нет нигде, в том числе на сайте минтранса и Казахстан Темiр Жолы.

 А нужно ли сносить всё до основания и строить новое здание вокзала? Может быть, вполне достаточно  реконструировать вокзал, сохранить его исторический облик, но улучшить, привести в соответствие современным требованиям? Хотя эти вопросы риторические – дело уже сделано.  Действительно ли есть экономическая целесообразность столь масштабной стройки?

 Оскемен 1 – станция маленькая и тупиковая. Пассажирские поезда здесь только прибывают и отравляются, с декабря прошлого года добавился   один проходящий «Локоть – Риддер» с прицепными вагонами «Новосибирск - Риддер» раз в 4 дня.  Два дальнего сообщения – ежедневно в Астану и Алматы, и два пригородных – в Алтай и Риддер три раза в неделю. Летом ещё по нечётным числам курсирует поезд на Жаланашколь, для тех, кто направляется на отдых к озеру Алаколь. Вот и всё движение! И вряд ли число поездов в ближайшее время увеличится. Нужен ли при таком расписании просторный зал для ожидания? Приезжающие сразу отправляются по домам, пересадка в другой поезд маловероятна, а уезжающие прибывают к отправлению состава, длительное ожидание возможно лишь для пассажиров из районов. Даже административно станция относится к структурному подразделению «КТЖ  Грузовые перевозки Семейское отделение грузовых перевозок». Не к подразделению «Вокзал Сервис». Т.е. упор именно на грузовые, а не на пассажирские перевозки.

Я прошёл по небольшому одноэтажному зданию, где сейчас временно разместился вокзал. Для ожидания там отведена комната размером меньше зала в типовой квартире. Несколько скамеек пустуют. Никого. Пусто и у кассы. Сейчас многие предпочитают покупать билеты онлайн, не выходя из дома.

 В минтрансе и КТЖ, видимо, совершенно оторваны от реальности. Там, конечно, не знают, что после того, как поезда в Астану и Алматы перестали ездить через российскую станцию Локоть, и пошли по новой ветке «Усть-Каменогорск – Шар», основная часть пассажиров садится в поезда и выходит на станции «Усть-Каменогорск», в народе называемой УКа вокзал. Здесь удобно – центр города. Нет никакой необходимости ехать на окраину, на бывшую Защиту.

 Здешний вокзал даже с большой натяжкой так не назовёшь. Здание, внесённое в реестр памятников истории, почему-то оказалось в частной собственности. Из него даже выселили персонал станции! В этом крыле теперь столовая. А железнодорожники обитают в небольшом сборно-металлическом помещении, напоминающем сарайчик на даче (на фото). Теперь это и есть собственно станция «Усть-Каменогорск».  В оставшейся после столовой половине здания вокзала несколько киосков, небольшой зал ожидания, а также железнодорожные и автобусные кассы. Ведь теперь здесь и автостанция. Получается, что вокзал превратился в объект бизнеса по сдаче помещений в аренду.

 Из перемен только уложенная вокруг здания плитка, да продление перрона. Раньше людям в дальние вагоны приходилось залазить с земли. Именно залазить, и старикам, и женщинам. Этот участок забетонировали, но бетон уже разваливается (на фото). Явная халтура. 

 Поскольку основной пассажиропоток на поезда теперь здесь, лишь поезд на Астану проходит через станцию без остановки, руководству КТЖ  было бы логичным продумать – как улучшить условия для пассажиров. Может быть, здесь и построить небольшой новый вокзал. Поскольку такая задача весьма затруднительная из-за дефицита места, можно  сделать пристройку к прежнему зданию. Предварительно, конечно, вернув его государству, и передав КТЖ. 

   Теперь о проектах «реконструкции» других станций ВКО - «Алтай», «Күмістау», «Риддер» и «Шемонаиха».  Станция «Алтай» расположена не в самом городе, а в посёлке Зубовск. Сюда курсирует  один поезд «Оскемен 1- Алтай», три раза в неделю. Станция «Күмістау» - бывшая Серебрянск. Тот же поезд. На станцию «Риддер» приезжают  два поезда:  «Оскемен 1 – Риддер», три раза в неделю, и «Локоть – Риддер», раз в 4 дня. Через станцию  «Шемонаиха» и вовсе лишь один проходящий из Локтя в Риддер. Поскольку этот поезд российский, РЖД в любой момент могут его отменить. Так уж необходимо реконструировать эти станции? Тем более, если реконструкция на самом деле означает снос и новое строительство?!

 Сколько средств будет вложено в «реконструкцию» станции Оскемен 1 – не сообщается. Можно предположить, что не один миллиард. А сколько ещё потребуется на остальные 4 станции «туристического направления»! Не лучше ли эти средства направить на другие, более важные цели? Например, на ремонт путей. На фото – состояние шпал на 44 км железной дороги «Оскемен 1 – Алтай». Том самом «туристическом направлении». Шпалы запечатлены на расстоянии нескольких метров друг от друга. Таких на всём пути, наверное, многие тысячи. Их не меняют годами.  В 2022 году на участке «Алтай – Кумiстау» произошло 8 сходов грузовых поездов. К счастью, без жертв.

 По данным отчёта КТЖ за 2023 год работы по модернизации и ремонту верхнего строения ж/д путей были проведены на участках общей протяжённостью 557 км. Всего на балансе КТЖ 21 тыс. км путей.

  Так может быть целесообразнее сначала привести в полный порядок железные дороги, а уж потом заниматься помпезными проектами строительства новых вокзалов на тупиковых станциях ВКО? А то ведь может получиться так, что вокзалы будут, но ездить по «туристическим направлениям» станет просто невозможно из-за разрушения путей. Или нужно побыстрее и побольше «освоить средства»?

 

                                                      Денис Данилевский

На фото автора. 1-2 – так проходит «реконструкция» станции «Оскемен 1»; 3 – объявление на заборе ограждения; 4 - это и есть станция «Усть-Каменогорск»; 5 –состояние покрытия продолжения перрона на станции «Усть-Каменогорск»; 6-7 – разрушающиеся шпалы на ж/д «Оскемен 1- Алтай».