
Такой карьерный путь проделал уже бывший аким Восточно-Казахстанской области Ермек Кошербаев. Из столицы России Москвы, где он работал послом Республики Казахстан в Российской Федерации, в июне 2023 года его перевели в Усть-Каменогорск на должность руководителя ВКО. А 14 февраля 2025 г. ему уже приказали перебираться в столицу РК Астану на должность заместителя премьер-министра.
Судя по тому, что в этот же день президент освободил от должности заместителя премьер-министра Тамару Дуйсенову, назначив её своим помощником, Ермек Кошербаев станет в правительстве курировать вопросы идеологии, социальной политики, здравоохранения, культуры, науки и образования, информационной политики, спорта, демографии, общественного развития, межнационального и межконфессионального согласия.
Формально пост вице-премьера – это, конечно, повышение. Выше только должность главы правительства. Но, с другой стороны – в области он был хозяином, главным управленцем. А в правительстве – лишь один из многих. К тому же социальные вопросы – это передовая, это перспектива постоянно быть отданным «на съедение». Именно в «социалке» и возникает наибольшее недовольство народа. Теперь это недовольство будет проецироваться на Кошербаева и его деятельность. А что может сделать заместитель главы правительства? Только в рамках принятых законов, постановлений, указов, выше не прыгнешь. Вряд ли Кошербаев бросится на защиту народа, и станет энергично выступать за увеличение социальных расходов, или, к примеру, за снижение пенсионного возраста, или за расширение прав работников и трудовых коллективов, свободу организации и действий независимых профсоюзов. Или, что уже вообще из области фантастики – за бесплатное предоставление жилья молодым семьям, да хотя бы за ипотеку под символический процент. Наверняка он будет идти в рамках «генеральной линии». Впрочем, так же, как и все остальные члены правительства. Если бы правительство было коалиционным, как предполагает буржуазная демократия, состоящим из представителей разных партий, разных «групп влияния», и формирование его состава зависело от результатов выборов, то министры, наверное, старались бы делать больше для народа. В нашей же действительности смена персоналий ничего не меняет в общей политике. Дуйсеновой уже 60 лет, и через год ей на пенсию, поэтому её и отодвинули на тихую, незаметную должность помощника президента. Кошербаеву до пенсионного возраста ещё чуть более трёх лет, и вряд ли есть перспектива дальнейшего карьерного роста. Скорее всего, должность вице-премьера – это вершина.
Что касается оценки работы, то премьер-министр Олжас Бектенов высоко оценил деятельность Кошербаева за полтора года руководства областью. «На встрече с активом области Олжас Бектенов поблагодарил Ермека Кошербаева за эффективную работу и вклад в развитие региона. Отмечено, что за последние годы в Восточно-Казахстанскую область привлечено порядка 1,5 трлн. тенге инвестиций, что позволило создать новые рабочие места и обеспечить экономический рост. В регионе введены новые инфраструктурные и социальные объекты»- сообщает ТГ-канал Ukimet.
Как всегда, на обывателя обрушиваются колоссальные цифры. Например, 1,5 триллиона тенге инвестиций в область «за последние годы». Конкретно за 1,5 года правления Кошербаева, или за 3-5 -7 лет? Этого премьер-министр не уточняет. Между тем, в региональном пуле инвесторов, опубликованном на сайте акимата ВКО, всего 42 проекта. В их числе такие мелкие, как строительство магазина смешанных товаров в посёлке Ульба г. Риддер, строительство объекта общественного питания в Шемонаихинском районе, модернизация рынка «Заря» в Усть-Каменогорске и т.д. Вряд ли поселковый магазин, сельская столовая, и небольшой рынок на КШТ, впрочем, как и все оставшиеся 39 «инвесторов» потянут на 1,5 трлн. Даже если добавить вложения в производство Казцинка, УМЗ, ТМК, к которым власть вообще не имеет никакого отношения, и то не наберётся такой суммы. Зачем же манипулировать цифрами, чтобы создать впечатление громадных экономических успехов?
К «достижениям» Ермека Кошербаева можно отнести разве что отсутствие громких скандалов, подобных тем, которые сотрясали ещё «большую»объединённую ВКО, включавшую и Семипалатинскую область, при Даниале Ахметове. Дело доходило до уголовного преследования оппонентов акима. В недолгий период Кошербаеве в целом было тихо. Но без скандалов всё же не обошлось. Так, без особых веских причин в Усть-Каменогорске стали заменять систему видеонаблюдения и аналитики «Сергек», на которую уже потратили 7 млрд. тенге. Установка новой системы обойдётся в 10 млрд. Уже в последние недели и дни работы Кошербаева в областном центре также без веских обоснований заявили о переходе на другую систему электронного билетирования в общественном транспорте. Прежняя система стоимостью в миллиард будет просто демонтирована и выброшена на свалку. Похоже, принцип «освоения средств» продолжает успешно применяться, независимо от персоналий в кабинетах власти.
Новым акимом области назначен Нурымбет Сактаганов, работавший первым замом главы региона. Поскольку демократия у нас развивается также успешно, как и экономика, то президент подписывает указ о назначении только после согласования кандидатуры всеми депутатами областного, городских и районных маслихатов. По результатам открытого голосования депутатами поддержана кандидатура Нурымбета Сактаганова, за него проголосовали 107 из 148 депутатов, за Армана Бекбосынова – акима Уланского района, свои голоса отдал 41 депутат. Так что формально даже состоялась некая борьба за пост акима области.
Повторюсь, что смена персоналий ничего не меняет. В экономике области по-прежнему главную роль будут играть металлургические гиганты, построенные ещё в 40-50-х годах прошлого века. Примечательно, что в прошлом году главным инвестиционным проектом стал оптово-распределительный центр «Алтай», это оптовый склад, а точнее овощехранилище стоимостью 14 млрд. тенге. Если руководство региона считает достижением открытие сельской столовой, сельского магазина, и включает их в список инвестиционных проектов – это лучшее доказательство реального экономического состояния ВКО. Сможет ли новый глава области как-то хотя бы приблизиться к решению главной экономической проблемы – истощения действующих месторождений полезных ископаемых и слабом восполнении рудной базы металлургии – покажет время. Пока даже в официальных документах перспектива рудных запасов обозначена лишь до 2035 года. Что будет дальше – неизвестно. Впрочем, такую задачу перед Нурымбетом Сактагановым премьер-министр не поставил, сделав основной упор на развитии туризма.
Сегодня же в Семее был назначен и новый аким области Абай. Им стал пресс-секретарь президента Берик Уали.
Денис Данилевский
Фото – пресс-служба правительства РК