Об этих принципах говорили на форуме «Корпоративная культура и бизнес-этика: основы надёжного партнёрства». Мероприятие прошло 9 декабря в Усть-Каменогорске. Оно был организовано ТОО «Казцинк» и собрало деловых коллег и подрядчиков горно - металлургической компании, представителей государственных структур, общественных организаций.
Форум проводится не в первый раз и стал эффективной площадкой для обмена мнениями и опытом. В этом году участники поговорили о нормах комплаенс. За этим пока ещё не очень привычным словом стоит свод правил, инструкций, норм ведения бизнеса. На форуме состоялось живое обсуждение, как такие нормы повышают устойчивость организации и помогают строить долгосрочные партнёрские отношения. Это особенно актуально в условиях сложной обстановки на мировых рынках.
- Мы видим, какая непростая ситуация складывается на международной политической арене. И какое беспрецедентное давление оказывается на среднеазиатский регион из-за угроз вторичных санкций, - отметил во вступительном видеообращении к участникам форума генеральный директор «Казцинка» Жанат Жанботин. – Вместе с тем усиливаются законодательные нормы со стороны местных регуляторов. Именно поэтому на передний план выходят службы комплаенс. Это своеобразная защита для бизнеса, предотвращающая рискованные шаги, идущие вразрез с норами и правилами. Следование комплаенс –положениям позволяет нам быть максимально открытыми, вести честный, добросовестный бизнес.
- У нас в компании много норм и правил. Все они направлены, прежде всего, на безопасность, минимизацию рисков. Мы требуем соблюдения этих норм и правил от всех сотрудников компании. Такие же требования мы предъявляем и к нашим деловым партнёрам, поставщикам, подрядчикам, - рассказала управляющий директор компании по комплаенс и бизнес-этике Мадина Касымова. – Поэтому нами разработан и Кодекс деловой этики поставщиков. Каждый, кто желает работать с компанией, может познакомиться с эти документом на нашем сайте. Действующие и потенциальные партнёры проверяются на соответствие этим принципам. В каждом договоре имеется отдельный пункт по требованиям комплаенс, учитываются все риски: юридические, финансовые, репутационные и другие. Редко, но бывают факты, когда наши партнёры не соблюдают эти правила. В таком случае компания может расторгнуть договор.
Сотрудники комплаенс-службы подробно объяснили, как проходит проверка контрагентов. Основное внимание направлено на то, чтобы не допустить мошенничества, коррупции, «отмывания денег». Специальная программа анализирует весь объём данных по контрагенту из открытых источников, статистических отчётов, информации органов государственных доходов, результатов государственных закупок и т.д. Если комитет госдоходов по каким-то причинам переводит партнёра компании в статус неблагонадёжных, то система сразу же блокирует его. После этого проводится проверка, и в случае устранения всех нарушений, сотрудничество продолжается.
Комплаенс – дело не только специального управления. Это норма работы всех подразделений компании, которой руководствуется каждый казцинковец. Металлурги проводят конкурс «Чемпион комплаенса», и его победители являются своеобразными общественными контролёрами, амбассадорами в своих подразделениях.
Комплаенс – это международные нормы ведения бизнеса, открытые и честные правила игры. Управляющий директор ТОО «Казцинк» по административным вопросам Андрей Лазарев сравнил его с компасом.
- Он ведёт наш корабль в верном направлении при любых обстоятельствах и приводит к нужной цели.
Андрей Павлович рассказал, что такие нормы применяются и в социальных проектах компании, и в благотворительности.
- Средства, которые мы выделяем на социальную сферу и на благотворительные цели, должны эффективно использоваться, и идти строго по назначению, именно тем, кто в них нуждается.
Руководитель областного управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Ардак Мадиев отметил, что «Казцинк» является лидером и примером внедрения передовых стандартов ведения бизнеса, корпоративной этики, социальной ответственности.
- Придерживаясь принципов комплаенса, компания побуждает своих партнёров внедрять их, формируя вокруг себя пояс из надёжных представителей малого и среднего бизнеса.
От имени предпринимательского сообщества директор регионального филиала Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Кайрат Мамырбаев поблагодарил «Казцинк» за поддержку бизнеса Восточного Казахстана и всей страны.
- В общей сложности 275 тысяч казахстанских кадров задействовано на выполнении договоров с крупнейшей компанией ВКО, 5 000 местных предприятий стали партнёрами «Казцинка», заключено около 14 000 контрактов, в том числе и долгосрочных.
- Высокие требования к партнёрам только дисциплинируют, - такую оценку дал руководитель фирмы «УК Промтехмонтаж» Балтабек Сакылбаев. – Мы много лет сотрудничаем с «Казцинком». Есть принципы, нормы, правила, требования, графики. Всё чётко и ясно. Понятно – как мы должны работать, какими мы должны быть, чтобы соответствовать высокому званию делового партнёра «Казцинка». Нам нужно только работать, выполнять эти нормы.
Выступавшие рассказали о конкретных примерах сотрудничества с горно-металлургической компанией, в том числе социальных проектах. Это очень важные дела не только для региона, но и для всей страны. Закупка самого современного оборудования для больниц, создание уникального музея ВК технического университета «Алтын Алтай» о развитии металлургии с самых древних времён, оцифровка петроглифов - наскальных рисунков и других. И для всех этих проектов также применялись нормы комплаенс, строгая отчётность.
- Мне не нравятся слова «заказчик», «поставщик», «исполнитель». Это сухие формулировки, - поделилась своими мыслями управляющий директор ТОО «Казцинк» по компаленс и бизнес-этике Мадина Касымова. – Мы должны быть, прежде всего, партнёрами, идущими друг к другу с чистыми руками и с открытым сердцем. Наверное, только так мы сможем изменить и себя, и попытаться сделать мир лучше.
Агентство «Восточный экспресс»