Взорвалась машина с газовыми баллонами… Кто компенсирует ущерб владельцу груза?

Газета "Flash!"

В начале февраля 2022 года на автомобильной трассе сгорает грузовик с грузом на несколько миллионов тенге. Только в сентябре 2024 года закончились судебные тяжбы между владельцем груза и владельцем грузового транспортного средства.

Пожар случился поздним вечером на междугородней трассе по дороге в Усть-Каменогорск. Во время движения, как пишется в акте о пожаре, загорелось заднее левое (внутреннее) колесо. В кузове грузовика на тот момент перевозились более 130 баллонов с ацетиленом.

Не вдаваясь в подробности тушения пожара, скажем только, что баллоны начали взрываться. И до получателя не доехали. От грузового автомобиля осталось то, что не могло сгореть. Возникает вопрос: все ли баллоны взорвались и можно ли использовать оставшиеся в целости? Вопрос проясняется решением суда: «Следует отметить, что оставшиеся 120 баллонов находились у ответчика (владельца грузовика, ред.), которые по его пояснениям были не пригодны для использования, и он вынужден был сдать их на металлолом». Таким образом, ответчик «обрубил» себе все возможности для доказывания  своей позиции в суде.

Дело вдоволь «погуляло» по судам, прежде чем попасть по подсудности на рассмотрение в Специализированный Межрайонный экономический суд ВКО. И только в этом суде дошло до логического конца.

Проблем для рассмотрения добавляли отсутствие прикрепления баллонов к конкретным предприятиям, поскольку все баллоны используются в качестве обменной тары (привез пустые – взял освидетельствованные заполненные), как банки из-под огурцов. И не меньше хлопот доставляет отсутствие договора на перевозку груза, что необходимо всегда учитывать в хозяйственной деятельности.

Усть-Каменогорским городским судом, еще перед передачей дела по подсудности в СМЭС ВКО, была назначена экспертиза для установления рыночной стоимости перевозимого груза, поскольку ответчик не был согласен с суммой ущерба в 10 с лишним миллионов тенге. Впрочем, ответчика можно понять – потерять грузовик, да еще выплатить такой огромный ущерб! Но, и истец (ТОО, владелец груза) тоже понес серьезную утрату в результате пожара.

Когда экспертиза была готова, у стороны истца было бескрайнее удивление. Как пишется в решении: «Согласно заключению эксперта ... рыночная стоимость ацетиленовых баллонов, принадлежавших ТОО..., с содержимым … с учетом износа, может составлять 2 123 500 тенге». И это при том, что «стоимость ацетилена, отгруженного ..., подтверждается накладной ... и составляет 2 881 130 тенге». Уже не говоря об отдельной стоимости самих баллонов.

Куда же смотрел эксперт, когда писал свое заключение? Как пишется в решении суда, смотрел он в ценовую информацию стороннего ТОО и стороннего же ИП, у которых завалялись несколько не освидетельствованных баллонов, и которые они решили продать за ненадобностью. Кроме того, эксперт в судебном заседании показал, что исследование проводил без материалов гражданского дела, поэтому при расчете стоимости ацетилена, принял за основу стоимость заправки баллонов на период февраля 2024 года 11 000 тенге, взятую из интернет-ресурса. Вот такие у нас теперь встречаются эксперты, аж гордость берет!

При этом за проведение экспертизы никто не постеснялся взять оплату аж 485 000 тенге, хотя для поиска информации в интернете достаточно было нанять продвинутую пенсионерку, способную в поисковике вбить запрашиваемую информацию, что вовсе не требует для этого иметь лицензию и писать длинные заключения.

Сторона ответчика настаивала, что баллоны были древние, и их нельзя было использовать. А посему, мол, с иском не согласны. Такая позиция тоже весьма странная. Вот так кто-то где-то сожжет чей-то дом, а потом скажет, что дом уже давно отслужил свой предусмотренный срок эксплуатации, так что никто никому ничего не должен? В то же время отправитель баллонов пояснил, что баллоны, наполненные ацетиленом и отгруженные в адрес получателя, были проверены, исправны и разрешены к эксплуатации.

В итоге, иск ТОО был удовлетворен частично: с собственника транспортного средства взыскано более 10 миллионов тенге, куда вошли 9,7 миллиона тенге ущерба, судебные расходы по оплате государственной пошлины, оплата столь «замечательной» судебной экспертизы, «проливающей свет» на рассматриваемое дело и услуги представителя. Апелляционная инстанция, куда обратился с жалобой ответчик, оставив решение суда в силе, взыскала еще дополнительную оплату за услуги представителя.

 

  Агентство правовой информации и журналистских расследований «Витязь»

 

От редакции сайта www.flashpress.kz

 

  Происшествие, о котором идёт речь в статье, слава Богу, обошлось без жертв, речь идёт только о материальном ущербе. А вот  недавнее жуткое ЧП, случившееся 19 ноября на трассе Усть-Каменогорск – Самарское в 75 км от областного центра, стало трагедией. Взорвался грузовик, перевозивший, по информации департамента полиции ВКО, «вещество для проведения горных работ в районе Самар». Что за «вещество» - полицейские не уточняют, хотя, наверное, уже известен и грузоотправитель, и владелец машины, и грузополучатель. Погибли водитель, и пассажир, на трассе от взрыва образовалась огромная воронка. Пострадали два человека, находившихся в автомобилях, которые накрыло взрывной волной, повреждены и автомобили.

  Погибли люди, и жертв могло быть гораздо больше, случись взрыв в черте населённого пункта. В рамках уголовного дела предстоит разобраться – кто виноват в трагедии. Или груз не был в безопасном состоянии для транспортировки, или взрыв произошёл из-за технического состояния автомобиля, или есть другие причины.

 Вопрос о безопасности грузовых перевозок стоит уже давно. Если раньше перевозками грузов занимались специализированные автобазы, где имелись  техническая служба, отвечавшая за исправность автомобилей, служба техники безопасности, инженерный состав, медик, водители проходили подготовку и инструктаж, то теперь перевозки осуществляют  в основном индивидуальные предприниматели, владельцы 1-2 грузовичков. Они сами себе и автослесари, и служба ТБ, инженеры,  медики. Грузовик можно легко  заказать по телефону, или пойти на «пятаки», где они стоят в ожидании клиентов. Таким образом перевозят не только уголь, дрова или картошку для частных лиц, но и особо опасные грузы, и даже взрывчатые вещества. Помнится, что газовые баллоны в советскую эпоху возили только в специализированных машинах, где они лежали в особых ячейках строго горизонтально, и жёстко зафиксированные. Ну, а если уж везли взрывчатые вещества, обязательно было сопровождение ГАИ, пожарной машины и скорой помощи. Наверное, вряд ли перевозчики «вещества для проведения горных работ», его отправители и получатели известили дорожную полицию, пожарных и службу скорой помощи  о маршруте следования столь опасного груза.

 Рыночная свобода предпринимательства неизбежна при капитализме. Но и полная анархия, когда каждый делает, что захочет, и как захочет, руководствуясь лишь ценой услуги или стремлением заработать, чревата вот такими трагедиями.

 Мелкий бизнес, в частности, водители, работают на износ, чтобы накормить семью. Из своего грузовичка или легковушки они выжимают всё, но и себя не щадят. Сколько уже было случаев, когда водитель просто уснул за рулём, окончательно обессилев. Недавно довелось съездить в посёлок Глубокое. Таксист сразу поинтересовался – когда поедем обратно. «Застолбил» заказ. Когда возвращались в город, рассказал, что денег не хватает, и только извоз помогает выжить. Он уже нашёл пассажира из Усть-Каменогорска, а потом снова повезёт в областной центр. Это уже будет пятая или шестая ходка туда-сюда. Вроде и небольшое расстояние, а за день набирается 300 - 400 км. Дело было в воскресенье, но отдыхать нашему водителю некогда, наоборот, в выходные самый поток пассажиров. Но ведь человек – не робот, усталость всё равно наступит, но ехать нужно, кушать хочется всем.

 В завершение такие цифры: в 2023 году количество самозанятых увеличилось на 64 тыс. человек. Из них 23 тысячи занимаются транспортными услугами. Т.е. прибавилось ещё 23 тыс. самодеятельных водителей. Источник https://the-tenge.kz/articles/osnovnie-problemi-rinka-truda-v-kazakhstane

А вообще водители легковых автомобилей, такси и фургонов входят в число наиболее массовых профессий в стране. По данным 2019 г. их насчитывалось 236,6 тыс. человек. Они уступают лишь педагогам, бухгалтерам, и продавцам. https://www.inform.kz/ru/nazvany-samye-massovye-professii-v-kazahstane_a3559011

 

Иллюстративное фото из Интернета