Не стало Ивана Михайловича Булгакова. Он скончался 15 ноября, не дожив до 78 лет всего несколько дней.
Сама жизнь и объективные обстоятельства сделали Ивана Булгакова лидером рабочего движения Восточного Казахстана. Он оказался готов взять на себя эту непростую миссию. Я познакомился с ним в 2002 году, когда Иван Михайлович возглавил борьбу работников Иртышского медеплавильного завода против закрытия предприятия. ИМЗ был градообразующим заводом посёлка Глубокое, и его закрытие неизбежно вело к безработице и деградации, как посёлка, так и всего Глубоковского района.
С первой встречи, с первого рукопожатия стало понятно, что мы обречены на дружбу, хорошие человеческие отношения и совместную деятельность на трудном пути к социальной справедливости. Все время противостояния рабочих и корпорации «Казахмыс», владевшей ИМЗ, мы, редакция газеты, были вместе с рабочими, оказывали максимально возможную помощь.
Иван Михайлович руководил этой борьбой, вдохновлял и вёл за собой. Была организована рабочая дружина, которая взяла завод под охрану, чтобы не допустить вывоза и распродажи имущества. Рабочие в знак протеста вышли на голодовку. Ситуация на ИМЗ стала известна во многих странах. Рабочие организации в Европе, Азии, Америке проводили пикетирование посольства Казахстана в знак солидарности с глубочанами. В посёлок приехали депутаты Парламента. Правительство было вынуждено провести ряд совещаний по обстановке на заводе. Позицию коллектива на заседании правительства отстаивал Иван Булгаков. Это был, наверное, единственный случай в Казахстане, когда кабинет министров заслушивал рабочего.
Своего пика борьба достигла в январе 2003 года. В Глубоком состоялся грандиозный митинг, собравший 5000 участников – половину населения посёлка. В резолюции содержалось требование перевести завод в государственную собственность. Среди прочих был и такой пункт: «За отсутствие настойчивости в решении проблем ИМЗ и нежелание улучшить социальную обстановку в посёлке выразить недоверие акиму ВКО Виталию Метте и просить президента отправить его в отставку». В конце митинга кто-то начал петь «Интернационал» и тут же все дружно подхватили этот гимн борьбы трудящихся.
Через пару недель аким области Виталий Метте, властвовавший в ВКО почти шесть лет, был освобождён от занимаемой должности. Тогда говорили, что «Булгаков отправил Метте в отставку» и это действительно так и было.
Но, к сожалению, спасти завод не удалось. Владельцы «Казахмыса» использовали старую проверенную тактику – внести раскол в ряды рабочих. Они пообещали до конца года всем уволенным платить 2/3 ставки, и до пенсии половину зарплаты. Для этого коллектив должен был отозвать свои требования, не участвовать и не организовывать акции протеста против корпорации. Был в этом соглашении и такой хитрый пункт – при отсутствии средств на социальные нужды корпорация вправе прекратить все выплаты. Иван Михайлович убеждал, что никаких выплат до пенсии в реальности не будет. Но многие, устав от длительного противостояния, прельстились мечтой о почти пожизненном содержании. К тому же, и «Казахмыс», и правительство, и руководство области просто сыпали планами организовать на ИМЗ другие производства. Обещания были самые разные: свинокомплекс, выпуск туалетной бумаги, сборка автобусов «мерседес» и т.п.
Всё получилось так, как и говорил Иван Булгаков – ни выплат, ни новых производств.
Иван Михайлович, уже имея опыт практической борьбы, авторитет, продолжил общественно-политическую деятельность. Он создал первый, и пока единственный в ВКО рабочий профсоюз «Защита труда», и возглавил его. Только такие профсоюзы, созданные снизу самими наёмными работниками, с лидерами, избранными из числа таких работников, и способны реально отстаивать права трудящихся. Движение независимых рабочих профсоюзов в Казахстане стало набирать силу. Ивана Булгакова уже побаивались и уважали в столичных коридорах Астаны. Власти, конечно, понимали и знали, что подобные рабочие профсоюзы угрожают интересам правящего класса – крупной буржуазии, олигархам. Послушные депутаты проголосовали за поправки в закон «О профсоюзах». Отныне любой профсоюз может работать только при условии вхождения в республиканское профсоюзное объединение. Таким образом деятельность независимых профсоюзов стала практически невозможной. Эти боевые профсоюзы не хотели принимать в существующие республиканские профсоюзные объединения, их тогда было два. К тому же, вхождение в объединение обязывало отчислять ему определённый процент от взносов. А финансовое положение независимых профсоюзов и без того было очень сложным.
Иван Булгаков стал известен не только в рабочем движении Казахстана и стран СНГ, но и на международном уровне. Он ездил в Париж на международную конференцию рабочего движения. Там собрались сотни рабочих лидеров со всех стран и континентов. Ивану Михайловичу дали возможность выступить и рассказать о реальном положении трудящихся в Казахстане.
Иван Булгаков создал и возглавил областной филиал Социал – демократической партии Казахстана. Уже будучи в солидном возрасте, он всё равно продолжал свою деятельность по защите прав трудового народа. Без всякого экономического или гуманитарного образования он прекрасно разбирался в политике, прекрасно понимал, как и почему буржуазия может эксплуатировать труд наёмных работников. Пока позволяло здоровье, он оставался на передовой, на посту.
У Ивана Михайловича большая семья – жена, дети, внуки, правнуки. Он был не только общественным деятелем, но и настоящим Человеком, готовым прийти на помощь по первому зову. Его потомки могут гордиться им и брать с него пример.
Он обрёл покой на поселковом кладбище в Глубоком. Прощай, дорогой товарищ! Ты прожил яркую, и, самое главное, честную, справедливую жизнь, без разлада с совестью! Память об Иване Михайловиче навсегда сохранится в наших сердцах. Искренние соболезнования родным и близким.
Денис Данилевский
На фото №2 – статья о митинге в Глубоком в январе 2003 года.