Если бы середина ноября соответствовала бессмертным строкам Некрасова: «Славная осень, здоровый, ядрёный, воздух усталые силы бодрит; Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит», то жителям Левобережья Усть-Каменогорска пришлось бы совсем худо. В субботу 16 ноября весь левобережный район областного центра ВКО с 13.00 остался без отопления и горячей воды.
Ликвидация аварии продолжалась более суток. Радиаторы отопления стали нагреваться и «тёпленькая пошла» из кранов лишь в воскресенье после 15.00. Народ не замёрз, и система осталась в рабочем состоянии лишь благодаря аномально тёплой погоде. Хотя уже утром пришлось одеваться потеплее, в квартире стало прохладно.
Порыв произошёл на магистральной теплотрассе, идущей от УК ТЭЦ в район КШТ. Случилась беда на участке между драмтеатром и строящимся новым торговым центром. Место порыва искали до полуночи.
«Специалисты и техника работают, сложности были в определении места порыва. После устранения аварии тепло будет подано. За время аварийной остановки теплосистема не разморожена. Мы благодарим жителей за понимание и просим сохранять спокойствие, ситуация находится на контроле местных исполнительных органов», - подчеркнул заместитель акима ВКО Бакытжан Байахметов» – сообщила пресс-служба АО «Шыгыс жылу».
Как-то странно слышать от главного коммунальщика области сетования на долгое время поиска места порыва. Его искали почти 12 часов. На календаре XXI век. Специалисты ЖКХ разных стран делятся на профессиональных интернет-платформах опытом использования современных приборов для быстрого обнаружения мест утечек и порывов в теплосетях, в частности, течеискателем. Хотелось бы получить комментарий пресс-службы АО «Шыгыс жылу» о причинах столь долгого обнаружения места порыва. Какое современное оборудование было использовано при этом? Ведь сама ликвидация аварии заняла столько же времени, сколько поиск её места.
Информация по ходу ликвидации аварии поступала противоречивая. Сначала сообщили, что порыв произошёл на сварочном шве. «Причину будет выяснять специально созданная комиссия. Трубы тепломагистрали находятся в удовлетворительном состоянии. Срок эксплуатации составляет 10 лет». Затем распространили вот такое сообщение: «Сегодня ночью во время ликвидации аварийной ситуации рядом с местом порыва специалисты обнаружили свищи на тепломагистрали. Поэтому работа продолжается до сих пор, чтобы устранить проблемы сразу на всем поврежденном участке». О каком «удовлетворительном состоянии тепломагистрали» можно говорить, если рядом с местом порыва на сварочном шве нашли ещё и свищи?!
Выступая в субботу на форуме работников сельского хозяйства, президент Касым-Жомарт Токаев остановился и на проблемах ЖКХ. Он сказал, что лично держит на контроле прохождение отопительного сезона. Это, с одной стороны хорошо. А с другой плохо, что глава государства занимается такой текучкой, а не стратегическими вопросами. Система отопления должна работать, как часы, и не требовать личного контроля президента. Да и чем он поможет, этот «личный контроль»? Вот теплотрасса на КШТ совсем не испугалась личного президентского контроля, случился порыв.
Под личным контролем держал ход ликвидации аварии и аким ВКО Ермек Кошербаев. Но это мало способствовало ускорению подачи тепла и горячей воды в жилые дома и социальные объекты. Вот если бы Кошербаев или его заместитель Байахметов обладали даром видеть сквозь землю, тогда бы помогли быстрее найти место порыва. Но, увы.. Всё зависело от наличия техники, современного оборудования, материальных ресурсов, и, самое главное – квалифицированных рабочих. Таких, как слесарь АО «Шыгыс жылу» Антон Гордеев, отметивший свой 49-й день рождения на трудовой вахте в ходе ликвидации аварии.
А вот президенту и акимам, похоже, в совсем недалёком будущем придётся «держать под личным контролем» аварии на объектах ЖКХ в ежедневном режиме. Напомним, что всего несколько дней назад произошло обрушение канализационного коллектора в районе Набережной Иртыша, что привело к затоплению подвала жилого дома фекалиями. Этот коллектор выходил из строя дважды: в конце октября и 7 ноября.
Водопровод, канализация, тепловые сети, электролинии и кабели приходят в полную негодность. Вот лишь некоторые официальные данные. Доля водопроводных сетей по стране, нуждающихся в замене, по итогам 2022 года составляла 43%, а канализационных сетей – 55%. Кстати, ВКО в числе областей, где уровень износа водопроводных сетей значительно выше общереспубликанского (в пределах 51-58%). А износ канализационных сетей в Восточном Казахстане – 72%! Спрашивается – а как же 8,5 лет правления «эффективного менеджера Даниала Ахметова?
Доля тепловых сетей, требующих ремонта, в конце 2022 года составила по Казахстану 54%. Источник – Концепция развития жилищно-коммунальной инфраструктуры РК на 2023 – 2029 гг.
По информации Объединённой энергосервисной компании (бывшая ВК РЭК) в 2024 году запланирован ремонт линий электропередач общей протяжённостью 103,66 км. Будут заменены кабельные линии 6/10/0,4 кВ протяжённостью 10,63 км. Модернизация и реконструкция воздушных линий 10 кВ пройдёт на 41,61 км. Данные из отчёта АО ОЭСК за первое полугодие 2024 г. А на балансе у предприятия – 34 293 км электросетей. За год отремонтируют чуть более 150 км. Это менее 0,5% от всех электросетей компании.
«В 2019 – 2022 годы через механизмы кредитования и субсидирования реализовано 60 проектов по строительству и реконструкции 220,7 километров сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения», - это информация из Концепции развития жилищно-коммунальной инфраструктуры РК на 2023 – 2029 гг. Между тем, протяжённость тепловых сетей только в Усть-Каменогорске 454,9 км.
А модернизация сетей в областном центре ВКО проводится с помощью кредита Европейского банка реконструкции и развития. «Завершается проект по модернизации системы водоснабжения и водоотведения г. Усть-Каменогорска на 4,7 млрд. тенге (по проекту «Реконструкция Октябрьского водозабора» работы завершены, по реконструкции КНС №30, 31 работы завершены, срок получения акта ввода в эксплуатацию – 4 квартал 2024 года).
Продолжается модернизация системы теплоснабжения г. Усть-Каменогорска стоимостью 5,2 млрд. тенге (заменено 2,4 км трубопровода, проведена реконструкция системы автоматизации тепловых 22-х насосных станций, закуплена специальная техника)» - информация из прогноза социально-экономического развития ВКО на 2025-2029 годы. Для замены чуть более 2 км теплотрассы приходится брать кредит ЕБРР и потом отдавать почти в два раза больше. А инвестиционная программа АО «УК тепловые сети» (ныне «Шыгыс жылу») на 2024 год составляет чуть более 1,8 млрд. тенге.
Итак, износ сетей в стране в целом и в ВКО в частности составляет более 50%. Это в среднем. Между тем, все три десятилетия после резкого перехода к капитализму тарифы только повышались, чуть ли не ежегодно. Вот и тепловые сети недавно заявили о повышении тарифа на отопление и ввели т.н. «социальные лимиты». Теперь потребители разделены на три категории по площади отопления: менее 100 кв. м., от 100 до 200 кв. м., и более 200 кв. м. Чем больше площадь, тем больше тариф. Вроде бы справедливо – пусть «буржуи» платят дороже. Но, с другой стороны, те, у кого большие квартиры или частные дома и так платили больше, в зависимости от квадратных метров. Спасут ли эти «социальные лимиты» тепловую систему Усть-Каменогорска? Вряд ли.
Вопрос уже извечный, задаваемый из года в год – если тарифы постоянно повышались, почему сети в таком изношенном состоянии? Если не хватало средств тарифа, почему государство не выделяло финансы для ремонта сетей государственным коммунальным предприятиям и не требовало этого от владельцев частных ТЭЦ, сетевых компаний?
Что мешает акиму Усть-Каменогорска Жаксылыку Омару, безраздельно властвующему в Усть-Каменогорске уже седьмой год, заняться ремонтом канализации, тепловых сетей, водопровода? Почему депутаты городского маслихата во главе с председателем Александром Светаш не ставят вопрос ребром и не требуют от главы исполнительной власти конкретных действий по улучшению состояния коммунальной инфраструктуры? Это явно более важная задача, чем Арбат или бесчисленные правые повороты, которые лепят уже везде, где надо и не надо. Нет средств в городском бюджете – можно обращаться к акиму области, обращаться в правительство. Ведь катастрофы Экибастуза, Риддера, Сарани могут повториться в любое время и в любом месте. Вообще две таких крупных аварии в коммунальном хозяйстве Усть-Каменогорска за короткое время – это уже повод для депутатов воспользоваться своим законным правом и поставить вопрос о недоверии акиму города. Но ни руководитель представительной власти Александр Светаш, ни депутаты никогда этого не сделают.
Или будем надеяться на «глобальное потепление»? На традиционное «авось пронесёт»? На не менее традиционное - «после нас хоть потоп»? Не пронесёт, как показали события в Экибастузе, Риддере, Сарани, пожары лета – 2023 и потоп весной этого года.
Денис Данилевский
Фото – пресс-служба АО «Шыгыс жылу»