На вопрос, вынесенный в заголовок, в ТОО «Aitas Agro Astyk» уже знают ответ. Возведение зернохранилища на расстоянии 6 км от воздушной гавани Усть-Каменогорска идёт полным ходом с весны этого года. Несмотря на запрет Авиационной администрации Казахстана.
Вот что сообщил редакции генеральный директор АО «Авиационная администрация Казахстана» Геордже-Каталин Рада:
«Уполномоченная организация отказала в выдаче разрешения на строительство нового элеватора, поскольку такая деятельность нарушила бы требования действующего законодательства в сфере гражданской авиации и негативно повлияла бы на безопасность полетов воздушных судов.
Массовые скопления птиц вблизи аэропортов могут существенно повысить риск столкновения воздушных судов с птицами, что может привести к повреждению этих судов. В действующем законодательстве имеются объекты и деятельность, которые могут привлекать массовые скопления птиц, и которые должны располагаться на расстоянии не менее 13 км от контрольной точки аэродрома».
Новое зернохранилище зерновых и масленичных культур располагается в районе Объездного шоссе. Вроде бы расстояние от аэропорта приличное – 6,2 км. Но согласно нормативам безопасности полётов такие объекты должны находиться в два раза дальше от места взлёта и посадки воздушных судов.
В открытом доступе есть документы по проекту зернохранилища. В них ни слова о том, что элеватор может представлять опасность для авиации из-за угрозы массового скопления птиц. В ходе общественных слушаний по воздействию на окружающую среду об этом важном обстоятельстве также ничего не было сказано. Тендер на строительство зернохранилища был проведён с 16 апреля по 6 мая 2024 г. А первое заявление в авиационную администрацию РК на согласование проекта было подано только 4 июня. На него получен отказ, как и на второе заявление. Тем не менее, строительство не было остановлено, работы идут, и стройка близится к завершению.
Генеральный директор ТОО «Aitas Agro Astyk» Василий Тарасенко в ответ на запрос редакции сообщил:
«Полагаем, что преждевременно делать категоричные выводы о том, что данный проект противоречит нормам авиационной безопасности. ТОО «Aitas Agro Astyk» не согласен с отказом Авиационной администрации РК, т.к. законом предусмотрены альтернативные условия ведения сельскохозяйственной деятельности, в связи с чем он находится на стадии обжалования».
Обжаловать решения государственных органов – это законное право каждого предпринимателя и гражданина. Вопрос в другом – почему документы на согласование не были поданы ещё в ходе проектирования? Тогда можно было бы выбрать другой земельный участок, подальше от аэропорта, и никаких проблем. Конечно, элеватор в районе Объездного шоссе построить проще и дешевле, там есть все коммуникации, в первую очередь – железнодорожные пути. Но ведь зернохранилище на этом участке вообще могут не принять в эксплуатацию из-за запрета авиационных властей страны!
Второй вопрос – почему стройка не была остановлена сразу после отказа в согласовании с авиационной администрацией? Да, наверное, новые технологии зернохранилищ позволяют хранить зерно в закрытых ёмкостях, минимизировать его рассыпание при погрузке и выгрузке, а значит, и уменьшить скопление птиц. Тем не менее, вряд ли возможно полностью исключить интерес птичек к элеватору. Ну, а если «для хорошей собаки 7 вёрст не крюк», то уж для птиц 6 километров – это не расстояние. Удастся ли хозяевам зернохранилища доказать его полную безопасность для полётов – пока неизвестно. Ведь в нормах ясно указано – не менее 13 километров, и эта цифра взята не с потолка. Нормы авиационной безопасности устанавливаются даже не на уровне отдельных стран, они разрабатываются Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), и расстояние объектов с массовым скоплением птиц от аэропортов установлено с учётом международного опыта.
Тем не менее, стройка продолжается. Почему? Владельцы элеватора так уверены, что этот объект всё равно будет работать, несмотря на запрет? В ТОО «Aitas Agro Astyk» отказались отвечать на эти вопросы, сославшись на то, что окончательное решение ещё не принято.
Что намерена делать Авиационная администрация РК, если элеватор всё-таки будет построен, несмотря на отсутствие разрешения? Будет ли администрация добиваться запрета на строительство или эксплуатацию, в том числе через суд? Возможно ли, что в случае возведения элеватора авиакомпании прекратят рейсы в Усть-Каменогорск в связи с угрозой безопасности полётов?
На эти вопросы руководитель Авиационной администрации ответил так: «В случае нарушения требований законодательства в сфере гражданской авиации, к которым относится незаконное строительство объектов, влияющих на безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации Республики Казахстан, принимаются все необходимые меры в рамках правового поля и устранения нарушений».
Характерно, что на наш запрос акиму области Ермеку Кошербаеву о данной стройке, ни в аппарате акима, ни в областных и городских управлениях и отделах, куда было перенаправлено письмо, ничего не смогли ответить. Местным чиновникам якобы ничего неизвестно об этой стройке! Между тем, в открытом доступе можно найти данные о земельном участке по адресу Объездное шоссе, 3/2, предоставленном акиматом Усть-Каменогорска в частную собственность для проектирования, строительства и размещения элеватора. Выходит, что либо местные чиновники вообще некомпетентны, либо сознательно «пошли в отказ» - дескать, мы ничего не знаем, мы вообще не при делах. А ведь речь идёт не об установке ларька для шаурмы, а об очень крупном производственном сооружении!
За более чем 70-летнюю историю в международной базе данных по безопасности полётов есть информация более чем о сотне фактов крупных столкновений воздушных судов с птицами. Это зарегистрированные случаи. Последствия очень печальные, в том числе с массовыми жертвами, десятками погибших. О самых трагичных столкновениях можно прочитать здесь https://rg.ru/2023/08/02/lebedi-svistuny-kanadskie-kazarki-i-pelikan-s-lososem-rasskazyvaem-o-samyh-tragichnyh-sluchaiah-stolknovenij-samoletov-s-pticami.html
Два года назад в Комитете гражданской авиации Казахстана провели специальное совещание в связи с участившимися случаями столкновения самолётов с птицами. В 2022 году в аэропортах РК было 46 таких случаев. Наиболее неблагоприятная ситуация в Алматы. Комитет обязал применять в аэропортах все необходимые меры по отпугиванию птиц. Кроме того, эксперты рекомендовали ускорить работу по ликвидации незаконных объектов, привлекающих птиц в районе аэропортов. Источник https://www.nur.kz/incident/emergency/1987391-ob-uchastivshihsya-sluchayah-stolknoveniya-samoletov-s-ptitsami-vyskazalis-v-kga/
Будем надеяться, что ситуация со строительством элеватора вблизи от аэропорта Усть-Каменогорска разрешится с учётом безопасности полётов, жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей. И уж тем более не возникнет необходимость закрывать воздушную гавань областного центра.
Денис Данилевский
На фото:
1. Панорама строительства элеватора; 2. Схема расположения зернохранилища; 3. Последствия столкновения самолёта с птицами (иллюстративное фото из Интернета).