Сколько уже сказано и написано о т.н. «модернизации уличного освещения в Усть-Каменогорске»! Но светлее по вечерам и ночью в столице ВКО от этого не стало. Дело дошло до социального взрыва. 20 сентября десятки возмущённых жителей садовых товариществ, прилегающих к улице Тогас (это съезд с «понтонного моста») перекрыли дорогу. Днём раньше, в семь часов вечера, здесь на нерегулируемом пешеходном переходе был сбит машиной и погиб 19-летний парень. Протестующие требовали установить в этом месте светофор и улучшить освещение. Вечером на дороге темно, светильники тусклые, смеркается рано из-за перевода времени на час назад.
Всё громче звучат требования провести тщательную проверку всех обстоятельств заключения этого кабального кредитного соглашения с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и наказать всех причастных к этой сомнительной сделке должностных лиц. Общественники проводят свои собственные расследования, называют цифры и факты.
Средства на уличное освещение – это полностью расходы бюджета. Теперь в них заложены и выплата кредита, и банковский процент. А проценты могут меняться в любой момент. Так, например, случилось с двумя другими кредитами от ЕБРР в Усть-Каменогорске – на модернизацию систем теплоснабжения и водоснабжения. «В 2022 году плавающая кредитная ставка по кредиту возросла до 26,36%. Из - за разницы между фактическими требованиями банка и утверждённой тарифной сметой у «Оскемен Водоканал» и АО «УК Тепловые сети» отсутствует источник финансирования для оплаты очередных платежей по процентам» - сообщил редакции и.о. руководителя областного управления энергетики и ЖКХ Нурлан Рамазанов. В итоге, чтобы выплатить банку очередные платежи, в областном бюджете ВКО в конце 2023 года пришлось делать корректировку. Почти 403 млн. тенге было выделено на погашение только двух платежей по процентам! Естественно, эти средства пришлось снять с других статей расходов.
Кстати, непременным условием выделения кредитов ЕБРР является повышение тарифов на коммунальные услуги. И это вполне естественно, так банк гарантирует себе возврат не только суммы долга, но и процентов, и оплаты банковских услуг. Не сможет бюджет, значит, ярмо будут тянуть потребители, простой народ. Не сможет народ, переложат выплаты на бюджет, хотя в обоих случаях это народные деньги.
Довольно жестко о проекте модернизации системы уличного освещения в Усть-Каменогорске высказался аким ВКО Ермек Кошербаев.
- Деньги были заложены, чтобы сэкономить за счёт современных технологий. А у нас выходит наоборот. Смешно, когда начинаешь читать, что вы свет включаете, за вами ходят, выключают. Что это за разборки? – возмутился аким.
Он поручил своего первому заму Нурымбету Сактаганову совместно с Центром ГЧП и акимом города, управлением ЖКХ разобраться в этой теме. И если надо, обратиться к правоохранительным органам.
- В конечном итоге мы рассчитываемся за этот займ народными деньгами. А между тем у жителей возникает масса вопросов и неудобств, - сказал Ермек Кошербаев. https://yk.kz/news/gorod/razobratsya-s-otvratitelnyim-osveshheniem-ust-kamenogorska-poruchil-akim-vko-348063.html
Поручение глава области дал ещё в феврале. Прошло 9 месяцев, но ничего не изменилось. Естественно, никто и не думал обращаться в правоохранительные органы. В итоге получилось лишь громкое заявление, рассчитанное на публику. Между тем, Ермек Беделбаевич мог бы более тщательно разобраться со своими кадрами и найти среди них ответственных за такое положение дел. Ведь за каждым проектом, каждым решением стоят конкретные люди. Кто-то является инициатором, двигателем, а кто-то исполнителем. Но избитая фраза «Я выполнял приказ» не снимает ответственности за конечный результат.
Заключение договора с ЕБРР по уличному освещению, как, впрочем, и других соглашений с Европейским банком, прошло гладко, под бурные аплодисменты. Его инициаторы и исполнители, наверное, аплодировали сами себе. Конечно, главным действующим лицом в этой истории пылкой любви руководства ВКО и Европейского банка был прежний аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов. Он единственный из руководителей областей лично съездил в Лондон, в главный офис ЕБРР, чтобы обсудить все аспекты как этого, так и других проектов. Всего за 2015-2023 годы было заключено 5 кредитных договоров на 22,6 млрд. тенге. Хотя планы у Даниала Кенжетаевича были гораздо масштабнее – на 100 проектов общей стоимостью 85 млрд. тенге. Хорошо, что ему не удалось воплотить всё задуманное, иначе сейчас областной бюджет тянул бы вообще непосильное кредитное ярмо.
Продвигали кредитные соглашения с ЕБРР конкретные исполнители. Наверное, руководитель управления экономики и бюджетного планирования ВКО Алмасхан Сматлаев, главный экономист области в период Ахметова, прекрасно понимал, что долги перед ЕБРР лягут тяжким бременем на бюджет. И возвращать придётся гораздо большую сумму, чем 22 млрд. тенге. Знал он, что игра с Европейским банком будет вестись в одни ворота, под диктат банкиров. Но выпускник Финансового университета при Правительстве РФ и Блумбергского университета в США, имеющий специальности «Экономика», «Международная экономика», «Финансы и кредит», «Магистр государственного и муниципального управления» не только не возразил своему шефу, но и делал всё возможное, чтобы проекты с ЕБРР были реализованы. И старался не зря. Он сделал просто стремительную карьеру за период работы Ахметова, начав в 2014 году помощником акима, а завершив первым заместителем. К этому моменту ему было 34 года. Блестящее продвижение! Наверное, очень талантливый молодой специалист. Ещё некоторое время он был первым замом и при новом акиме Ермеке Кошербаеве, пока ем, как очень ценному кадру, не подыскали новую должность. С августа 2023 года Сматлаев трудится государственным инспектором администрации Президента РК. Инспектирует от имени главы государства.
А вот ещё одно действующее лицо драматической истории с кредитами ЕБРР и сегодня сохраняет высокое положение в команде уже Ермека Кошербаева. Это один из его заместителей Бакытжан Байахметов. За несколько дней до назначения Байахметова заместителем акима области наша редакция предупреждала – его карьера стала стремительно развиваться именно в ахметовский период, несмотря на ряд скандальных историй в бытность его акимом г. Аягоз, получившим огласку в прессе. Даниал Кенжетаевич поручал ему, в том числе, и продвигать соглашения с ЕБРР. Об этом подробно было написано в статье «Без Ахметова по ахметовскому пути? Что будет с командой бывшего акима области?», опубликованной на нашем сайте 22 июня 2023 года https://flashpress.kz/blog/flash/178332.html
Но назначение произошло. Именно это кадровое решение стало отправной точкой крушения наивных иллюзий, что при новом руководителе области регион начнёт избавляться от тяжёлого наследия Ахметова.
Прошло уже полтора года после смены власти в ВКО. Можно делать какие-то выводы – как же работает команда Кошербаева. К примеру, тот самый «незаменимый» Бакытжан Байахметов.
Согласно распределению обязанностей между заместителями акима он отвечает за вопросы строительства, ЖКХ, архитектуры, пассажирского транспорта и автомобильных дорог, мобилизационной подготовки, гражданской защиты.
По направлению гражданской защиты – т.е. готовности региона к ЧС – провал. Об этом было официально заявлено на заседании областного акимата по итогам 2023 года. Среди пяти индикаторов развития ВКО, которые не были выполнены, самые печальные показатели по уровню обеспеченности инфраструктурой для реагирования на ЧС. По плану обеспеченность должна быть на уровне 91,7%, а реально – 58,3%. Т.е., говоря проще – почти половина объектов не готова к ЧС. Значит, при крупной ЧС природного или техногенного характера, они будут разрушены, и представляют опасность для здоровья и жизни людей.
А ведь Байахметов является заместителем председателя областного штаба по предупреждению и ликвидации ЧС! Фактически именно он и есть исполнительный руководитель этого штаба, а возглавляет его аким области. Неизвестно – было ли вынесено Байахметову хоть какое-то взыскание за такой провал, хотя бы выговор.
Он курирует деятельность областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Несомненно, что Бакытжан Какенкаджиевич был в курсе всех обстоятельств проведения закрытого конкурса по обслуживанию и модернизации системы фотовидеофиксации и анализа, больше известной как система «Сергек» в Усть-Каменогорске. Того самого конкурса, скандал вокруг которого длится уже пять месяцев. В итоге получилось, что «за кулисами» определили нового подрядчика громадного объёма работ на сумму 10 млрд. тенге. Из-за того, что прежнего поставщика, создавшего эту систему и исправно её обслуживавшего пять лет, довольно бесцеремонно отодвинули, город на полгода остался без системы видеонаблюдения. Сейчас часть камер подключили к частным сетям различных фирм. Теперь будут строить ещё и государственную линию передачи данных, и потом, через год, снова переподключать камеры уже к этой сети, а значит, снова оставят город без наблюдения за ситуацией на дорогах и уличной преступностью. И зачем всё было ломать? Только ради 10 миллиардов?
Как главный «смотрящий» за дорогами, Бакытжан Байахметов, конечно, знает, как проходят ремонты. Он в курсе великой стройки капитализма – асфальтировании гравийно-грунтовой дороги от Усть-Каменогорска до села Новотроицкое протяжённостью 22 километра. Заместитель акима знает, что асфальт будут укладывать три года, в среднем по 7 километров в год! Но, видимо, он, как и его подчинённый, главный автодорожник области Нуржан Жумадилов считают такие темпы работ великим достижением. Поддерживает Бакытжан Байахметов и блестящее новаторство, изобретённое подрядчиком и управлением автодорог области. Заключается оно в том, что сначала уложили асфальт на 6 км дороги, а в этом году этот асфальт полностью разбили самосвалы, перевозящие стройматериалы для дальнейшего асфальтирования! И теперь здесь всё нужно переделывать, а пока ямы засыпали гравием. Советую Бакытжану Какенкаджиевичу лично посмотреть на эту новацию в реальности.
Бакытжан Байахметов «координирует деятельность областного штаба по вопросам подготовки области к зимнему периоду и стабильной работы объектов жизнеобеспечения в течение всего отопительного сезона». С подготовкой к зиме вообще случился анекдот. Министр энергетики РК Алмасадам Саткалиев на заседании правительства 8 октября сообщил, что запаса угля на Риддерской ТЭЦ хватит на 14 суток вместо норматива на 20 суток. «Заявление министра резко контрастирует с информацией, распространённой ранее самой Риддерской ТЭЦ, вероятно, по согласованию с местными властями. Тогда было официально заявлено о полном обеспечении 20-дневным запасом угля и полной готовности к зиме. Это расхождение в данных указывает на серьёзные проблемы в системе контроля и передачи информации, а также, возможно, на попытку скрыть реальное положение дел. Такое несоответствие информации вызывает обоснованные опасения относительно прозрачности и эффективности управления энергетическим сектором региона» - такая оценка была дана в республиканских СМИ. «Ситуация усугубляется тем, что, несмотря на завершение ремонта двух котлов и предстоящее завершение ремонта еще двух к 10 ноября, для бесперебойной работы в отопительный сезон необходимо иметь в постоянной эксплуатации не менее трёх котлов. Таким образом, даже при полном запуске всех отремонтированных котлов, запас прочности в случае поломок или непредвиденных обстоятельств остаётся крайне низким».
Вот лишь несколько известных фактов о деятельности только одного из заместителей акима области. Анализ работы остальных членов команды Кошербаева – в следующих материалах.
Бакытжан Байахметов «несет персональную ответственность за соответствие принимаемых постановлений акимата, решений и распоряжений акима области действующему законодательству и политике государства в сферах, соответствующих курируемым направлениям, а также исполнения протокольных поручений акима области и прочих документов организационно-распорядительного характера» - так записано в распоряжении Ермека Кошербаева о распределении обязанностей между его заместителями. И где она, персональная ответственность, если подчинённый даже не знает, сколько угля на ТЭЦ в Риддере?! Вот при таком уровне руководства и получается, что зима наступает внезапно.
К сожалению, у нас нет, и при этой системе вряд ли будет хоть какой-то вариант реальной персональной ответственности госуправления перед народом. Чиновники, конечно, несут ответственность. Но лишь перед вышестоящим начальством. Этим они и озабочены. От этого и зависит их карьерное продвижение. Поэтому и получается, что, например, уже потрачены 3 млрд. тенге на уличное освещение, и придётся потратить ещё почти столько же, а крупнейший город Востока страны живёт во тьме. Между тем, главный инициатор этой т.н. модернизации, и, вполне вероятно, главный бенефициар проекта Даниал Ахметов на фотографии из олимпийского Парижа в окружении стройных и длинноногих легкоатлеток. Один из кураторов проекта Алмасхан Сматлаев в столичном кабинете инспектирует региональные власти. Ещё один – Бакытжан Байахметов - в кресле заместителя акима ВКО. И Сматлаев, и Байахметов, наверняка рассчитывают на более высокие государственные должности. Всё идёт по-прежнему. Страдает и расплачивается за такие проекты, как и за всё происходящее в стране, простой народ, а у чиновников всё тип-топ, жизнь удалась.
Денис Данилевский
На фото 1 – встреча акима ВКО Д. Ахметова с управляющим директором ЕБРР по поводу проектов модернизации уличного освещения в Усть-Каменогорске и Семее. Справа от Ахметова – А. Сматлаев и Б. Байахметов. Фото пресс-слубы акима области.