Ровно год назад аким Восточно-Казахстанской области Ермек Кошербаев озвучил свою идею запустить на двух местных железнодорожных маршрутах «Оскемен 1 – Алтай» и «Оскемен 1- Риддер» вагоны с панорамными окнами.
«В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО сообщили, что по поручению акима ВКО Ермека Кошербаева прорабатывается вопрос запуска вагонов с панорамными окнами. Такой вид транспорта, по мнению чиновников, может привлечь путешественников, и в числе прочего будет способствовать развитию туризма в регионе» - такое сообщение появилось в сентябре прошлого года.
Этой, как сейчас принято говорить, креативной идее главы области, была посвящена статья «Смотреть на жизнь через панорамные окна», опубликованная 10 сентября 2023 года. https://flashpress.kz/blog/flash/178384.html
Прошёл год. В этом сезоне новых вагонов в составе поездов не появилось. Но пассажиры этим обстоятельством не очень расстроены. Самое главное – поезд до Алтая начал движение по летнему расписанию стабильно, и сразу с четырьмя, а потом и с пятью вагонами. Вагоны старые, советские, но зато плацкартные, очень удобные, потому что много полок. А для дачников это очень важно – есть куда поставить мешки, рюкзаки, вёдра, корзины, ящики с рассадой и т.д. Прежней «душиловки», когда бывало по три вагона, в этом году нет, ездить вполне нормально.
Неужели разум возобладал, и от идеи вагонов с панорамными окнами отказались? С этим вопросом мы обратились в управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО. Оказывается, нет. Идея жива, и над её воплощением в жизнь ведётся работа.
«На сегодняшний день вопрос запуска панорамных вагонов на социально-значимых железнодорожных маршрутах «Оскемен 1 – Алтай» и «Оскемен 1 – Риддер» актуален. Планируется запустить 2 вагона, для закупа вагонов имеется предварительная договорённость с ТОО «Боровское локомотивное вагоноремонтное депо». Источником финансирования определён областной бюджет, согласно коммерческого предложения ориентировочная стоимость одного вагона составит 180 млн. тенге», - сообщил в ответе на запрос редакции и.о. заместителя руководителя управления К. Акрамов.
Значит, всё-таки, руководство области одержимо стремлением привлечь туристов в наш край. В этом продолжается линия прежнего акима ВКО Даниала Ахметова. Он убеждал, что как только город Зыряновск будет переименован в Алтай, сюда сразу хлынет поток туристов. Переименовали. Но потока что-то не видно. Наверное, Даниал Кенжетаевич чего-то не учёл. Видимо, не хватает именно вагонов с панорамными окнами. Проедут туристы в поезде до города Алтая, полюбуются через панорамные окна на красоты Алтая, и больше уже не поедут во всякие Турции – Таиланды, их сердце навсегда останется здесь!
Действительно, поездка до Алтая на поезде может надолго остаться в памяти потенциальных туристов. Особенно осенью. В минувшую среду мне довелось проехать на этом поезде. Ночью была минусовая температура. К приходу поезда поднялась до 4-5 градусов тепла. В вагоне было очень холодно, даже, несмотря на тёплую куртку, шапку и обувь по сезону. Проводники, сами страдающие от холода, ничего конкретного о начале обогрева вагонов сказать не могли. А что они могут сказать? Когда дадут им уголь, тогда они и будут топить. Говорят, что даже не раньше 15 октября! В октябре вообще в ледышку можно превратиться в таком вагоне!
Вот и представьте, что будут думать туристы, путешествующие в ледяном вагоне, но с панорамными окнами! Да они скажут: «Будь проклят тот день, когда я здесь очутился!». Может быть, только россияне стойко перенесут эти тяготы, они, как и мы, привыкли к трудностям.
Чтобы отвлечься от холода, я завёл с попутчиками разговор о планах насчёт панорамных окон.
- Какие панорамные окна! Опять деньги куда попало потратят! Лучше вагоны пусть отапливают! – таково было мнение моих соседей.
Кстати, насчёт денег. Действительно, получается, что 360 млн. тенге потратят на 2 вагона. И закупать их собираются не на вагоностроительном заводе, а в Боровском вагоноремонтном депо, расположенном в г. Щучинск Акмолинской области.
На сайте предприятия https://blvrd.kz/ можно узнать, что занимается депо только капитальным ремонтом пассажирских вагонов с продлением срока службы. Нетрудно предположить, что для поездов на Риддер и Алтай переделают советские плацкартные вагоны. Скорее всего, снесут перегородки между купе, установят вместо полок для пассажиров мягкие сиденья, и расширят окна, сделав их подобием панорамных. А нужно для этого тратить почти миллион долларов из бюджета? Видимо, кому-то очень нужно, но только не пассажирам поездов на Алтай и Риддер. А уж новые вагоны с настоящими панорамными окнами, которые выпускают только в дальнем зарубежье, и вовсе стоят под миллиард тенге.
«Кому передавать эти вагоны на баланс? Что с ними делать дальше? Отдавать в аренду фирме, осуществляющей пригородные перевозки (сейчас это ТОО «Solux Express»)? Когда окупятся затраты на такие вагоны, если билет до Алтая стоит несколько сот тенге? Когда повалит поток туристов?» - эти вопросы были заданы в прошлогодней статье. Ответов на них пока нет.
«Страшно далеки они от народа» - эта бессмертная ленинская фраза с абсолютной точностью характеризует нынешнюю власть. Министры, акимы, начальники управлений, департаментов, комитетов, отделов, да и сам главный управленец страны живут в своём прекрасном мире, ничего общего не имеющем с реальной жизнью народа. Время от времени у них появляются различные идеи, подобные идее запуска вагонов с панорамными окнами». Это также отрывок из статьи от сентября 2023 года. Прошёл год, а вряд ли что-то можно добавить, или убавить. Всё идёт по-прежнему.
А Ермек Кошербаев продолжает выдвигать идеи насчёт поездов. На днях на совещании он сказал, что нужно поезда в Риддер и Алтай сделать более комфортными. Но под комфортом аким области имел вовсе не обогрев вагонов. Он предложил, чтобы у пассажиров была возможность попить чай или кофе. Кстати, для этого в вагоне должен быть горячий титан с кипятком, если глава области не в курсе
Денис Данилевский
На фото:1. вид из окна – обычного, не панорамного; 2. даже в тёплой куртке и шапке в вагоне трудно согреться; 3. скриншот сайта Боровского вагоноремонтного депо.