И никакие печали пассажиров общественного транспорта не способны пробить чиновников, руководящих этой отраслью в областном центре ВКО. Они невозмутимы и упорно доказывают, что с транспортом всё нормально.
7 августа я направил открытое обращение к депутатам городского маслихата под названием «Решить многолетние проблемы работы общественного транспорта в Усть-Каменогорске!» https://flashpress.kz/blog/flash/178554.html
Напомню требования к депутатам: «1. Внести и рассмотреть вопрос о решении проблем городского общественного транспорта на сессии городского маслихата и принять меры по улучшению работы автобусов, трамваев, маршрутных такси в целом, и, особенно в утренние и вечерние часы. Особое внимание уделить организации рейсов к ж/д вокзалам к прибытию и отправлению поездов, к аэропорту и автовокзалу, а также увеличить число рейсов к крупным промышленным предприятиям. Решение проблем общественного транспорта поставить на особый и регулярный контроль с привлечением общественности и избирателей.
2. Принять меры для организации пополнения транспортных карт онлайн.
3. Охватить личным депутатским контролем движение общественного транспорта в своих избирательных округах, особенно в утренние и вечерние часы, в том числе и негласными контрольными поездками.
4. Поставить перед акимом Усть-Каменогорска вопрос о несоответствии занимаемой должности руководителя городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог и руководителя Центра управления пассажирскими перевозками».
Председатель УК гормаслихата Александр Светаш в ответе на обращение проинформировал, что вопрос о работе общественного транспорта был рассмотрен на сессии 23 мая. Комиссия по вопросам бюджета, строительства и транспорта планирует рассмотреть ход исполнения решений сессии и поднимаемые в обращении проблемы. Кадровый вопрос по руководителю Центра управления пассажирскими перевозками уже решён, с 5 августа его возглавляет Арман Искаков – бывший заместитель акима города.
В минувшую пятницу заседание комиссии состоялось. Отчёт руководителя городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Абазала Маулетханова был предельно коротким, словно никаких проблем с общественным транспортом в Усть-Каменогорске нет. Он сообщил, что активно идёт обновление автобусного парка города, в этом году будет закуплено 70 новых автобусов и 45 маршруток. Восстанавливается движение маршрутных такси в ряд отдалённых районов города, в частности №224, 228. Регулярность движения автобусов составила 91%.
Оптимистичной была и информация нового руководителя ЦУПП. Он сказал, что при такой регулярности движения нет никаких оснований предъявлять претензии к перевозчикам. Хотя, с одним из перевозчиков – ТОО «Таксопарк», договор уже расторгнут. Микроавтобусы «Таксопарка» пока продолжают работать на маршрутах 246 и 260. Но как только будут закуплены 20 новых микроавтобусов, на эти маршруты выйдет новый перевозчик. Арман Искаков напомнил, что жители Аблакетки подавали в суд на акима города из-за плохой работы автобусов ТОО «Бахытжол». Улучшения есть, но они носят не постоянный характер. Отметил, что нужны новые маршруты и в бурно растущий 19 микрорайон. Но в ближайшей перспективе есть возможность запустить туда только микроавтобусы. Вряд ли это сильно поможет жителям этого района, где уже проживают более 20 тысяч человек. Ведь руководство города не придумало ничего лучшего, чем просто продлить действующие маршруты в направлении КШТ до этих новостроек. Но, к сожалению, пока никто не изобрёл резиновые автобусы, которые могли бы раздуваться с увеличением входящих в них пассажиров. В реальности получается, что уже с конечной остановки в часы пик автобусы в левобережье идут забитыми под завязку, и на следующих остановках пассажиры просто физически не могут попасть в салон. Таким неудачникам приходится либо выходить раньше и ехать вкруговую, но зато гарантировать себе место в автобусе, или вызывать такси, чтобы добраться до работы.
Кстати, никто уже и не вспоминает о государственном заказе на составление новой схемы маршрутов в Усть-Каменогорске, который выполнял НИИ транспорта из Алматы. По информации председателя маслихата Александра Светаша, все их предложения свелись к тому, чтобы маршруты не были такими длинными. Учёные рекомендовали сделать конечные остановки вблизи городских мостов, а далее пассажиры могут следовать в нужном направлении с пересадкой. Прикинув, что поездки с 2-3 пересадками вряд ли обрадуют жителей города, власти не стали внедрять такую схему. Однако это не помешало им заплатить НИИ за такое исследование 30 млн. тенге из бюджета!
Основной накал обсуждения пришёлся на проблему движения транспорта в ранние утренние часы и вечером. Автору обращения к депутатам предоставили слово, и мне пришлось развеять оптимистичный настрой чиновников, ведающих общественным транспортом. Прежде всего, вернуть их из мира прекрасных цифр на грешную землю.
Великое достижение в 91 % регулярности основывается на графике движения, составленном ЦУПП. Первые рейсы в основном выходят в 6.20-6.30 или около 7 утра, а уже в 18.30 – 19.00 на части маршрутов движение завершается. К 20.00 в парк уходят практически все. Например, такой важный маршрут, как №46, от УК вокзала до пр. Есенберлина, связывающий центр и левобережный район с 70-80 тыс. населения, в последний рейс уходит в 19.46! Лишь на двух маршрутах (12 и 60) есть график после 22.00, но не факт, что этот график соблюдается. При таком подходе очень легко достичь 100% регулярности. Можно сделать 6 ходок в день – три утром и три вечером, и будет 100%! Кстати, в дневное время перерывы в движении на многих маршрутах достигают 1,5 – 2 часов!
Такой график начальник ЦУПП объяснил очень просто. Вечером перевозчикам ездить невыгодно. Пассажиров мало, а затраты на бензин, зарплату водителям и кондукторам, износ транспорта немалые. И здесь чиновник слукавил, продолжил свою игру с цифрами. Ведь доходы перевозчиков складываются из общего количества пассажиров в день. Есть рейсы, когда салон набит, как килька в консервной банке. Днём, естественно, пассажиров поменьше. Доходные рейсы в часы «пик» позволяют покрывать затраты на движение в вечернее время. Поэтому аргумент о невыгодности вечерних рейсов совершенно несостоятельный. Ещё нужно разобраться – почему мало пассажиров вечером? Потому что люди вообще не хотят выходить из дома, или потому, что жители города знают, что в тёмное время суток автобусы уже сходят с линии? Если народ будет уверен, что вечером есть транспорт, наверное, город не будет таким вымершим, как сейчас. Четверть века назад, в те самые 90-е, можно было без проблем в 11 вечера уехать с КШТ на маршрутке до вокзала и успеть на поезд. После 23.00 у кинотеатра «Юбилейный» стояла целая вереница маршруток. Как только заполнялась первая из них, сразу же подъезжала следующая. И так до полуночи. А сейчас хуже, чем в 90-е!
А кто подумал о затратах жителей? 6 поездок в общественном транспорте стоят 540 тенге. Но рано утром и вечером транспорта нет, поэтому у меня 6 поездок на ж/д вокзал и с вокзала домой на такси обошлись в 10 750 тенге! Сейчас эти расходы выросли на 5500 тенге (ещё три вызова такси), вместо 810 тенге получается 16 250. Такие затраты вынуждены нести и пенсионеры – дачники, люди пожилого возраста, это колоссальные расходы. Печатного станка у народа нет, и с неба деньги не падают! А руководитель ЦУПП заявляет: прежде чем запускать вечерний рейс, нужно провести исследование! Да вы выйдите из своих кабинетов, и оторвите зад от мягкого кресла, посмотрите, хотя бы, сколько пассажиров приезжает на вечернем поезде – вот и всё исследование! Может быть, нужно провести другое исследование – об эффективности работы управленцев общественного транспорта и о соответствии их зарплаты конечному результату? И вполне логичным было бы ввести обязанность для этих управленцев самим ездить на работу и обратно не на служебной машине, а на автобусах, маршрутках и трамваях, чтобы лучше владели реальной обстановкой.
Я предложил ввести повышенный тариф для вечерних рейсов. Заплатить, к примеру, 200 тенге за билет гораздо дешевле, чем выкладывать тысячи за поездки на такси. Но и тут чиновники нашли «отмазку» - дескать, такая попытка уже была, но департамент юстиции не зарегистрировал это решение, как незаконное. Да, но это было много лет назад. Сейчас полномочия местных органов власти расширились, и нужно решать этот вопрос, что-то делать, а не рассказывать сказки о прекрасной регулярности движения.
Свои претензии власти высказали и перевозчики. Говорили о состоянии дорог. Разбитые улицы не позволяют соблюдать расписание, ломается транспорт, а отдел ЖКХ штрафует за нарушение графика. Сетовали на нехватку водителей, в том числе из-за требований по возрасту и опыту работы в категории D1. С просьбой отменить эти явно нереальные требования в МВД обращались депутаты городского маслихата. Но из полицейского ведомства пришёл ответ, что Казахстан соблюдает международную конвенцию по безопасности движения.
Но главная проблема – выплата субсидий и их размер. Дело в том, что в надежде на стабильное получение субсидий, перевозчики стали закупать новый транспорт. Общая сумма займов в банках уже превысила 5 млрд. тенге. Но субсидии поступают несвоевременно. Уже конец августа, а ещё не перечислили за июль. К тому же, непонятно, как вообще будет с субсидиями осенью. Оказывается, власти заведомо знали, что сумма субсидий недостаточная.
- Выделенных из областного бюджета 4,2 млрд. тенге хватает только на 7 месяцев, - пояснил руководитель ЦУПП Арман Искаков. – До конца года необходимо ещё 3-3,5 млрд. тенге. Сейчас бюджетная комиссия рассматривает эту заявку. А вообще в других городах на субсидии выделяют больше средств. Например, в Семее – 6,9 млрд. тенге, а в Караганде 20 млрд.
Вот так и работают наши управленцы. Они знали, что субсидий хватит лишь до июля, но не почесались, чтобы решить этот вопрос заранее. Теперь перевозчиков поставили перед проблемой – как платить кредит и проценты? Арман Искаков пообещал, что будут вести переговоры с банками об отсрочке, и остановки работы транспорта никто не допустит. А без этих трудностей никак нельзя? Или это особенность нашей власти – сначала создавать трудности, потом их преодолевать?
Пассажиры не могут доехать в нужном направлении утром и вечером, и даже средь бела дня. Не могут элементарно зачислить деньги на транспортную карту, потому что пунктов оплаты становится всё меньше, а пополнение онлайн возможно сделают лишь в декабре. Причём, речь идёт уже об установке вообще новой системы электронной оплаты! Значит, снова затраты на сотни миллионов. Полно проблем и у перевозчиков. Всё хорошо только у чиновников.
После заседания комиссии у меня было тоскливое чувство безнадёжности. Не видно ни малейшего намёка, что станет лучше. И не только в общественном транспорте.
Денис Данилевский
На фото 1-2 – пассажиры ждут на остановке УК вокзал. Фото 3 – время 21.40, транспорта нет. Фото сделаны 18 августа.