На огромной части Казахстана – наводнение. Затоплены целые населённые пункты, вода разлилась на десятки квадратных километров, эвакуированы тысячи жителей. Многие водохранилища заполнены и переполнены. Последствия этого бурного паводка 2024 года придётся ликвидировать долго. Не скоро люди отойдут от пережитого стресса, восстановят свою прежнюю жизнь. Власть всё объяснила природными катаклизмами. Как всегда, весна с резким потеплением наступила внезапно. Внезапно начал таять и обильно выпавший в феврале снег. К счастью, пока удалось избежать больших человеческих жертв.
При таком потоке воды говорить о её дефиците как-то странно. Но именно об этой проблеме практически в каждом своём выступлении упоминает президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Вот и в своей недавней масштабной речи на заседании Национального Курултая глава государства не обошёл этот вопрос стороной.
«Взять, к примеру, водный вопрос – откровенно говоря, у нас отсутствует культура бережного водопотребления. Тогда как во всем мире хорошо понимают, что вода – это ресурс будущего. Для Казахстана, уже сейчас столкнувшегося с дефицитом воды, данная проблема особенно актуальна».
1 сентября прошлого года президент в своём послании народу Казахстана привёл неутешительный прогноз: «С учетом тенденции роста населения и экономики к 2040 году дефицит воды в Казахстане может достичь 12-15 миллиардов кубических метров».
В числе мер по экономии воды президент назвал и новую тарифную политику: «Сверхнормативное потребление воды будет равно повышенному тарифу».
В феврале уже было заявлено о введении норм потребления воды на одного человека и дифференцированных тарифах . «Тариф на питьевую воду, по данным Министерства водных ресурсов и ирригации РК, по группам будет дифференцироваться следующим образом:
І группа – с потреблением до 3 куб. м. в месяц, применяется действующий тариф (потребляют 49% населения);
ІІ группа – с потреблением от 3 до 5 куб.м. в месяц, тариф выше на 20% от действующего тарифа (потребляют 20% населения);
ІІІ группа – с потреблением от 5 куб.м. до 10 куб.м. в месяц, тариф выше на 50% от действующего тарифа (потребляют 20% населения);
ІV группа – с потреблением свыше 10 куб. м. в месяц, тариф выше на 100% или 2-х кратного от действующего тарифа (потребляют 11% населения).
- При применении данного подхода, дополнительный доход по стране, по данным Министерства национальной экономики, составит порядка 13 млрд. тенге. Данные средства субъекты естественных монополий обязаны направлять по целевому назначению для реконструкции сетей и оборудования, для снижения уровня изношенности сетей и уменьшению потерь, - сообщил министр Нуржан Нуржигитов во время круглого стола в Мажилисе». Источник https://www.inform.kz/ru/tarifi-na-vodu-dlya-kazahstantsev-povisyatsya-na-20-50-i-100-v-zavisimosti-ot-potrebleniya-9bd023
В конкретных тарифах для потребителей в Усть-Каменогорске пока этого нововведения нет. В областном центре действуют тарифы, утвержденные 25 декабря 2023 года, причём тарифы долгосрочные. Повышение расписано до 30 июня 2027 года. Самое ближайшее повышение ожидает потребителей уже с 1 июля. Для физических лиц стоимость воды и услуг канализации довольно низкая – 59,35 и 63,77 тенге за кубометр соответственно. Но такая стоимость обеспечивается очень высокими тарифами для бюджетных организаций – 1314,88 тенге за кубометр воды и 308,37 тенге за кубометр водоотведения: в 20 и в 5 раз выше, чем для физлиц. Получается, что растут расходы бюджета на оплату коммунальных услуг. А бюджет – это народные деньги, значит, снижается финансирование других важных расходов. Но если уже заявлено о введении норм потребления воды и повышении тарифов при потреблении выше нормы, то введение нормирования воды и таких тарифов – лишь вопрос времени, причём самого ближайшего.
Вспоминаю 60-70 годы прошлого века. Тогда наступление второго тысячелетия представлялось таким рубежом, когда произойдёт просто мощнейший рывок и в развитии всего человечества, и в развитии самого человека.
Например, английский писатель Артур Кларк в 1960 году составил таблицу будущих достижений человечества. 1980 год – высадка людей на планеты. 1990 год – овладение термоядерной энергией. 2000 год – заселение планет, добыча полезных ископаемых из моря, искусственный разум. 2010 год – управление погодой. 2020 год – управление наследственностью, аппараты для зондирования межзвёздного пространства. 2030 год – установление контакта с внеземными цивилизациями. В 2070 году, как представлял Артур Кларк, человечество сможет управлять климатом, в 2090 году решить проблему бессмертия человека, а на рубеже XXII века, в 2100 году произойдёт встреча с инопланетными разумными существами.
На календаре - середина третьего десятилетия XXI века. И что же мы видим? Вместо высших достижений, рывка науки и техники, совершенствования человека – нехватка и нормы потребления воды – непременного условие существования жизни! Людей призывают перейти к употреблению в пищу насекомых, чтобы снизить «парниковый эффект»! Человечество не может определить – откуда взялся опасный вирус, и не находит другого способа его победить, кроме как запереть людей по домам, запретить выходить на улицу, общаться. Вместо стремления к бессмертию – легализация эвтаназии в «цивилизованных» странах. И это XXI век, наступления которого когда-то ждали с замиранием сердца?!
«Воды бы глоток!» - вот вполне реальные перспективы, а не термоядерная энергия, бессмертие, внеземные цивилизации!
Вот выдержки из солидного документа под названием «Генеральная схема комплексного использования и охраны водных ресурсов», утверждённого правительством РК 8 апреля 2016 г. Очень тревожная картина нашего водного, или, вернее, безводного будущего.
«Особенно большие риски могут возникнуть в водообеспечении водохозяйственных комплексов, включая энергетику, судоходство и другие, и в поддержании экологического равновесия в бассейнах рек Или и Ертис в связи с ростом отъёмов воды из этих рек в Китайской Народной Республике.
Введение водосберегающих технологий в бассейне реки Или на территории Республики Казахстан обеспечивает некоторый резерв водных ресурсов для пополнения озера Балхаш. Однако этих мероприятий недостаточно для поддержания уровня озера на предельной отметке. При наступлении маловодной фазы процессы высыхания и засоления озера усилятся. Если водозаборы по реке Или в Китайской Народной Республике значительно превысят 5 куб. км., а деградация горного оледенения в бассейне прекратится, то появятся еще большие дефициты стока, которые повлекут за собой резкое падение уровня озера и развитие ситуации по Аральскому сценарию. И что не менее важно, дефициты стока приведут к значительному увеличению минерализации Западной части озера. Это осложнит использование озера для водоснабжения города Балхаш и его предприятий».
Как при таких перспективах обмеления и засоления Балхаша здесь планируют строить АЭС – непонятно. Ведь атомная станция требует большого количества воды, даже современный реактор называется водо-водяной.
О возможном негативном развитии в бассейне реки Ертiс. «Увеличение водоотъемов в Китайской Народной Республике из реки Кара Ертис более чем на 3 куб. км. станет серьезной проблемой для водообеспечения в бассейне реки Ертис в Республике Казахстан и Российской Федерации. Прогнозируемые последствия снижения стока реки Кара Ертис при таких изъятиях воды в Китайской Народной Республике могут быть следующими: 1) падение уровня озера Зайсан; 2) разделение Бухтарминского водохранилища и озера Зайсан со снижением регулирующей ёмкости; 3) повышение минерализации ертисской воды; 4) ухудшение рыбохозяйственных, экологических условий в бассейне и обводнения поймы; 5) снижение уловов рыбы; 6)существенное снижение выработки электроэнергии на ертисском каскаде ГЭС; 7) ухудшение условий, вплоть до прекращения, судоходства по реке Ертис. Таким образом, если не будет достигнут достаточно высокий уровень выполнения обязательств по международным договорам о вододелении с сопредельными государствами, то возникнут реальные угрозы для развития экономики, экологической устойчивости Республики Казахстан в результате нехватки водных ресурсов».
Не лучше ситуация и в других водных бассейнах страны, на Юге, Западе, Севере, в Центре.
«Мы приступаем к модернизации водного сектора. Планируется построить 20 новых и реконструировать не менее 15 действующих водохранилищ, модернизировать и оцифровать более 3500 километров каналов. Это позволит к 2027 году обеспечить дополнительно около двух кубических километров воды», - о таких планах сообщил Касым-Жомарт Токаев в ноябре прошлого года на казахстанско-российском форуме межрегионального сотрудничества.
Но и этого явно мало. В «Генеральной схеме комплексного использования и охраны водных ресурсов» предусмотрен план в случае самого худшего развития ситуации.
«В противном случае понадобится реализация радикальных мер: 1) в бассейне реки Жайык (Урал – ред.) – переброска воды из реки Волга; 2) в бассейне реки Сырдарья – переброска вод реки Ертис и сибирских рек из Российской Федерации; 3) в бассейне озера Балхаш – строительство плотины с регулируемым водосбросом в проливе Узун-Арал для сохранения Западного Балхаша, переброска части стока восточных рек (река Каратал и другие) в бассейн реки Или; 4) в бассейне реки Ертис – изыскание резервов воды на казахстанской территории (дополнительное регулирование стока: строительство второй очереди Шульбинского водохранилища, строительство водохранилища на реке Уба и регулирование стока малых рек, не доносящих свой сток до Ертиса, борьба с потерями стока и переброска стока рек Кара-Каба, Ак-Каба и Белезек в реку Алкабек, впадающую в реку Кара Ертис на казахстанской территории).
При этом необходимо учитывать, что для строительства второй очереди Шульбинского водохранилища потребуется 7 – 10 лет относительного благополучия, а также строительство связано со значительными негативными последствиями (затопление реликтовой рощи, сельскохозяйственных земель и другие). При отсутствии возможности ввода в действие второй очереди Шульбинского водохранилища с многолетним регулированием стока возникнут реальные угрозы для развития экономики, так как придется значительно урезать объёмы водопотребления, а отрасли оставить на уровне современного состояния, без развития».
И, скорее всего, именно такие радикальные меры и придётся применять. А это колоссальные средства, триллионы тенге, колоссальные материальные и людские ресурсы, технологии, межгосударственное сотрудничество. Способно ли нынешнее государство воплотить в жизнь такие грандиозные планы? Кто будет нести бремя столь громадных затрат? Как всегда, население, за счёт повышения тарифов и налогов, снижения социальных статей бюджета? Пока ответов на эти вопросы нет. Власть в ручном режиме ликвидирует последствия потопа. А что дальше?
Денис Данилевский
Иллюстративное фото из Интернета