Тряхнуло…

Газета "Flash!"

  В Иерусалиме есть вход в Ад. Своё право на вход в преисподнюю могут заявить США, Таджикистан, Туркмения. В Казахстане, похоже, также появились свои врата Ада после страшной трагедии в Павлодарской области. Ночью 4 января на территории АО «Майкаинзолото» в образовавшийся котлован упал автобус с пассажирами. Автобус упал на глубину 150 метров. В нём находились водитель и три спасателя. Тела двух погибших обнаружены. Ещё два человека до сих пор не найдены, как и автобус. Супруга одного из спасателей  обратилась к президенту с просьбой ускорить поиски, попросить  помощи у спасательных служб других стран. Она считает, что её муж ещё жив, она и пятеро детей, также как и семья другого пропавшего, ждут и надеются. Жители домов, расположенных в 300-400 метрах от места ЧП боятся, что уйдут под землю вместе со своими жилищами.

 Депутат мажилиса Амантай Жарынбек заявил, что никто не был предупреждён о том, что на месте падения раньше была шахта, над которой проложили дорогу. Опасная зона даже не была огорожена. АО «Майкаинзолото» добывает золото, серебро, медь  и цинк, но не вкладывает средства в социальную сферу посёлка.

«100% акций этого АО принадлежат компании RENCE ENTERPRISES LTD, которая находится на Кипре. Компания принадлежит бизнесмену Милану Поповичу. Кто контролирует работу этих лиц, которые наживаются на богатстве нашей страны?» – заявил депутат.

 Вот так трагически начался високосный год в Казахстане. А сегодня ночью тряхнуло в Алматы. 5 баллов – это серьёзное землетрясение. На данный момент сообщили о 44 пострадавших, среди которых и те, кто выпрыгивал из окон.  Не работали сирены, не было рассылки СМС-оповещений. Как показано на видео, не все пункты приёма граждан были открыты, люди стояли на улицах в морозную погоду, некоторые в лёгкой одежде. Разрушений нет. Понятно, что жители ещё не успели осмотреться в своих домах и квартирах и оценить ущерб – трещины, состояние потолков, стен и т.д. Самое главное – нет жертв.

 Наверное, это была проверка готовности мегаполиса к серьёзному землетрясению. Сейсмологи уже заявили, что с вероятностью в 70% сильных землетрясений до 7 баллов в Алматы в ближайшие дни не ожидается. Но 30% вероятности такой стихии остаются. Что конкретно означает «ближайшие дни» - не уточняется. День, два, три, неделя?  

 Почему сейсмологи не могут сделать более долгосрочный прогноз? Директор национального научного центра сейсмологических наблюдений и исследований Даулет Сарсенбаев заявил на брифинге, что сейсмических станций в стране не хватает. В Казахстане 70 сейсмостанций и 25 пунктов наблюдения, из них 50 на территории Алматы и Алматинской области, частично – в области Жетiсу и Жамбылской. 28 станций в Алматы, системы раннего оповещения установлены в прошлом году и работают в тестовом режиме, производится калибровка оборудования под местные грунты. Выходит, что из 50 реально работают лишь 22.  Кстати, на систему раннего оповещения о землетрясениях в Алматы потратили 1,1 млрд. тенге, но, получается, что она ещё не работает.

 Странно, что никакой актуальной информации на сайте научного центра сейсмологических наблюдений и исследований нет.  В рубрике «Оперативная информация» вообще пусто. Сложно найти сведения о проводимой научной работе. Зато опубликована заметка об участии в общегородском субботнике 9 апреля прошлого года.

 Некоторые научные работы сотрудников института опубликованы в журнале «Известия Национальной академии наук РК». Из этих работ можно узнать, что была проведена оценка сейсмической опасности территорий областей и городов Казахстана на современной научно-методической основе в  2021-2023 гг. Составлены карты сейсмической опасности. Они помогают планировать  гражданское и промышленное строительство, разрабатывать ПСД с учётом сейсмостойкости зданий.

 Проведено и сейсмическое микрозонирование Алматы, составлены карты. Учёные определили, что большинство ранее выявленных тектонических разломов сейчас уже не выражены.  

  На научные исследования в нынешнем году институту сейсмологии выделят 4-5 млрд. тенге. Об этом заявил министр науки и высшего образования Саясат Нурбек.

  При строительстве сейчас используется Еврокод 8 «Проектирование сейсмостойких конструкций».  Основной параметр – аварийные предельные состояния, т.е. состояния, связанные с обрушением или другими видами разрушения конструкций, которые могут поставить под угрозу безопасность людей. Еврокод был принят в РК с 2015 года, а с 2020 года, оказывается, действуют только европейские нормы в строительстве. Так что – теперь можно не беспокоиться о запасе прочности новых зданий, их сейсмической устойчивости?

  Пока ответить на этот вопрос сложно, адресуем его профильному ведомству и специалистам. Нормы – это одно, а реальная жизнь – это другое. В Казахстане немало печальных примеров, когда новенькие дома, принятые государственной комиссией, в мгновение ока складывались, как карточный домик  и без землетрясений.

 А вот «точечное строительство», изуродовавшее облик городов, вряд ли выдерживает подобные нормы безопасности. Расположение таких зданий впритык к уже возведённым ранее противоречит даже здравому смыслу, не то что нормам. Как идеально располагать здания, видно на примере улицы Бурова в Усть-Каменогорске.  Девятиэтажки стоят торцом к проезжей части, а пятиэтажи вдоль проезжей части, но удалены от неё вглубь. Если вдруг девятиэтажка разрушится, то при падении никак не заденет пятиэтажку, обломки упадут как раз на пространство между дорогой и домом. Хорошо виден разрыв между домами и в других частях города советской постройки. При точечном строительстве руководствовались не нормами безопасности, а соображениями прибыли застройщика. Воткнуть здание в существующую застройку, чтобы оно располагалось в оживлённом районе, и подсоединить к уже проложенным инженерным сетям – вот какие интересы двигали и тех, кто строил, и тех, кто выделял землю.

 Вызывает вопросы и новое строительство в областном центре ВКО. Новостройка  в левобережной части города ведётся на участках с грунтовыми водами. Если удалось наблюдать стройку с самого начала, то можно видеть, как вырытый котлован мгновенно превращается в небольшое озеро. Потом участок обносят забором и месяца 2-3 откачивают воду. Какова  устойчивость зданий на таком грунте? А ведь наша область относится к сейсмически активной зоне. По данным областного департамента по ЧС за последние 10 лет на территории области произошло более 20 случаев землетрясений менее 6 баллов. Жертв и разрушений не зарегистрировано. Старожилы помнят сильное землетрясение в Зайсанском районе в 1990 году, в Усть-Каменогорске тогда также хорошо тряхнуло.

 Слава Богу, что последствия землетрясения в южной столице оказались незначительными.  Получились своеобразные учения, только в реальности. Будут ли сделаны выводы после этого «реалити-шоу»? А високосный год только набирает свой темп.

 

           Денис Данилевский

Фото из Интернета