Путевые заметки: священные воды Иордана

Газета "Flash!"

 «На водоемах Восточного Казахстана в Крещенскую ночь  искупалось  более трех тысяч человек, из них более  300 детей. Обряд купания  прошел в  19-ти официально подготовленных местах. Основной наплыв людей был в городах Усть-Каменогорск, Риддер и Алтай.  В Усть-Каменогорске обряд купания прошли более 1200 человек, в прорубях  Риддера – около 1400 человек, в  районе Алтай – более 700 человек, в районах искупались порядка 200 человек» - сообщает пресс-служба ДЧС ВКО.

 Крещенский день продолжается, и, наверное, число окунувшихся в прорубь, которая называется иорданью, ещё увеличится. Сама традиция окунаться в ледяную воду в праздник Крещения Господнего возникла не так давно. Издревле в этот день в церкви освящают воду, и она считается целебной, верующие приходят в храм за такой водой. Окунаться в иордань в массовом порядке раньше  не было принято. Это делали только желающие, и только по благословению священника, после исповеди и причащения. Наверное, так стремились смыть грехи те, кто чувствовал их за собой немало.

 Массовые окунания пришли к нам на излёте перестройки. Это один из примеров, как народ сам, явочным порядком  устанавливает традиции. Церкви ничего не оставалось делать, как подстроиться к этому новоявленному обряду. Плохого в нём ничего нет. Судя по всему, традиция прочно вошла в нашу жизнь, причём, не только у православных.

 В этот день я всегда вспоминаю, как 10 лет назад нам с женой довелось пройти второе Крещение на реке Иордан. В августе 2014 года мы побывали в Израиле. Положение там было тревожное. На границе с Сектором Газа произошло очередное обострение. Израиль начал военную операцию «Нерушимая скала».  Поток туристов резко сократился. Но въезд в страну не был закрыт.

 Сектор Газа – наверное, самое уникальное административно-территориальное образование в мире. Юридически Сектор находится в составе Израиля. Входит он и в состав Палестинской автономии, также являющейся частью государства Израиль. Но фактически Сектор не подчиняется ни властям Израиля, ни властям Палестины. По решению  ООН в 1948 году на находящейся под мандатом Великобритании Палестине должно было быть создано два государства: Израиль и Палестина. Этот план был поддержан и Советским Союзом, что и сыграло решающую роль в его принятии. Но, к сожалению, реальность оказалась жестокой. Часть земель, предназначенных для арабского государства, практически сразу была оккупирована  Израилем. «Под шумок» Сектор Газа прибрал к рукам Египет, и так было до 1967 года. В результате Шестидневной войны 1967 года сектор перешёл под контроль Израиля. В 2005 году Израиль провёл одностороннее размежевание, все израильские жители и военные покинули территорию сектора. В 2006 году на выборах в Палестинскую законодательную Ассамблею в Газе победила организация ХАМАС (Исламское движение сопротивления). В то же время правительство Палестины состоит из представителей движения ФАТХ (Движение за национальное освобождение Палестины). ФАТХ придерживается политики переговорного процесса с Израилем, усиления международного влияния на  его руководство с целью постепенного расширения прав автономии и дальнейшего признания независимости Палестины в границах, определённых ООН в 1948 году. ХАМАС стоит на другой, более радикальной позиции – завоевания независимости боевыми действиями. В результате этой внутрипалестинской конфронтации ХАМАС отказался признавать власть ФАТХ, и полностью контролирует Сектор Газа.

 Тот путь, который выбрали ХАМАС и Израиль – абсолютно тупиковый. Террористическая атака на израильские поселения 7 октября прошлого года и ответное уничтожение Газы, десятки тысяч убитых мирных жителей, тысячи погибших детей, разрушение домов, больниц, никогда не приведут к решению арабо-израильского конфликта. Взаимная ненависть только разжигается, социальные проблемы палестинцев усугубляются, а это значит, что взамен убитых боевиков ХАМАС в строй встанут тысячи новых, обуреваемых жаждой мести.  К тому же, палестинцы десятилетиями воспитаны на идее национального освобождения, вполне естественном чувстве жителей оккупированной территории. А вообще Великобритания и США, похоже, сознательно поддерживают в этой узловой точке Ближнего Востока постоянный огонь, то вяло тлеющий, то вспыхивающий со страшной силой. Так выгоднее держать регион под контролем и в нужный момент подносить спичку.

 Но вернёмся в август 2014 года. Ночь мы повели в гостинице на палестинской части Иерусалима. Гостиницы здесь гораздо дешевле. Ранним утром мы выехали в путь. Преодолели мощную разделительную стену между израильской и палестинской частями города со строгим контролем на блок-постах. Иерусалим жил обычной утренней жизнью, народ спешил по делам, обращало на себя внимание только большое количество вооружённых патрулей с автоматами наизготовку. Как пояснила нам гид, в связи с обострением ситуации, при малейшем подозрении патрули имеют право стрелять на поражение без предупреждения.

 Через час, преодолев пустынную местность с редкими поселениями, мы приехали к Иордану в местечко Вифавар.  Сама река несколько разочаровала. Конечно, мы понимали, что это не Волга, и не Иртыш. Но узенькая речушка как-то не совсем соответствовала представлению о священном месте, где Иоанн Креститель крестил Христа. Здесь произошло и Богоявление, в образе голубя ни Иисуса сошёл Святой Дух, указав на его избранность и миссию Спасителя.

 Ширина Иордана – метров 15- 20, не более. Течение довольно бурное, поэтому вода мутная. Река  разделена  деревянной перегородкой в том месте, где и происходит омовение. Одна часть – израильская, другая – уже территория Иордании. Меня периодически одолевала мысль перейти через эту перегородку и ступить на иорданский берег. Ведь до него всего несколько метров. И никаких пограничников и пограничных  знаков. На израильской территории граница видна повсюду, стоит только оглядеться. Совсем недалеко колючая проволока с запрещающими знаками. А на иорданском берегу только такие же ступеньки к воде под навесом. В тенёчке, сидя на стуле, в расслабленной позе дремал мужчина в гражданской одежде. Чуть дальше виден  православный храм. Это храм Иоанна Предтечи (Крестителя).  Но благоразумие взяло верх. Восток – дело тонкое, а незаконное пересечение границы в любой стране тяжкое преступление. Провести несколько лет в иорданской тюрьме – перспектива не очень привлекательная. Да и не для авантюрных развлечений приехали мы в это святое место. 

 В нашей группе были люди разных национальностей из бывшего СССР, и даже туристы из Польши. Окунуться в Иордан пошли все. Прежде чем войти в реку, нужно было надеть длинные  белые рубахи. Заходить в одних  плавках и купальниках в святые воды нельзя. Рубахи с нанесёнными библейскими картинами предусмотрительно были приобретены в палестинской сувенирной лавке.

Берег высокий и крутой, но спускаться по ступенькам удобно,  дно также устлано деревом. Стоять в реке нелегко, течение бьёт по ногам, без покрытия тяжело удержаться. Немного постояли, задумавшись. Момент ведь действительно особый, одно из священных мест на Земле. Сколько же видели эти воды за тысячелетия! Троекратно перекрестились и три раза окунулись. Приятная прохлада придала силы после раннего пробуждения. Выходить не хотелось, но на берегу ждали другие туристы. Вот и состоялось наше второе Крещение в святых водах Иордана.

 Переоделись, и осматривались, запоминая эту картину. Не каждому удаётся побывать в таком месте, и спасибо судьбе за такую возможность. Вряд ли когда-то ещё мы придём на этот священный берег.

 От Иордана автобус взял курс на Мёртвое море. В салоне было тихо. Сказалась и усталость, и нахлынувшие мысли и впечатления. Метров через 300 от реки мы проехали высоченные оборонительные укрепления. Эти военные сооружения смотрятся  особо угрожающе на фоне безжизненной пустыни. Израиль с момента своего образования стал государством – крепостью, окружённый со всех сторон арабами. Хотя после Второй мировой  войны была наивная надежда, что здесь будут мирно жить все народы, которым судьба определила эти благословенные земли. Но, к сожалению, палестинцы и израильтяне отгорожены друг от друга бетонными стенами, колючей проволокой, минными полями и, самое печальное, стеной недоверия, вражды, ненависти.  

 Что мешает им вместе обихаживать и обустраивать этот суровый, но прекрасный край, перекрёсток цивилизаций, религий, кладезь исторических памятников и достопримечательностей, исток многих  мировых знаний? Для мира на этой земле нужно совсем немного и очень много. Мир здесь будет тогда, когда и в Израиле, и в Палестине установится власть народа, власть трудящихся.  Рабочим, крестьянам, учителям, врачам, инженерам делить нечего, власть трудящихся неизбежно является властью интернациональной. Но путь к этому долгий. Пока господствует глобальный капитал, он не позволит трудовому народу взять судьбу в свои руки. Разжигание межнациональной розни, войны – самый лучший способ и управления людьми через страх и ненависть, и обогащения. Но ничего вечного нет. Придёт время, и наступит на полюбившейся нам священной земле мир и благополучие.

 А день Крещения ещё не завершился. Несмотря на все капризы этой зимы, традиция крещенских морозов не нарушена. Конечно, они были не такими суровыми, как обычно, но, всё-таки, пришли, и держатся почти неделю. Может быть, хотя бы остаток зимы будет по-настоящему зимним. Всё-таки, нам тяжело без снега и мороза.

 

         Денис Данилевский

Фото из личного архива автора