Тихая вторая годовщина

Газета "Flash!"

Тихо, незаметно прошла вторая годовщина трагических январских событий 2022 года. Никаких официальных мероприятий не было. Наверное, заранее было запланировано, что эту неудобную тему президент Касым-Жомарт Токаев упомянет лишь в интервью газете «Egemen Qazaqstan», опубликованном 3 января.

 5 января на телеканале «Хабар» вышел документальный фильм «Қантар. Попытка госпереворота. Как это было». Этим со стороны высшей власти всё и ограничилось.

 В канун первой годовщины в Алматы был открыт мемориала «Тағзым» памяти жертв январских событий. Это произошло 23 декабря 2022 г. На открытии присутствовал и выступил президент Касым-Жомарт Токаев. Напомним, что сразу после трагедии, на встрече с родственниками погибших сотрудников правоохранительных органов президент говорил, что в Алматы будет сооружён пантеон. Видимо, это подразумевало, что здесь будут начертаны имена всех погибших. Но до сих пор этого не сделано. На второй годовщине у мемориала не было никого из представителей власти. Собрались лишь родственники погибших, а неподалёку – у монумента Независимости почтить память жертв  пришли общественники и гражданские активисты.

 В Усть-Каменогорске официально сообщили только об одном мероприятии. 5 января в воинских частях регионального командования «Шыгыс» Национальной гвардии РК почтили память двух солдат срочной службы, погибших в тех событиях.

 В интервью президент ещё раз озвучил официальную версию случившегося в январе -2022.

«После моего избрания Президентом в 2019 году был взят курс на демократизацию политической системы, либерализацию общественной жизни, демонополизацию экономики. К разработке и реализации реформ активно подключились общественники, гражданские активисты, эксперты. Скажу откровенно: этот новый курс вызвал резкое неприятие влиятельных лиц, воспринявших его как угрозу глубоко укоренившемуся положению дел в стране и своему привилегированному статусу во властных структурах. С их стороны постепенно нарастало скрытое, а зачастую и открытое сопротивление реформам. В конце концов, чтобы повернуть вспять преобразования и восстановить прежние порядки, они решились на крайние меры.

Эта группа высокопоставленных лиц имела огромное влияние на силовые структуры и криминалитет, поэтому был выбран вариант организации насильственного захвата власти. По данным следствия, подготовка началась примерно с середины 2021 года. Затем Правительство приняло непродуманное, неправомерное решение по резкому повышению цен на сжиженный газ, и в Мангистауской области подстрекаемые провокаторами люди вышли на демонстрации», - сказал Токаев в интервью.

«В попытке государственного переворота совместно участвовали экстремисты, криминалитет, религиозные радикалы. Они преследовали цель посеять страх среди граждан, дезорганизовать государственные институты, подорвать конституционный строй и, в конечном итоге, захватить власть».

Президент отметил и более глубинные причины. «На мой взгляд, к трагическим январским событиям привели многолетние нерешенные социально-экономические проблемы и общий застой, перешедший в деградацию власти и общества. Это было видно, как говорится, невооруженным взглядом».

 Эта версия общеизвестна, она была озвучена практически сразу после трагических дней января – 2022. Такая же версия проходит главным мотивом и в пока единственной книге, посвящённой этим событиям, написанной российским журналистом Леонидом Млечиным «Трагический январь. Президент Токаев и извлечение уроков». Книга вышла в канун первой годовщины Кантара, сейчас она в продаже в сети книжных магазинов «Меломан». В ней впервые были озвучены некоторые закулисные подробности тех дней, о которых рассказал и президент в своём интервью, в частности, о взаимоотношениях Назарбаева и Токаева в период кульминации событий.

Но ни книга, ни интервью не отвечают на главный вопрос – если это был заговор с целью захвата власти, то, кто им руководил? Кто должен был прийти на смену Токаеву?  Главным заговорщиком пока является бывший председатель КНБ Карим Масимов, он и осуждён за государственную измену и насильственный захват власти. Неужели Масимов сам хотел стать президентом? Материалы следствия и суда засекречены, поэтому остаётся только задавать вопросы, на которые, впрочем, никто не даст ответов. Вот только несколько таких вопросов.

 Почему эпицентром событий стал город Алматы, а не столица? Все революции, удавшиеся и неудавшиеся восстания, перевороты, путчи происходят в столицах. Токаев в интервью говорит, что «по линии МВД поступали сведения о подготовке различных атак на Акорду, в том числе с использованием грузовиков». Как-то совсем нелепо выглядит картина штурмующих резиденцию президента грузовиков. Это всё-таки не областной акимат. В Астане вообще практически не было никаких акций протеста. Странно. Зачем вообще протест был обращён в насилие, погромы, мародёрство, поджоги зданий органов власти? Почему заговорщики не выбрали успешно опробованный вариант украинского Майдана?

 Если заговорщики пытались захватить власть, почему они не обнародовали свою программу, не подвели под необходимость смены президента идеологическую базу? Допустим, что они достигли бы своей цели. И как им объяснять народу произошедшее – что законно избранная власть ушла под давлением народного протеста?  А какие цели преследовал протест? Кстати, в первые дни на митингах в Западном Казахстане и в других регионах самым популярным был лозунг «Шал кет!», и имелся в виду Нурсултан Назарбаев.  А в Талдыкоргане и вовсе снесли его памятник. И что – после этого сам Назарбаев, кто-то из членов его семьи, или его ставленник при полном народном одобрении получает пост главы государства? Очень странная и заведомо обречённая на неудачу попытка захвата власти.  

 Наконец, кто из «влиятельных лиц», оказывающих сопротивление реформам Токаева, потерял свой «привилегированный статус»? Кто лишился своих капиталов? Такое впечатление, что в качестве «жертвоприношения» были выбраны не самые ближние родственники Назарбаева – его племянник Кайрат Сатыбалды и Кайрат Боранбаев -  сват Дариги Назарбаевой. Они действительно добровольно вернули государству свои активы на миллиарды долларов, получили реальные сроки, а Сатыбалды до сих пор сидит, ему отказали в УДО. А вот зять первого президента Тимур Кулибаев и его супруга Динара по-прежнему возглавляют список богатейших людей Казахстана по версии журнала Forbes, их активы только увеличились.

 Да и громогласно объявленная кампания по возврату незаконно приобретённых активов проходит ни шатко, ни валко.  Информации о деятельности правительственной  комиссии по возврату государству незаконно приобретённых активов, комитета генеральной прокуратуры с аналогичным названием и специально созданного государственного  ТОО «Компания по управлению возвращёнными активами» в широком доступе нет. По последним данным возвращено активов на 944,6 млрд. тенге, из них из зарубежных стран на 589 млн. долларов. Пока негусто. Что это за активы и какова их дальнейшая судьба – неизвестно. Видимо, пока решают – кому они достанутся. В этом, скорее всего, и главный вопрос – ведь не будут же все эти  активы находиться в государственной собственности и использоваться на благо народа!

Ну, а олигархов местного масштаба вообще никто не трогал. В Восточном Казахстане не было никаких проверок законности приватизации и фактов возврата активов. Удельные князья чувствуют себя вольготно.

 Что вообще изменилось? Пожалуй, лишь Токаев избавился от абсурдной ситуации фактического подчинения Елбасы, стал полновластным президентом?

«Произошел заметный отрыв отдельных исполнительных органов от трудных реалий и потребностей граждан. У представителей властных структур сформировалось искаженное представление о жизни людей, их чаяниях и запросах.

Обострилась и проблема неравенства. Она усугубляется из года в год, хотя средние показатели доходов населения вроде бы растут, по крайней мере, на бумаге.

Однако за приличными средними заработками скрывается сильное имущественное расслоение в обществе. Многие насущные проблемы граждан не решены.

Обеспечение благополучия и качества жизни – главная задача государства. Эти слова следует перевести в плоскость реальных дел. Доходы всех групп населения должны расти по мере роста экономики. Это непреложная аксиома, которая в нашем случае не работает.

Много справедливых вопросов вызывает эффективность и доступность мер государственной поддержки. Сложившаяся система ориентирована главным образом на обслуживание крупных структур по принципу: «друзьям все, остальным – по закону».

По сути, данная система еще более усиливает олигополию в экономике. Большие предприятия пользуются особыми привилегиями, подавляя конкуренцию и препятствуя проведению реформ.

Необходимо констатировать, что в целом эффективность диалога чиновников с гражданами по-прежнему низка. Руководители госорганов не умеют, а порой и боятся общаться с народом. Члены Правительства должны регулярно выезжать в регионы, а акимы регионов обязаны проводить постоянные встречи с жителями каждого населенного пункта.

Еще одна проблема – тотальная бюрократия. Она справедливо формирует у граждан представление о госаппарате как медлительной, равнодушной машине. Бюрократия – одна из главных причин некачественной реализации реформ. От этой болезни предстоит излечиться всем нам». Это фрагменты из выступления президента на заседании мажилиса 11 января 2022 года.

 Прошло ровно два года. Поменяйте дату этого выступления на 11 января 2024 года и можно говорить то же самое. Самое печальное, что рухнули даже иллюзорные надежды на возможность хоть каких-то перемен. Страна не приблизилась  хотя бы к самым минимальным буржуазно-демократическим реформам. Под лозунгами «Нового» «Справедливого» Казахстана общественные, экономические, политические противоречия только нарастают. Законы общественного развития таковы, что если противоречия не находят своего разрешения, то социальные потрясения неизбежны.

  Почтим память всех 238 погибших.

 

                            Денис Данилевский

На фото – президент Токаев на открытии мемориала жертвам январских событий, 23 декабря 2022 г.