Об этом аким Восточно-Казахстанской области заявил на своей первой пресс-конференции после назначения на эту должность, состоявшейся в Службе центральных коммуникаций в Астане.
В ходе пресс-конференции ему были заданы такие вопросы: «Даниал Ахметов проработал акимом ВКО 9 лет. Сколько лет нужно Вам, чтобы решить проблемы региона?», «Как складываются Ваши отношения с теми предпринимателями, которые судились с Ахметовым?».
- Даниал Кенжетаевич проработал акимом области более 8 лет, как раз в ноябре должно было быть 9 лет - уточнил Ермек Кошербаев. – Мне довелось три недели проработать с ним, когда я был первым заместителем акима, а потом меня назначили в министерство сельского хозяйства. Конечно, я не ожидал, что по прошествии стольких лет вернусь в дорогую моему сердцу, родную область.
- Проблемы всегда были, есть и будут, - продолжил свои размышления Ермек Беделбаевич. – И когда я буду уходить – проблемы будут. Поэтому считаю, что если кто-то что-то создал, а я должен это решать – это неправильно. Прежде всего, мы должны базироваться на том, что мы просто должны улучшать жизнь населения. Инструменты для этого давно известны: создавать условия для бизнеса, открывать новые рабочие места, увеличивать налогооблагаемую базу. И когда пойдут ответные поступления из бюджета – создавать элементарные условия в здравоохранении, культуре, образовании. Я вижу своей целью эту работу. Я буду её продолжать вне зависимости от того, что я должен ликвидировать чьё-то наследие. Такого нет, я просто буду работать, чтобы жизнь жителей Восточно-Казахстанской области менялась к лучшему.
Аким ВКО рассказал и о своих отношениях с предпринимателями.
- Моя самая первая публичная встреча была с бизнес-сообществом. Мы договорились, что будем работать по принципу максимальной открытости. Дорога открыта для всех. Можешь работать – работай, не можешь – уступи другому, но мы переговорим, чтобы оставалась возможность работать. Там были и предприниматели, которые попали в «чёрный список». Не знаю, по каким причинам. Они из Самарского района, очень рьяно выступали. Мы встретились, переговорили. Очень хороший предприниматель. Сейчас у него пока запрет на участие в госзакупках. Но местные предприниматели предоставляют ему работу на условиях субподряда. В любых условиях можно найти какие-то решения. Но чтобы создавать для кого-то какие-то особые «тепличные условия» - такого нет, и, надеюсь, что не будет
Видимо, аким имеет в виду Александра Федосова – директора ДСУ №14. Действительно, во времена Ахметова он и ряд предпринимателей Усть-Каменогорска и Семея попали в «чёрный список». Противостояние Федосова с властью началось с его открытого письма акиму Усть-Каменогорска Жаксылыку Омару. Он был и в числе тех, кто летом 2020 года написал обращение к Ахметову о нарушениях в проведении государственных закупок в области и областном центре. Тогда практически все заказы на ремонт дорог оказались у двух фирм. По распоряжению Ахметова была даже создана специальная комиссия, но она не нашла никаких нарушений. Позже департамент внутреннего государственного аудита всё же подтвердил факты ряда нарушений, но было уже поздно, все акты выполненных работ подписали, оплату провели.
Ещё через год предприниматели Усть-Каменогорска и Семея провели совместный «круглый стол» и приняли обращение к президенту с просьбой прислать в регион республиканскую комиссию для рассмотрения всех указанных фактов злоупотреблений и решения кадрового вопроса - отставки акима области. Комиссию никто не прислал, а вот авторы обращения подверглись жёсткому преследованию. Особенно досталось семейчанам – уголовные дела, обыски, выемки документов, изъятие мобильных телефонов, блокировки счетов. Бизнесмен, зачитавший обращение к президенту, был приговорён к лишению свободы за репост видеоролика, в котором содержались сведения, не соответствующие действительности, но затем апелляция изменила приговор на ограничение свободы. Такого преследования оппонентов акима в истории ВКО ещё не было. Даниал Ахметов показал свою полную неспособность к конструктивному диалогу, нетерпимость не только к критике в свой адрес, но и к любому мнению, отличающемуся от его личного мнения. Тем не менее, он пробыл у власти ещё год. И даже оказался первым акимом, избранным на эту должность депутатами области из двух кандидатов в декабре 2022 года.
Итак, Ермек Кошербаев не будет ликвидировать наследие Даниала Ахметова. В чём смысл этого заявления? Может быть в том, что бизнес-интересы Ахметова, его семьи и приближённых к нему олигархов местного масштаба никто не тронет? Будет ли и дальше расти мощь этой «группировки» или за ней сохранятся лишь прежние «достижения»? Ответ на этот вопрос мы узнаем весной следующего года, когда станут известны результаты госзакупок на ремонт дорог. Ермек Кошербаев на пресс-конференции объявил, что следующий год станет «Годом дорог». Он сообщил, что только на ремонт трасс областного и районного значения выделяется 15 млрд. тенге. С учётом ремонта улиц городов и посёлков области эта сумма составит 28 млрд. тенге. Как будут распределены эти колоссальные средства между дорожно-строительными предприятиями – по закону, или по «понятиям», по «влиятельности»? Тогда и станет понятно насчёт «тепличных условий». Если всё пройдёт по закону, и победят действительно лучшие и сильнейшие - то можно будет сказать, что наследие Ахметова, всё-таки, преодолевается. Ермек Беделбаевич, конечно, понимает, что за такие средства схватка будет жесточайшей. В ход пойдут все ресурсы. Итоги конкурсов под увеличительным стеклом будут изучать не только сами участники, но и общественники, журналисты.
К сожалению, остаются на месте кадры, работавшие при Ахметове. И не просто остаются, но и даже возвращаются с повышением, как это произошло с назначением на должность заместителя акима ВКО Бакытжана Байахметова. Кадровых перемен, по сути, нет. Похоже, ничто не угрожает и дальнейшему пребыванию на посту акима Усть-Каменогорска Жаксылыка Омара. Пошёл уже шестой год, как он руководит городом. Видимо, Омар будет работать вплоть до проведения выборов акимов областных центров. Эти выборы намечаются на 2025 год. Если Омар дойдёт до этой избирательной кампании и будет в ней участвовать, то, наверняка имеет все шансы стать первым «всенародно избранным» главой областного центра. В нынешних условиях проведения выборов другого результата просто не может быть. Тогда он с лихвой побьёт рекорд своего шефа Даниала Ахметова по пребыванию в должности.
Сохранение прежнего кадрового состава, особенно на руководящих позициях, это главная предпосылка к тому, что «наследие» Ахметова всё-таки будет оказывать своё влияние. Можно утешиться мыслью, что наверняка такого беспредела уже не будет. Это видно даже по ходу пресс-конференции в столице. Ахметов вёл себя на этих встречах с журналистами подчёркнуто высокомерно, развязно, частенько его просто «несло». То и дело он обращался к работникам масс-медиа со своей знаменитой снисходительной фразой - «мой молодой друг». Частенько произносил эпатажные фразы, типа «Усть-Каменогорск – абсолютно европейский город». Кошербаев вёл себя гораздо проще, сдержанно, никакого высокомерия, эпатажа, куража.
Но, в то же время, ни в его почти 40-минутном отчёте, ни в ответах на вопросы не прозвучали пути решения важнейших проблем региона. Впрочем, а разве есть такой план в целом по стране? Государственное управление сейчас чисто ситуативное, по принципу «будет день – будет и пища». Ясно виден только курс на предоставление природных ресурсов иностранцам. Разве может в такой ситуации ставить какие-то глобальные задачи региональный аким? Он честно сказал – собирать бюджет и его распределять. Без всяких «звёзд с неба».
Денис Данилевский
Фото – ortcom.kz