Для чего хотят запереть Тургусун?

Газета "Flash!"

Три гидроэлектростанции на реке Тургусун протяжённостью 32 километра. Сами станции расположатся  на участке длиной в 18,8 км. Многовато и даже тесновато  на таком небольшом расстоянии.  После возведения всех ГЭС река превратится в сплошное водохранилище, и практически потеряет своё природное предназначение. Тургусун, который веками вольно нес свои воды, окажется запертым.

 Вслед за Тургусунской ГЭС-1, которая уже введена в строй, намечается строительство ещё двух ГЭС на этой горной реке. «Для реализации проекта по строительству Тургусунской ГЭС-2 мощностью 43,8 МВт ТОО «Тургусун ГЭС-2» разработано технико-экономическое обоснование, имеется положительное заключение государственной экспертизы от 6 ноября 2017 года. Планируемый срок ввода в эксплуатацию – 2028 год. Ведутся проектно-изыскательные работы по строительству Тургусунской ГЭС-3 (мощностью 90-120 МВт)». (Источник – прогноз социально-экономического развития ВКО на 2024-2028 гг.)

 Действительно ли эти ГЭС столь необходимы, чтобы вторгаться в первозданную природу таёжного края? В министерстве энергетики РК в ответ на запрос редакции целиком и полностью поддержали строительство ГЭС на Тургусуне. Вице-министр Бакытжан Ильяс сослался на Парижское соглашение по сокращению выбросов парниковых газов, которое поддержал и выполняет Казахстан. «Для наращивания потенциала развития ГЭС, Правительством утвержден План развития гидроэнергетической отрасли до 2030 года, в рамках которого предусмотрена реализация проектов ГЭС суммарной мощностью свыше 2 ГВт», - сообщает вице-министр.

 Каков же вклад действующей и планируемых ГЭС на Тургусуне в общую мощность электроэнергетики и выработки электроэнергии в ВКО? Мощность действующей ГЭС -1 -  24,9 МВт, планируемых ГЭС -2 (43,8 МВт) и ГЭС-3 (90-120 МВт), итого около 170 МВт. Это в 10 раз меньше мощности трёх ГЭС на Иртыше (УК ГЭС – 335 МВт, Бухтарминская – 675, Шульбинская – 702, итого 1712 МВт).

 Максимально возможная выработка электроэнергии ГЭС на Тургусуне: ГЭС -1 – 79,9 млн. кВт/ч, ГЭС-2 – 127 млн., ГЭС-3 – 334,2 млн. Итого 541,2 млн. кВт/ч. И две станции на Тургусуне ещё предстоит построить, их показатели чисто расчётные.

 Выработка   трёх действующих ГЭС на Иртыше: УК ГЭС – 1 млрд. 580 млн. кВт/ч (2022 г.), Шульбинская ГЭС – 1 млрд. 553 млн. (2022 г.), Бухтарминская ГЭС – среднегодовая выработка – 2,8 млрд. Итого – 5 млрд. 993 млн. кВт/ч.

  За последние годы производство электроэнергии в ВКО снижается (2021 г. 9,2 млрд. кВт/ч, 2022 – 8,1 млрд.). Но при этом снижается и потребление (2021 г. – 9,6 млрд., 2022 – 9,045 млрд. кВт/ч).  Крупные потребители электричества, промышленные предприятия  принимают меры по снижению энергозатрат. Например, значительно снизилось потребление электричества  на предприятиях «Казцинка».

 «За 8 месяцев 2023 года выработано 4,16 млрд. кВт/час. Значительная доля электроэнергии в области вырабатывается за счет гидроресурсов (59,21%) и угольных электростанций (36,85%). В соответствии с Законом «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», к ВИЭ относятся Тишинская, Хайрузовская, Ульбинская, Тургусунская и Зайсанская гидроэлектростанции. За 8 месяцев текущего года выработка электроэнергии на них составила 164,1 млн. кВт/час или 3,94% от общей выработки по области» - данные из прогноза социально-экономического развития области на 2024-2028 гг. Текущие данные ещё скромнее, и это на всех малых ГЭС области, а не только на Тургусунской ГЭС -1.

  Итак, вклад первой ГЭС на Тургусуне в выработку электроэнергии  мизерный. Кстати, именно по этой причине и была закрыта Тургусунская ГЭС, построенная в советское время. Её возвели в 1935 году, а прекратила работу станция в 1957 году. К тому времени уже ввели в строй УК ГЭС, началось возведение Бухтарминской ГЭС. Дальнейшая эксплуатация маломощной гидростанции не имела никакого экономического смысла.

 А самую первую ГЭС на Тургусуне построили французы в 1902 году, но в этом же году плотину полностью смыло мощным паводком.

 Какое воздействие строительство трёх ГЭС на небольшой реке и среди нетронутой тайги окажет на этот уникальный уголок первозданной  природы? Имеются ли расчёты по воздействию на реку Тургусун и общий водный баланс, сохранение тайги, растений и животного мира в этом районе?     Не окажется ли разрушительное воздействие на природу гораздо выше предполагаемого экономического эффекта? Такие вопросы задала редакция министерству энергетики.

 Ответ дан весьма краткий. «Строительство ГЭС реализуется в соответствии с Экологическим кодексом РК». Высшие энергетики страны посоветовали обратиться в министерство экологии и природных ресурсов.

 Заключение государственной экологической экспертизы по проекту строительства Тургусунской ГЭС-1 положительное и оптимистическое. «Воздействие на поверхностные и подземные воды оценивается как допустимое. Место под строительство не относится к заповедной территории. Редкие растения, занесённые в Красную книгу, также отсутствуют. Часть земель под ГЭС относится к землям государственного лесного фонда и для их компенсации будут рассчитаны потери. На территории санитарных зон и зоны затопления предусматривается удаление всей растительности, а также корчёвка и вывоз пней. Для охраны и защиты ихтиофауны, планируются рыбозащитные сооружения, а также рыбопропускное сооружение в теле плотины. Планируется зарыбление мальками тайменя реки Бухтарма. Необратимых негативных последствий для животного и растительного мира в результате строительства не ожидается».

По мнению руководства ТОО «Тургусун 1», станция отвечает всем современным техническим и экологическим требованиям, затапливает минимум территории и не наносит вреда речной экосистеме.

  Но есть и другие оценки. «Ни в одном из заявлений ТОО «Тургусун-1» и государственных структур, публикациях в СМИ,  не говорится о сохранении миграции рыб в реке Тургусун. Таймень является крупнейшим представителем лососевых рыб в мире, занесён в Красную книгу Казахстана и обитает исключительно в этих районах страны.

На фото и видео с проекта видно множество умирающих деревьев, оставшихся в зоне затопления. Это означает, что древесную растительность не потрудились даже убрать со дна будущего водохранилища. Хотя это было требование экспертизы 2019 года. Теперь она там будет гнить, и выделять метан – парниковый газ, оказывающий наиболее существенное влияние на изменение климата». Это мнение Евгения Симонова, международного координатора коалиции «Реки без границ».  Источник  https://ec-info.org/project/gidroelectrostanciya/

 Ещё несколько фактов об особенностях  строительства Тургусунской ГЭС -1. Главным подрядчиком стала китайская компания China International Water & Electric Corporation (CWE) – Китайская международная корпорация водного хозяйства и энергетики. Данная ГЭС является первым казахстанско-китайским проектом в области гидроэнергетики с момента запуска инициативы «Один пояс -  один путь». Всё оборудование на станции производства КНР, обошлось оно примерно в 4 млрд. тенге. По информации руководства ТОО «Тургусун-1» затраты на сооружение станции оказались выше запланированных  из-за изменений в проектно-сметной документации, увеличения объёма  строительства  и  удорожания стройматериалов. Проектированием, а также рабочей документацией и авторским надзором занималась китайская сторона. Источник https://kapital.kz/economic/99928/turgusunskaya-g-es-budet-proizvodit-do-80-mln-kvt-ch-energii-v-god.html

Проектировщики видимо не учли местные климатические условия, поэтому  строительная площадка Тургусунской ГЭС была сильно повреждена наводнениями из-за обильных осадков в 2018 и 2019 годах. Строительный котлован ГЭС затапливало 8 раз, что нанесло ущерб в 100 млн. тенге.

 Основным участником собственника ГЭС -  ТОО «Тургусун 1» -  является Талгат Ахметов – сын бывшего акима ВКО Даниала Ахметова.  История строительства гидростанции на Тургусуне началась ещё в 2012 году, когда областное  управление природных ресурсов и регулирования природопользования  выдало положительные заключения на возведение в Зыряновском районе  малых ГЭС. Но так уж получилось, что главное участие в этом проекте принял сын Даниала Ахметова, пришедшего на пост руководителя области в ноябре 2014 года. Конечно, это лишь простое совпадение.

 Кому поступает электроэнергия с Тургусуна? Есть неофициальная  информация, что основными потребителями Тургусунской ГЭС -1 являются майнинговые фермы. Соответствует ли эта информация действительности?  На этот вопрос в минэнерго пояснили, что «ТОО «Тургусун-1» (собственник Тургусунской ГЭС-1) в рамках Закона «О поддержке возобновляемых источников энергии» реализует всю выработанную электроэнергию единому закупщику электрической энергии – ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии» в рамках заключённого договора покупки энергии». Тоже хорошо. Есть постоянный и надёжный покупатель. Судя по информации сайта Тургусунской ГЭС, стоимость кВт/ч составляет 16,71 тенге. На Шульбинской ГЭС, к примеру, цена в пять раз ниже – 3,2 тенге.  Если бы не гарантированный сбыт электричества государственной фирме, то вряд ли была бы очередь из желающих приобретать энергию на Тургусуне.     

 Переходим к финансовой составляющей. Стоимость строительства Тургусунской ГЭС -1 – 14,6 млрд. тенге. Из них 64% это кредитные средства Банка развития Казахстана и его дочерних компаний - Фонда развития промышленности и DBK Equity Fund. Остальная сумма -  собственные средства  компании. БРК предоставил льготный кредит на 12 лет.

 Ориентировочная стоимость ГЭС-2 – 50 млн. долларов (22,9 млрд. тенге по курсу на сегодня). Третья гидростанция по расчётам обойдётся в 250 млн. долларов (114,5 млрд. тенге). Итого почти 150 млрд. тенге на три ГЭС для выработки около 500 млн. кВт/ч. Колоссальные затраты, а эффект весьма низкий. Напомним, что потребление электроэнергии в ВКО составляет в последнее время в среднем 9 млрд. кВт/ч в год. От трёх ГЭС на Тургусуне получается лишь 1/16 от этого объёма, или 6,25%, и цифры эти пока гипотетические. Эти станции серьёзно  не повлияют на обеспечение региона электричеством.

 И, наконец, самая последняя информация. Строительство ГЭС-2 и ГЭС-3 на Тургусуне вошло в число проектов по энергетике, которые будут финансироваться за счёт пенсионных накоплений. На днях министр энергетики Алмасадам Саткалиев сообщил эту шокировавшую казахстанцев новость. Из ЕНПФ направят 1,5 триллиона тенге (всего на сегодня в Фонде 17,2 трлн. тенге накоплений)  на проекты по модернизации ряда энергетических  объектов и развитие «зелёной энергетики». Деньги через БРК и Фонд развития промышленности» будут выделяться в виде льготных кредитов. Можно предположить, что возведением ещё двух ГЭС на Тургусуне будут заниматься  бизнесмены, построившие первую ГЭС. Теперь они будут вести свой бизнес  за счёт наших накоплений на старость. Может быть, в этом и заключается главная идея этих гидростанций, а их экономическая эффективность совсем не имеет значения? Для этого, наверное, и хотят запереть Тургусун?

 

                                Денис Данилевский