Автопром Казахстана: все по-прежнему, но действующие лица другие

Газета "Flash!"

 «В Костанае стартовало строительство завода полного цикла по производству автомобилей Kia. В официальной церемонии запуска работ приняли участие первый заместитель Премьер-Министра РК Роман Скляр и аким Костанайской области Кумар Аксакалов.

Начало строительства столь крупного промышленного объекта стало результатом договоренностей Главы государства Касым-Жомарта Токаева с руководством южнокорейской компании. Напомним, в январе текущего года Президент, присутствуя на запуске мелкоузлового производства автомобилей Kia в Костанае, обозначил важность дальнейшего расширения промышленной кооперации и формирования инженерной базы.

 Производственная мощность нового завода, на котором планируется создать 1500 высокооплачиваемых рабочих мест, составит 70 тыс. автомобилей в год. В проект будет вложено порядка $250 млн. иностранных инвестиций.

В рамках своего выступления Роман Скляр отметил, что компания Kia впервые в истории делает прямую инвестицию в совместное предприятие и строительство завода за пределами Республики Корея.

«Строительство в Костанае завода полного цикла по производству автомобилей Kia можно назвать по-настоящему прорывным высокотехнологичным проектом для отрасли машиностроения. Данный проект даст реальный мультипликативный эффект, повысит уровень подготовки нового поколения инженерных и технических кадров, а также значительно ускорит переход на следующий этап развития локализации», — сказал он» - сообщает пресс-служба правительства РК 11 ноября.

 А ведь всё это уже было. Небольшой экскурс в историю.

  «АО «АЗИЯ АВТО» продолжает стремительное расширение модельного ряда. Не далее чем на минувшей неделе с конвейера завода сошли первые Chevrolet Cruze и Chevrolet Aveo. Уже 12 мая в Усть-Каменогорске состоялся запуск серийного производства автомобилей «KIA Motors», нового партнера «АЗИЯ АВТО».

 Модельная линейка новой марки представлена тремя автомобилями последнего поколения: внедорожниками KIA Mohave и KIA Sorento, а также седаном KIA Cerato.

Торжественный запуск по традиции посетил аким области. Бердыбек Сапарбаев особо отметил, что партнерские отношения с ведущими мировыми концернами стали возможны, благодаря авторитету АО «АЗИЯ АВТО», сложившемуся за 7 лет работы:

- Я надеюсь, что теперь в Казахстане, в основном, будут ездить на автомобилях, произведенных на заводе «АЗИЯ АВТО», – сказал глава области. - Кроме того, и наши соседи - страны Средней Азии, Сибирь, часть России также будут обеспечены автомобилями компании «KIA Motors».

Президент регионального офиса «KIA Motors Corp.» по Восточной Европе и СНГ г-н Эйч Ти Ли уведомил главу области о том, что завод полностью готов к конвейерному производству автомобилей KIA.

- Результаты проведенных испытаний подтверждают высокое качество пилотной партии выпущенных автомобилей. Уверен, что сотрудничество «KIA Motors Corp.» и «АЗИЯ АВТО» станет вторым рождением нашей марки на казахстанском рынке, - сказал г-н Эйч Ти Ли». Такую информацию распространила пресс-служба АО «АЗИЯ АВТО» в мае 2010 года, более 13 лет назад. В апреле 2019 г. на «АЗИЯ АВТО» был освоен выпуск полного модельного ряда KIA.

 «Глава государства запустил мелкоузловое производство (CKD) автомобилей Kia в Костанае.

 В рамках рабочей поездки в Костанайскую область Президент посетил автомобильный завод Allur. Касым-Жомарт Токаев ознакомился с работой предприятия и перспективами его развития на предстоящий период.

По словам руководства завода, в 2022 году было произведено продукции на сумму 614,2 млрд. тенге. Экспорт составил 21,5 млрд. тенге. На предприятии трудится свыше 2 тысяч человек.

На новой линии будут выпускаться автомобили Kia Sportage. CKD – мелкоузловое производство, включающее сборку автомобилей, сварочные и покрасочные работы в специальных цехах. Данные технологии по производству Kia на территории Центральной Азии и СНГ размещены лишь в Казахстане». Это уже сообщение пресс-службы президента РК от 21 января нынешнего года.

 История автопрома Казахстана прошла круг и вышла на следующий виток. Всё идёт по-прежнему. Но между сообщениями 2010 –го и 2023 года уже случилась трагическая история разгрома группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». В этой трагедии было всё. И жертвы, и пострадавшие, и узники застенков, и хитроумные комбинации министерств и ведомств, банка, высокопоставленных чиновников, только с одной целью – уничтожить холдинг. До сих пор, уже третий год¸ лишены свободы 8 топ-менеджеров компании, в том числе две женщины, из них год и один месяц в СИЗО, и год и один месяц под домашним арестом, хотя  до сих пор их вина  не доказана.

 В чём строительство завода в Костанае является «прорывным и высокотехнологичным» - знает, наверное, только вице-премьер Роман Скляр. Какой «прорыв» и «высокие технологии», если это заход по второму кругу? Да, это будет т.н. «завод полного цикла». Но если бы не уничтожение «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО», в Усть-Каменогорске уже три года мог работать завод полного цикла по производству 120 000 автомобилей в год самого востребованного модельного ряда «Lada». Он уже был возведён, осталось только установить оборудование. И не на иностранные инвестиции, а на собственные средства компании и банковские кредиты.

 Интересно, что Романа Скляра председатель совета директоров ГК «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» Анатолий Балушкин называл одним из организаторов уничтожения холдинга. 

 - О чем можно разговаривать, когда идет цель перебить наши контракты и утащить их на другие площадки? Все, точка. Под большим покровительством господина Скляра, и, к сожалению, премьер-министра (Аскара Мамина – ред.), действующего на сегодняшний день. Это надо понимать, - сказал Балушкин на собрании коллектива завода «АЗИЯ АВТО» в ноябре 2020 года.

 В реальности всё так и получилось. Контракты «перебили» и «утащили» на другие площадки. Казахстанский автопром так и остался на уровне  сборки, и никогда не выйдет выше этого уровня. Меры государственной поддержки собранных в Казахстане автомобилей никто отменять не собирается. Это льготные автокредиты для населения, утильсбор (хотя и сниженный), преференции по НДС, льготные кредиты предприятиям в рамках программы индустриально-инновационного развития, поддержка экспорта. Когда шел разгром БИПЭК АВТО, в соцсетях было немало  злорадных  комментариев на тему, что «теперь эти «тазики с болтами» накроются, и будем покупать недорогие, но качественные  подержанные иномарки». Но эти наивные  мечты не сбылись. «Тазики с болтами» продолжают выпускать, только уже другие действующие лица, а вот подержанную иномарку можно купить только внутри Казахстана, уже по второй или третьей перепродаже. И схемы с киргизскими и армянскими номерами уже не проходят.  Завозить из зарубежья – себе дороже из-за утильсбора и  таможенных пошлин.

 Вот, собственно, и всё. Но занавес опускать рано. В спектакле «Автопром Казахстана 2,0» нас ещё ждут весьма интересные и драматические  сюжеты.

 

         Денис Данилевский

На фото 1-3 – торжественный запуск строительства завода KIA в Костанае; фото 4 – начало сборки KIA на заводе «АЗИЯ АВТО», май 2010 г.; фото 5 – начало сборки KIA в Костанае, январь 2023 г.