«Численность малообеспеченных в Казахстане увеличилась почти на 40 тысяч человек. За 2022 год Казахстан не приблизился к достижению одной из Целей устойчивого развития (ЦУР) — ликвидации нищеты.
В рамках цели № 1 «Повсеместная ликвидация нищеты во всех её формах» к 2030 году необходимо сократить долю бедных хотя бы наполовину.
За прошлый год удельный вес казахстанцев, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума, не изменился. Как и в 2021-м, официально доля бедных в Казахстане составляет 5,2%.
На первый взгляд, хуже не стало. Но если рассмотреть все составляющие этого индикатора детально, вывод будет другим.
Во-первых, несмотря на неизменность общей доли, удельный вес городских жителей, живущих в бедности, вырос с 3,8% до 4%, а сельских — с 7,2% до 7,3%.
Во-вторых, абсолютное число бедных за прошлый год увеличилось на 39,7 тыс. — с 992,1 тыс. до 1,031 млн. человек (плюс 4%).
По данным Бюро национальной статистики». Это сообщение телеграм-канала https://t.me/KZnumbers
В Концепции перехода Казахстана к устойчивому развитию на 2007-2024 годы есть раздел «Борьба с бедностью и предотвращение социального расслоения». Вот что планирует делать государство для достижения этих целей: «В рамках мер по обеспечению устойчивого развития казахстанского общества необходимо предпринять дальнейшие шаги по ликвидации бедности путем принятия комплекса взаимосвязанных мер, в особенности в сельской местности. Эти результаты будут достигнуты путем: роста экономики всех регионов страны; развития сельского хозяйства, в том числе с применением более эффективных современных аграрных технологий; повышения эффективности системы социальной защиты населения, включая упрощение бюрократических процедур при получении социальных пособий, совершенствование политики занятости; вовлечения бизнес-сообщества в регионах страны в решение проблем бедности».
Только общие слова. Каким образом будет расти экономика всех регионов страны? А что значит «совершенствование политики занятости»?
В Концепции есть и раздел «Устойчивый экономический прогресс». Такой прогресс и должен, в первую очередь, снизить число бедных. Всего несколько выдержек из этого раздела. «Обеспечение устойчивого экономического развития Казахстана будет осуществлено путем: структурной перестройки экономики с постепенным снижением доли сырьевого сектора; развития «технологий прорыва», опережающих зарубежные аналоги, на основе стимулирования науки и инноваций; повышения энергоэффективности отечественной экономики в ходе реализации специальных государственных программ, единой политики в области преодоления энергетических потерь; технологического перевооружения экономики страны, стимулирования использования современных технологий и запрета на ввоз устаревших технологий и оборудования; сокращения в структуре национальной экономики доли предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы, развития наукоемких природосберегающих высокотехнологичных производств». Комментарии излишни.
Посмотрим более свежий документ – «Национальный добровольный обзор о реализации повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года». Этот документ был обсуждён на заседании правительства РК 21 декабря 2022 года.
Вот какими видятся «Дальнейшие шаги по реализации Цели устойчивого развития №1 – ликвидации нищеты»: «реализация программы по повышению доходов населения до 2025 года; разработка и принятие Социального кодекса в целях совершенствования и развития политики и законодательства в сфере социального обеспечения, а также приведение их в соответствие международным стандартам и рекомендациям; повышение минимальных социальных стандартов с учётом возможностей бюджета и международных норм; повышение эффективности деятельности центров по работе с малообеспеченными и многодетными семьями и женщин из числа многодетных семей».
Слов, как всегда, много. В «новой стратегии» упор делается на программу повышения доходов населения. Кстати, она принята уже по поручению президента Касым-Жомарта Токаева почти сразу после трагических январских событий. Всё остальное – это поддержка бедных из бюджета. Эту программу уже изменили, в марте т.г. увеличен срок её реализации – до 2029 года. Это и понятно – срок полномочий Токаева как раз истекает в это время.
В программе показана довольно печальная картина с доходами населения. Оказывается, в числе регионов, где высокая доля бедных, т.е., имеющих доходы ниже прожиточного минимума (40 567 тенге), и Восточно-Казахстанская область. Наш регион в числе 9 областей, где есть проблема низких трудовых доходов и высокая доля самозанятых. Реальность совсем не та, что на замечательных пресс-конференциях акима области Даниала Ахметова!
«В третьем квартале 2022 года 5,6 млн. человек или 64,1% занятого населения были заняты низкопроизводительным трудом. При этом 3,9 млн. наемных работников заняты в низкопроизводительных отраслях с низкими заработными платами. Бедность среди самозанятых. Также значительное число граждан не могут получить достаточный доход от самозанятости. В 3 кв. 2022 года в Казахстане более 2,1 млн. человек самостоятельно занятого населения, 49,5% из которых зарабатывают менее 100 тыс. тенге в месяц, 3,4% получают доход ниже величины прожиточного минимума». Итого 6 млн. человек либо работают за мизерную зарплату, либо сами пытаются выжить, но барахтаются в нищете! И ещё 453, 4 тыс. человек официально числящихся безработными в I квартале 2023 года. Всего почти 6,5 млн. человек из 9 млн. 485,3 тыс. рабочей силы в стране на I квартал нынешнего года!
Это страшная реальность. Что же планируется в программе повышения доходов населения к 2029 году? «Реализация Комплексного плана приведет к трудоустройству более 3,3 млн. человек, в том числе 2,3 млн. молодежи до 2029 года, увеличению доли оплаты труда в ВВП до 41,1% (с 30,1%), снижению уровня бедности до 5% (с 5,3%), безработицы до 4,6% (с 4,9%)». Вот такие ориентиры! Число бедных снизить на 0,3%, и безработных на этот же уровень! Действительно планов громадьё! И совсем не соответствуют эти цифры целям устойчивого развития, ведь если следовать этим целям, то число бедных нужно сократить к 2030 году наполовину.
В реальном секторе экономики намечено трудоустроить 947,7 тыс. человек. Из них, к примеру, через свободные вакансии на бирже труда – 320,4 тыс. Через реализацию мероприятий в рамках Системы государственного планирования – 107 тыс. Создание рабочих мест в рамках частных инициатив до городского и районного уровня – 341,8 тыс.
Система госпланирования – это различные программы, например, «Комфортная школа». Но ведь это непостоянные рабочие места. Построят школу – и всё. А где гарантия, что частные бизнес –проекты дадут работу более чем 340 тыс. человек? Кто их посчитал, эти проекты, да ещё на 7 лет вперёд?
Опять цифры, что называется, «от фонаря». Реализовать 100 проектов в обрабатывающей промышленности, привлечь для этого 800 млрд. тенге инвестиций, и будет создано 7 тыс. рабочих мест. Откуда эти цифры взяли? Какие конкретно проекты? Да и маловато на 100 проектов и инвестиций (в среднем по 8 млрд.), и рабочих мест (по 70 на проект).
В сырьевой экономике хорошо оплачиваемыми могут быть только рабочие места в добыче и переработке сырья. Недаром в городе Жанаозен у бастующих одно требование – трудоустроить в нефтянку. Но понятно, что нефтяные или газовые предприятия не могут взять всех работоспособных жителей этого города, а тем более – всей страны. В Усть-Каменогорске всё крутится вокруг «Казцинка», ТМК, УМЗ, впрочем, как и во всей области.
Сельское хозяйство не отличается высокими заработками.
Финансовый сектор даёт возможность неплохих доходов, но это лишь малая часть трудового населения, также, как и сфера телекоммуникаций, интернета. Гарантированную зарплату имеют бюджетники, из них особо выделяются госслужащие. Им её регулярно повышают. Что остаётся остальным? Торговля, сфера обслуживания, строительство, железная дорога и прочий транспорт, коммунальные услуги, нехитрый малый бизнес, различные формы самозанятости (частный извоз, сантехники, грузчики, уборка квартир, ремонт квартир, и прочее).
И эту реальность не изменить никакими программами. Бедность, безработица – неизменные спутники капитализма. Об этом прекрасно знает власть. Поэтому и ставит такие цели – снизить за 8 лет бедность на 0,3%. Даже если её не выполнить, всё равно никто не спросит. Ну, а уж о таком громком лозунге, как «повсеместная ликвидация нищеты во всех её формах», и речи быть не может. Даже в «Новом и Справедливом Казахстане».
Денис Данилевский