Иск Леонида Карташёва к акиму Усть-Каменогорска принят к рассмотрению

Газета "Flash!"

 Напомним, что известный общественный деятель, ветеран боевых действий в Афганистане, депутат Усть-Каменогорского городского маслихата II созыва Леонид Карташёв подал иск к акиму Усть-Каменогорска Жаксылыку Омару. Поводом стали массовые отказы в проведении мирных собраний. К иску приложено шесть таких отказов. Городской акимат мотивирует запрет на митинги и пикеты тем, что в этот день, в это время и на этом месте якобы будут проводиться какие-то мероприятия. Но никаких мероприятий не было, об этом составлены акты.

 Леонид Карташёв заявляет несколько исковых требований: привлечь Жаксылыка Омара к административной ответственности за нарушение законности. «Обязать акима г. Усть-Каменогорска прекратить порочную практику пренебрежительного отношения к соблюдению Конституционных прав граждан», «Поставить вопрос о его профнепригодности  в связи с  «несоблюдением обязанностей и ограничений», установленных нормами Закона "О государственной службе"».  А также Карташёв оценил нанесённый ему моральный ущерб и моральные страдания, связанные с циничным ущемлением гражданских прав, в 21,8 млрд. тенге.

Более подробно в статье «Леонид Карташёв требует от акима Усть-Каменогорска компенсации за нарушение конституционных прав», опубликованной 18 мая https://flashpress.kz/blog/flash/178301.html

 Судья Специализированного межрайонного административного суда ВКО Р. Какишева приняла иск к рассмотрению. Предварительное слушание состоится 8 июня. Уже сам факт принятия иска является событием. Вполне возможен был вариант оставить иск без рассмотрения по каким-нибудь формальным основаниям.  Независимо от того, какое будет принято решение, в зале суда должен появиться представитель акима. Наверняка Леонид Васильевич будет настаивать, чтобы присутствовал сам ответчик – Жаксылык Омар, а в качестве свидетеля – его заместитель Ирина Смит. Именно она подписывает все отказы на уведомления о проведении митингов, причём штампует их, как на конвейере,  с единственной причиной – проведение мероприятий. Если Омар и Смит не смогут доказать, что в этот день и в это время действительно проводились мероприятия, а у истца есть видео с фиксацией времени, получится, что они в официальном документе давали информацию, не соответствующую действительности, говоря проще, обманывали. Если копнуть глубже, то на проведение официальных городских мероприятий выделяются средства из бюджета, есть план их проведения, полиция должна обеспечить охрану общественного правопорядка.

 Будем следить за ходом этого судебного процесса. Если же говорить в целом о ситуации в стране с реализацией прав граждан на мирные собрания, то по сравнению со «старым Казахстаном» она не изменилась, а стала ещё хуже. Например, в Усть-Каменогорске депутаты городского маслихата ограничили количество участников митинга – не более 100 человек. Раньше таких ограничений не было. Если будет 101, это уже будет считаться нарушением, и организаторов могут привлечь к ответственности. Несмотря на уведомительный характер, всё равно акиматы имеют право запретить митинг, пикет или шествие. Хотя, подразумевается, что организаторы лишь уведомляют исполнительную власть, а мероприятие должно обязательно состояться. Если в указанном месте невозможно, власти предоставляют другую площадку. Но в Усть-Каменогорске доходит до абсурда: организаторы указывают два официально установленных  места проведения, но в ответ им пишут, что мероприятия будут проводить по двум адресам! И не предлагают другое место.

 Власть создаёт любые препятствия для свободного выражения гражданами своего мнения о происходящем в стране, для критики, для требований. Власть панически боится любых собраний, любого скопления хотя бы нескольких десятков людей, не говоря уже о тысячах. Власть, как правило, не реагирует даже на письменные обращения граждан, либо отделываясь отписками, либо отправляя жалобу тому, на кого жалуются. У людей нет никаких механизмов влияния на власть, донесения своих проблем и требований. Депутаты, которые вроде бы должны защищать интересы своих избирателей, как правило, либо послушно голосуют «за» антинародные решения, либо, если уж критикуют кого-то из отдельных чиновников, то, вероятно, по указке свыше, для создания видимости демократии. Выборы проходят с нарушениями и фальсификациями, независимые кандидаты не имеют никаких шансов стать депутатами даже на районном уровне.

 Десятки лет ведутся только разговоры о местном самоуправлении. Но дальше разговоров дело не идёт. Боятся чиновники и олигархи местного самоуправления. Не нужны им активные граждане, гораздо лучше молчаливое, бездумное и послушное стадо.

 Вот и получается, что проблемы только загоняются внутрь, консервируются, но не решаются. Ситуация накаляется до неизбежного социального взрыва, как это было в январе 2022 года. Народ, не имея легальных оппозиционных организаций, сильных профсоюзов, реального опыта участия в самоуправлении и механизмов влияния на власть, выплёскивает своё недовольство в погромах и беспорядках с многочисленными жертвами. Такие протесты гораздо легче подавить, отдав приказ открывать огонь на поражение, чем организованные акции с идейными лозунгами и чёткими, ясными требованиями, выражающими чаяния трудового народа.

 Но власть забывает, что всё конечно в этом мире. Есть предел и молчаливому народному терпению. Люди неизбежно перейдут к самоорганизации, несмотря на запреты и угрозы. К этому вынудят объективные обстоятельства, необходимость элементарного  выживания. Ход истории делает своё дело. Иск Леонида Карташёва к Жаксылыку Омару – это лишь небольшой эпизод на этом пути. Но и без него не будет движения вперёд.

                                                        Денис Данилевский