Так обычно говорят о холодной погоде. Поговорка подразумевает, что в мае уже очень тепло. Однако нынешний май заставляет серьёзно усомниться в теории глобального потепления. Впрочем, как и вся весна. До начала лета осталось полмесяца, а природа дала нам насладиться лишь несколькими тёплыми днями. Даже отопительный сезон завершился необычайно поздно.
Сильнее всего, наверное, в глобальном потеплении разочаровались садоводы и огородники, уже выехавшие на свои дачи. Вслед за почти 30-градусной жарой 28-29 апреля последовало похолодание и снег в ночь с 30 апреля на 1 мая. Утром первомайского праздника можно было видеть заснеженный огород, застывшие глыбы льда в ёмкостях с водой и замёрзшие трубы системы полива. Те, у кого нет печей и запасов угля и дров, ретировались в город ещё накануне. Мечты о первомайском шашлыке в честь открытия сезона и весеннем загаре превратились в сплошное разочарование.
Похолодание, дожди, угроза заморозков пока не дают в полную силу развернуться садово-огородным работам. Тем не менее, дачный сезон набирает силу. Многие уже высадили картошку, помидоры, морковь, другие овощи, цветы. Многотысячная армия дачников начала очередной поход за урожаем. Официальная статистика показывает солидный вклад садоводов – любителей в общий сбор овощей и фруктов по стране.
«В настоящее время в республике имеется порядка 335,8 тысячи дачных садоводческих хозяйств. Общая площадь земель, занимаемых ими, составляет около 44,3 тысячи га. Согласно данным Бюро национальной статистики, в 2021 году дачно-садоводческими хозяйствами было произведено 58,9% овощей, бахчевых, корнеплодов, а также 68,8% картофеля от общего производства данной продукции». Такие данные приводит директор Департамента стратегического планирования и анализа Министерства сельского хозяйства РК Сауле Молдабаева. Источник https://www.zakon.kz/6026761-minselkhoz-kazakhstana-predlagaet-dachnikam-stat-biznesmenami.html
Только вокруг Усть-Каменогорска десятки тысяч дачных участков. Горожане трудятся и отдыхают и на довольно большом расстоянии от областного центра, за 30-40 и более километров.
Сложностей у дачников полно. Об этом говорят и пишут уже десятилетиями. В советское время, при социализме дачные товарищества были составной частью предприятий. Об этом говорят даже сохранившиеся названия – «Авиатор», «Пищевик», «Алтайский строитель», «Текстильщик» и т.п. Еще в 1966 году был утверждён Типовой Устав садоводческого товарищества рабочих и служащих. В 1968 году вышло постановление союзного правительства и профсоюзов «Об устранении недостатков в работе садоводческих товариществ» (Источник – «Справочник профсоюзного работника», 1970 г.). Делами дачников на предприятиях занимались профсоюзные комитеты. Они распределяли земельные участки, помогали со стройматериалами, транспортом, подведением инженерных коммуникаций и т.д. После развала Союза и с приходом капитализма дачники остались один на один со всеми проблемами. В некоторых очень отдалённых от города дачных товариществах до сих пор нет электричества. В советское время не успели протянуть линию, а теперь за счёт самих дачников финансов на столь масштабные работы не хватает.
Кстати, в 2011-2014 годах в Казахстане действовала государственная программа по поддержке дачных садоводческих и подсобных хозяйств. Данная программа предполагала обеспечение дачников электроэнергией, поливной водой, автобусным сообщением и охраной общественного порядка. Также планировалось выделить из местных бюджетов по 50 миллионов тенге на организацию кооперативов, на финансирование дачников, чтобы они закупили оборудование, мини — тракторы, семена и т.д., помимо прочего для поддержки дачников — по 20 миллионов тенге через СПК на микрокредитование для приобретения первичного инвентаря, для постройки дачных домиков и т.п. Судя по всему, эта программа так и осталась на бумаге.
Минсельхоз советует дачникам определиться со своим правовым статусом, и тогда они якобы смогут рассчитывать на государственную поддержку. «Владельцы дачно-садоводческих хозяйств не могут участвовать в программах субсидирования по всем имеющимся мерам государственной поддержки на равных условиях с остальными сельхозтоваропроизводителями, так как не являются субъектами предпринимательства. Однако они могут стать полноценными субъектами АПК и получать меры господдержки. Для этого владельцам садоводческих хозяйств необходимо стать субъектом предпринимательства в формах ИП, а в дальнейшем объединяться в кооперативы, которые будут ориентированы на производство сельхозпродукции» - такой совет даёт Сауле Молдабаева в упомянутой выше статье о проблемах дачников.
Любят чиновники у нас давать советы, только для реальной жизни они совсем не годятся. Страшно далеки они от народа, поэтому и советы у них из области фантастики. Большинство дачников ведут совсем не товарное хозяйство, они выращивают урожай для семьи. Да, есть излишки, но этого маловато, чтобы стать фермером и получать прибыль. Даже если все дачники зарегистрируют ИП, создадут кооперативы, вряд ли они получат государственные субсидии. Ведь для этого нужно выполнить ряд серьёзных условий, в первую очередь, вырастить необходимый объём урожая. А значит, чтобы претендовать на субсидию, придётся забросить основную работу и профессионально заниматься сельским хозяйством на шести сотках. Немалая часть дачников – пенсионеры, какое уж тут фермерство! Лучше бы в минсельхозе продумали, как садоводам – любителям сдавать излишки урожая, вот это была бы реальная поддержка.
В отдалённых дачных товариществах экономическая выгода вообще весьма сомнительна. Расходы на ведение хозяйства немалые. Вспахать землю культиватором – 2000 тенге за сотку. Прицеп земли с навозом (на сленге дачников – «назём») – 25 000. Оплата взноса в товарищество, за полив, покупка средств против сорняков и вредителей, электроэнергия, транспортные расходы, уголь, дрова, ремонт и прочие хознужды – сумма за сезон выходит такая, что можно купить ту же картошку, овощи, фрукты на рынке. Цель, всё-таки, несколько другая, нежели просто прокормиться. В условиях Усть-Каменогорска просто необходимо выезжать из города – «газовой камеры», если уж «проклинал этот город я тысячу раз, а покинуть вовек не смогу». Как максимум – на всё лето, даже до октября, как минимум – хотя бы на выходные. Тогда есть шанс на сохранение и поддержание здоровья. Это уже социальный и даже политический вопрос.
В такой ситуации дачникам вряд ли нужна поддержка для выращивания урожая. Помощь необходима в вопросах инфраструктуры. Прежде всего, дорог к дачным массивам и организации транспортного сообщения. Подведение электричества, система полива, вопросы складирования и вывоза мусора. В городских товариществах – охрана общественного правопорядка и борьба с кражами. Почему бы средства для этих целей не выделять из экологических платежей предприятий – загрязнителей, поступающих в бюджет? Эти платежи должны полностью расходоваться на природоохранные цели. А разве выезд десятков тысяч людей за пределы загрязнённого города, поддержание здоровья, выращивание овощей и фруктов не подходит под этот критерий?
В городах дачные товарищества уже давно стали жилыми районами. Здесь обосновались переселенцы из умирающих сёл. На дачах разрешена регистрация, и купив дачный домик, внутренние мигранты становятся горожанами. Власти, наконец, осознали всю масштабность проблемы. В этом году к некоторым дачным массивам вблизи от города уже начали асфальтировать дороги, подводить электричество, организовывать автобусные маршруты. Может быть, постепенно дойдёт дело и до тех товариществ, которые находятся в 40-50 км от города? Например, просто необходимо построить самые элементарные платформы для остановки пригородного поезда. Страшно и больно смотреть, как старики, женщины карабкаются по многометровой насыпи, и совершают акробатические кульбиты, чтобы забраться в вагон. Средств нужно не так уж и много, компания «Казахстан темир жолы» получает миллиардные прибыли, а помощь людям будет реальной, а не в виде фантастических советов.
В этом году движение пригородного поезда «Оскемен 1-Алтай» по летнему расписанию с учётом нужд дачников началось довольно организованно, с 1 мая. Сразу пошли 4 вагона. А ведь бывало, что состав состоял из двух вагонов, и это в тот период, когда народ везёт рассаду! С 13 мая число вагонов увеличилось до шести. Фирма – перевозчик «Solux Express», видимо, провела серьёзную работу по заблаговременному решению этой многолетней проблемы. Вагоны поступили из Актобе, это видно по сохранившимся надписям прежних маршрутов. Они отремонтированы, в приличном состоянии. Чтобы не сглазить, но, похоже, с поездом дело, наконец, наладилось. Цена билета чуть подросла, но вполне приемлема за счёт субсидий из бюджета.
В пути дачники уже собирают подписи за изменение расписания движения. Просят, чтобы отправлялся поезд на полчаса позже (сейчас в 7.00 с Защиты), а прибывал в город на полчаса раньше (действующее время – 21.15 на УК вокзал). Тогда будет легче доехать до вокзала утром и добраться домой вечером. Пока основным средством попасть на станцию остаётся такси, а это 2-3 тысячи на поездку туда - обратно. Вечером на УК вокзале пассажиров ждёт только автобус маршрута №42 и трамвай. До сих пор руководство города во главе с акимом Жаксылыком Омаром так и не смогло, или не захотело решить вопрос вечерних рейсов автобусов и маршруток для пассажиров пригородного поезда. Наверное, это весьма сложно. Тогда давайте поезд будем подгонять под автобусы!
Из хороших новостей стоит отметить начавшуюся укладку асфальта на дороге в село Новотроицкое. Это обещание Жаксылык Омар давал ещё 4 года назад на встрече с жителями села, которое административно входит в Усть-Каменогорск. Может быть, теперь туда запустят автобус. Об этом тоже давал обещание аким города. Станет легче и путь ко многим дачам, находящимся вдоль железной дороги на Алтай. Всё-таки 20 км уже ехать по асфальту. А само село Новотроицкое, думается, станет весьма привлекательным для строительства загородных домов и может забрать лавры местной «Рублёвки» у Куленовки. Ничем не хуже Голубого залива. Минут 40 езды от города, на берегу Иртыша, все условия для прекрасного отдыха и даже постоянного жительства.
Денис Данилевский